Тема: Правописание прилагательных
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление именных частей речи (имя прилагательное);
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №5.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.
Инструкционная карта практического занятия №5.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. Как изменяются имена прилагательные?
1) по родам, падежам, числам;
2) по родам, падежам, числам и лицам;
3) по лицам, временам, числам;
4) по лицам и числам;
Задание №2.Определите, в каком варианте, верно,указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
1) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
2) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
3) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
4) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
Задание №3.Какое прилагательное не имеет краткой формы?
1) плохой;
2) хороший;
3) снежный;
4) маленький;
Задание №4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
1) снежный;
2) хороший;
3) плохой;
4) маленький;
Задание №5. Выберите вариант без ь на конце:
1) спряч.., картеч.., проч..;
2) печ.., мыш.., рож..;
3) знаеш.., поеш..те, сходиш..;
4) хорош.., могуч.., свеж…
Задание №6.Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
1) самый интересный;
2) острее;
3) наивысший;
4) жарче;
Задание №7.Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
1) (пепельно) русый оттенок;
2) (притворно)скромный взгляд;
3) (прекрасно)душное настроение;
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя прилагательное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Как изменяется имя прилагательное?
1) по числам и падежам
2) по родам и падежам
3) по числам, родам и падежам
Задание 2. В каком словосочетании есть имя прилагательное женского рода?
1) громкий голос
2) громкое пение
3) громкая музыка
Задание 3.С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) С глаголом.
2) С именем существительным.
3) С местоимением.
4) С предлогом.
Задание 4. Какие окончания у имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос КАКОЙ?
1) - ОЙ, - ЫЙ, - ИЙ.
2) - ОЙ, - ЕЙ.
Задание 5.В каком слове пишется буква Е?
1) волнующ…я беседа
2) к изнуряющ…й жаре
3) тощ…я корова
Задание 6.Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка.
1) о всеобщем мире
2) в колючий щетине
3) к гималайскому медведю
Задание 7.Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка в окончании прилагательного.
1) по высокому лбу
2) ввязкам болоте
3) к быстрому коню
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя прилагательное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Практическая работа №6
Тема: Правописание именных частей речи.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление именных частей речи (имя числительное);
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №6.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.
Инструкционная карта практического занятия №6.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
1) кто? что?
2) какой? чей?
3) какой? сколько?
4) что делать? что сделать?
Задание №2.Найдите словосочетание с числительным.
1) «тройка» за ответ;
2) третий по списку;
3) утроить усилия;
4) трёхэтажный дом;
Задание №3.Найдите собирательное числительное.
1) двадцать учеников;
2) две десятых урожая;
3) одиннадцать экземпляров;
4) двое очков;
Задание №4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
1) от 5 до 20; 30;
2) от 5 до 20;
3) от 5 до 30;
4) от 5 до 25;
Задание №5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?
1) двое учеников;
2) двое учениц;
3) трое лисят;
4) трое ножниц;
Задание №6. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?
1) пятьдесят — количественное числительное, сложное
2) сто первый — порядковое числительное, составное
3) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа
4) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа
Задание №7. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?
Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.
1) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего
2) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
3) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
4) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя числительное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:
1) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;
2) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;
3) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное;
4) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое;
Задание 2.С какими словами употребляются собирательные числительные?
1) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
2) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
3) баран, школа, яблоки, деревья;
4) училище, лодка, гвоздь, кошка;
Задание 3. Какими частями речи являются слова: удвоить, второй, вдвое, двойка, дважды, двойной, двумя, по двое?
1) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие;
2) числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие, глагол;
3) наречие, глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное;
4) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, числительное, числительное, наречие;
Задание 4. Где пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600?
1) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот;
2) одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
3) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
4) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот.
Задание 5. Как склоняется числительное 90?
1) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
2) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
3) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
4) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Задание 6.Как склоняется числительное 645?
1) числительное не склоняется;
2) склоняется только последнее слово;
3) склоняются все части числительного;
4) склоняется только первое слово;
Задание 7.Как склоняются простое порядковое числительное?
1) как дробное числительное;
2) как собирательное числительное;
3) как имя существительное 3 склонения;
4) как имя прилагательное.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя числительное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Практическая работа №7
Тема: Правописание глагольных частей речи.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление глагольных частей речи;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №7.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.