Инструкционная карта практического занятия №7.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. В каком ряду все слова являются глаголами?
1) выписал, замерз, куплю, забыт
2) построен, нарисовала, берег, сшит
3) одет, смел, съел, сходите
4) выдержишь, дам, отбил, сотри
Задание №2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
1) люблю, придумывал, работать, спел
2) заснул, открылся, бегите, ищу
3) вспомню, покорми, прошелся, увижу
4) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем
Задание №3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
1) лягу, помогу, уберу, сделаю
2) учу, узнаем, принесите, сочиняю
3) встать, ползти, сплетничать, синеть
4) танцуешь, смущаться, выбрать, несу
Задание №4.У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, — ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня»?
1) чувствует — глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым
2) дышит — глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым
3) (не) мог бы — глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого
4) прожить — глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого
Задание №5.Глагол обозначает действия, протекающие различно. Какому наклонению соответствует каждое из указанных действий по характеру протекания?
1. Действие реально происходит во времени.
2. Действие возможно лишь при определённом условии.
3. Действие, к которому говорящий побуждает или запрещает его совершать.
А) Повелительное наклонение.
Б) Условное наклонение.
В) Изъявительное наклонение.
Задание №6. В каком предложении глагол повелительного наклонения?
1)Знаете ли вы украинскую ночь?
2)Омуза, расскажи торжественный поход
3)Петя проболел всю зиму.
4)Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Задание №7.Определите время и вид глагола.
1.А теперь взглянем от России на запад.
2.На листву, как на чудо, я гляжу благодарного.
А) Настоящее время, несовершенный вид.
Б) Будущее время, совершенный вид.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя глагольные части речи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Спряжение глаголов - это ...
1) изменение глаголов по падежам
2) изменение глаголов по родам и числам
3) изменение глаголов по лицам и числам
4) изменение глаголов по родам и лицам
Задание 2.Сколько временных форм имеют глаголы?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Задание 3.Если глагол отвечает на вопрос что делает?, что делают?, то он в форме ....
1) прошедшего времени
2) настоящего времени
3) будущего времени
4) неопределённой формы
Задание 4. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) что делает?, что делают?
2) что сделает?, что будет делать?
3) что делал?, что делали?
4) что делать?, что сделать?
Задание 5. Выбери глаголы будущего времени
1) пробежала
2) воркует
3) прилетит
4) напишу
Задание 6. Спряжение можно определять по неопределенной форме?
1) да
2) нет
Задание 7. У глагола, какого времени не определяется спряжение?
1) прошедшего
2) настоящего
3) будущего
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя глагольные части речи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Практическая работа №8
Тема: Знаки препинания в осложненном простом предложении.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление осложненных простых предложений;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №8.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.
Инструкционная карта практического занятия №8.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. Какие утверждения являются неправильными?
1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.
Задание №2.Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).
Задание №3.Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
1) Поезд мчит меня к счастью.
2) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
3) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
4) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.
Задание №4.Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).
1) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
2) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век — это кризис феодализма во всем мире.
4) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
5) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
6) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.
Задание №5.Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.
1)Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
2)Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.
3)Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.
4)Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.
Задание №6.Установите соответствие:
1) Подлежащее.
2) Обращение.
А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Задание №7.Установите соответствие:
1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»
2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
3) «Вот что, князь, тебя смущает?»
4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
А. Гости - подлежащее.
Б. Князь - подлежащее.
В. Гости - обращение.
Г. Князь - обращение.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя осложненные простые предложения.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание №1.Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:
1)обособленными
2) уточняющими
3) однородными
Задание №2.Место обобщающего слова в предложении:
1) обобщающие слова стоят только перед однородными членами
2) обобщающие слова стоят только после однородных членов
3) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них
Задание №3.Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:
1) обращениями
2) вводными словами
3) подлежащим
Задание №4.Определите, каким является обращение
Русый ветер, какой ты счастливый!
1) нераспространенное
2) распространенное
Задание №5.Определите, является ли выделенное слово вводным