Выполнению практических работ
Выполнению практических работ
учебной дисциплины Русский язык
Для всех специальностей
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия отводится 25минут, на выполнение практических заданий по русскому языку дается 60 минут.
2.Практическая работа состоит из 9 заданий. Задания, отмеченные *, - повышенной трудности.
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?
Критерии оценки.
Минимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-5,6.
Максимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-9.
Практическая работа №1
Тема: Текст как произведение речи.типы речи.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление функционально-смысловые типов речи;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №1.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.
Инструкционная карта практического занятия №1.
Вариант №1.
Практикум.
Задание 1. Определите тип речи:
Между тем наступила зима. А зимняя Куоккала была совсем не похожа на летнюю. Летняя Куоккала, шумная, нарядная, пестрая, кишащая модными франтами, разноцветными дамскими зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами, детьми, вся исчезала с наступлением первых же заморозков и сразу превращалась в безлюдную, хмурую, всеми покинутую. Зимою можно было пройти ее всю, от станции до самого моря, и не встретить ни одного человека. На зиму все дачи заколачивались, и при них оставались одни только дворники, сонные, угрюмые люди, редко выбиравшиеся из своих тесных и душных берлог.. .
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 2.Укажите функционально — смысловой тип речи:
"И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С. , тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) , и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди… " (А. П. Чехов. Ионыч);
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 3. Укажите функционально — смысловой тип речи:
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей. (Д. С. Лихачев)
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 4.Как строится высказывание в повествовании? Аргументируйте ответ, опираясь на основные элементы типа речи.
Задание 5. Какие наиболее характерные для повествования временные отношения? Приведите примеры.
Задание 6. О чем говорится в высказывании в типе речи повествовании? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи. Приведите примеры.
Задание 7.На какой вопрос дается ответ в повествовании? Приведите примеры.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя один из видов функционально — смысловых типов речи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1. Определите тип речи:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 2.Укажите функционально — смысловой тип речи:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 3. Укажите функционально — смысловой тип речи:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 4.Как строится высказывание в описании? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи.
Задание 5. Какие наиболее характерные для описания временные отношения? Приведите примеры.
Задание 6. О чем говорится в высказывании в типе речи описание? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи. Приведите примеры.
Задание 7.На какой вопрос дается ответ в описании? Приведите примеры.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя один из видов функционально — смысловых типов речи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Практическая работа №2
Ход занятия
Вариант №1.
Практикум.
Задание 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) дАвнишний
2) нАдолго
3) чЕрпать
4) пОнявший
Задание 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
Выделена, верно?
1) включИт
2) убрАла
3) полОжил
4) кранОв
Задание 3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
Выделена, верно?
1) убЫстрить
2) прИданое
3) кормЯщий
4) дОбела
Задание 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) дОверху
2) зАгнутый
3) кровотОчащий
4) повторЁнный
Задание 5. В каком слове ударение падает на первый слог?
1)гражданство
2) новостей
3) конусов
4) кремень
Задание 6.В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) оптОвые, каталОг, договОренность, поднЯв
2) включЁнный, запертА, бАнты, освЕдомиться
3) цЕнтнер, шофЁров, нАнявшийся, заселенА
4) клалА, повторИт, балОванный, красИвее
Задание 7. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) прибЫв, тОртами, бухгАлтеров, закУпорить
2) срЕдства, отозвалА, красИвее, звонИт
3) плодоносЯщая, отдАв, низведЁнный,
4) опошлИт, нАчатый, мОлящий, ненадОлго
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя орфоэпические нормы.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена, верно?
1) нАчавший
2) нОвостей
3) в аэропортАх
4) гналАсь
Задание 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) бухгАлтеров
2) занЯли
3) укрЕпит
4) бАлуясь
Задание 3.В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) сверлИшь
2) нАдолго
3) щелкАть
4) обОстрить
Задание 4.В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) сОгнутый
2) (сбрить) бОроду
3) сОрит
4) приручЁнный
Задание 5. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) цемент
2) (много) шарфов
3) кремень
4) вручит
Задание 6. В какой строке во всех словах ударение поставлено, верно?
1) зАтемно, срЕдствами, ходатАйствовать, вОвремя
2) плодоносИт, завИдно, добелА, оторвалА
3) углубИть, тортОв, прозорлИва, звонИм
4) молЯщий, повторИт, дозировАть, партЕр
Задание 7.В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) оклеИть, опломбировАть, со свЁклой, граждАнство
2) кормЯщий, убыстрИть, придАное, срЕдства
3) знАчимость, сирОты, перелилА, начАвший
4) корЫсть, дозвонЯтся, клАла, бАловень
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя орфоэпические нормы.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Практическая работа №3
Вариант №1.
Практикум.
Задание 1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)
2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
Задание 2.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)
2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
Задание 3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
Задание 4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)
Задание 5.Выберите правильный ответ:
В ту белую апрельскую ночь Петербургвидел Блока последний раз... (Е. Замятин).
1)метафора
2)гипербола
3) метонимия
Задание 6.Выберите правильный ответ:
Пусть заполнится годами
жизни квота,
стоит
только
вспомнить это диво,
раздирает
рот
зевота
шире Мексиканского залива.
(В. Маяковский)
1)гипербола
2) литота
3) олицетворение
Задание 7.Выберите правильный ответ:
Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя выразительные средства связи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)
2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.)
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)
Задание 2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)
Задание 3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)
2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)
3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)
4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.)
Задание 4.Укажите предложение, в котором используется эпитет.
1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.)
2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)
3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)
4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)
Задание 5.Выберите правильный ответ:
Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.
(М. Ю. Лермонтов)
1) антитеза
2) оксюморон
3) эпитет
Задание 6.Выберите правильный ответ:
Черные фракиносились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)
1) метафора
2) метонимия
3) олицетворение
Задание 7.Выберите правильный ответ:
Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
1) гипербола
2) литота
3) сравнение
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя выразительные средства связи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Практическая работа №4
Вариант №1.
Практикум.
Задание 1.Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.
1)Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
2)Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
3)Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.
4)На голубом небе не было ни облачка.
Задание 2.Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.
1)Восьми пядей во лбу.
2)Только пятки засверкали.
3)Проще пареной моркови.
Задание 3. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.
1)Все бежали как на пожар.
2) Туристы берегли спички как зеницу ока.
3) Рыбы в нашем озере пруд пруди.
4) Для Сережиного друга починить велосипед–раз плюнуть.
Задание 4.Подбери к словам фразеологизмы.
1) исчезнуть
2) постепенно
3) обдумать
а) пораскинуть умом
б) как сквозь землю провалится
в) шаг за шагом
Задание 5.Прочитай сочетания слов, и выберите устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
Задание 6. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (К. Чуковский)
Задание 7.Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?
... мороз; кричать ... матом; ... друг; ... воробей; ... враг; ... кусок.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя фразеологические обороты.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.
1)Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.
2)Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
3)Все слушали егораскрыв рот.
4)Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.
Задание 2.Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.
1)Медведь на ухо наступил.
2)Мозолить глаза.
3)Как акула в воде.
Задание 3. Замени выделенные фразеологизмы, одним словом.
1)Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
2)Маслята попадались грибникам на каждом шагу.
3)Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
4)Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
Задание 4.Подбери к словам фразеологизмы.
1) Неторопливо, вяло
2)Проучить, наказать
3)Сплетничать
а)чесать языком
б)как сонная муха
в)показать, где раки зимуют
Задание 5.Прочитай сочетания слов и выберите устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах.
Задание 6. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.
Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.
Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)
Задание 7.Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?
.. на язык; ... лепет; ... молодец; ... лето; ... девица.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя фразеологические обороты.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Практическая работа №5
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. Как изменяются имена прилагательные?
1) по родам, падежам, числам;
2) по родам, падежам, числам и лицам;
3) по лицам, временам, числам;
4) по лицам и числам;
Задание №2.Определите, в каком варианте, верно,указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
1) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
2) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
3) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
4) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
Задание №3.Какое прилагательное не имеет краткой формы?
1) плохой;
2) хороший;
3) снежный;
4) маленький;
Задание №4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
1) снежный;
2) хороший;
3) плохой;
4) маленький;
Задание №5. Выберите вариант без ь на конце:
1) спряч.., картеч.., проч..;
2) печ.., мыш.., рож..;
3) знаеш.., поеш..те, сходиш..;
4) хорош.., могуч.., свеж…
Задание №6.Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
1) самый интересный;
2) острее;
3) наивысший;
4) жарче;
Задание №7.Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
1) (пепельно) русый оттенок;
2) (притворно)скромный взгляд;
3) (прекрасно)душное настроение;
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя прилагательное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Как изменяется имя прилагательное?
1) по числам и падежам
2) по родам и падежам
3) по числам, родам и падежам
Задание 2. В каком словосочетании есть имя прилагательное женского рода?
1) громкий голос
2) громкое пение
3) громкая музыка
Задание 3.С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) С глаголом.
2) С именем существительным.
3) С местоимением.
4) С предлогом.
Задание 4. Какие окончания у имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос КАКОЙ?
1) - ОЙ, - ЫЙ, - ИЙ.
2) - ОЙ, - ЕЙ.
Задание 5.В каком слове пишется буква Е?
1) волнующ…я беседа
2) к изнуряющ…й жаре
3) тощ…я корова
Задание 6.Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка.
1) о всеобщем мире
2) в колючий щетине
3) к гималайскому медведю
Задание 7.Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка в окончании прилагательного.
1) по высокому лбу
2) ввязкам болоте
3) к быстрому коню
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя прилагательное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Практическая работа №6
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
1) кто? что?
2) какой? чей?
3) какой? сколько?
4) что делать? что сделать?
Задание №2.Найдите словосочетание с числительным.
1) «тройка» за ответ;
2) третий по списку;
3) утроить усилия;
4) трёхэтажный дом;
Задание №3.Найдите собирательное числительное.
1) двадцать учеников;
2) две десятых урожая;
3) одиннадцать экземпляров;
4) двое очков;
Задание №4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
1) от 5 до 20; 30;
2) от 5 до 20;
3) от 5 до 30;
4) от 5 до 25;
Задание №5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?
1) двое учеников;
2) двое учениц;
3) трое лисят;
4) трое ножниц;
Задание №6. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?
1) пятьдесят — количественное числительное, сложное
2) сто первый — порядковое числительное, составное
3) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа
4) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа
Задание №7. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?
Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.
1) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего
2) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
3) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
4) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя числительное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:
1) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;
2) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;
3) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное;
4) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое;
Задание 2.С какими словами употребляются собирательные числительные?
1) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
2) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
3) баран, школа, яблоки, деревья;
4) училище, лодка, гвоздь, кошка;
Задание 3. Какими частями речи являются слова: удвоить, второй, вдвое, двойка, дважды, двойной, двумя, по двое?
1) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие;
2) числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие, глагол;
3) наречие, глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное;
4) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, числительное, числительное, наречие;
Задание 4. Где пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600?
1) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот;
2) одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
3) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
4) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот.
Задание 5. Как склоняется числительное 90?
1) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
2) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
3) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
4) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Задание 6.Как склоняется числительное 645?
1) числительное не склоняется;
2) склоняется только последнее слово;
3) склоняются все части числительного;
4) склоняется только первое слово;
Задание 7.Как склоняются простое порядковое числительное?
1) как дробное числительное;
2) как собирательное числительное;
3) как имя существительное 3 склонения;
4) как имя прилагательное.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя именные части речи (имя числительное).
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Практическая работа №7
Тема: Правописание глагольных частей речи.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление глагольных частей речи;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №7.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. В каком ряду все слова являются глаголами?
1) выписал, замерз, куплю, забыт
2) построен, нарисовала, берег, сшит
3) одет, смел, съел, сходите
4) выдержишь, дам, отбил, сотри
Задание №2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
1) люблю, придумывал, работать, спел
2) заснул, открылся, бегите, ищу
3) вспомню, покорми, прошелся, увижу
4) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем
Задание №3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
1) лягу, помогу, уберу, сделаю
2) учу, узнаем, принесите, сочиняю
3) встать, ползти, сплетничать, синеть
4) танцуешь, смущаться, выбрать, несу
Задание №4.У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, — ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня»?
1) чувствует — глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым
2) дышит — глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым
3) (не) мог бы — глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого
4) прожить — глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого
Задание №5.Глагол обозначает действия, протекающие различно. Какому наклонению соответствует каждое из указанных действий по характеру протекания?
1. Действие реально происходит во времени.
2. Действие возможно лишь при определённом условии.
3. Действие, к которому говорящий побуждает или запрещает его совершать.
А) Повелительное наклонение.
Б) Условное наклонение.
В) Изъявительное наклонение.
Задание №6. В каком предложении глагол повелительного наклонения?
1)Знаете ли вы украинскую ночь?
2)Омуза, расскажи торжественный поход
3)Петя проболел всю зиму.
4)Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Задание №7.Определите время и вид глагола.
1.А теперь взглянем от России на запад.
2.На листву, как на чудо, я гляжу благодарного.
А) Настоящее время, несовершенный вид.
Б) Будущее время, совершенный вид.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя глагольные части речи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1.Спряжение глаголов - это ...
1) изменение глаголов по падежам
2) изменение глаголов по родам и числам
3) изменение глаголов по лицам и числам
4) изменение глаголов по родам и лицам
Задание 2.Сколько временных форм имеют глаголы?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Задание 3.Если глагол отвечает на вопрос что делает?, что делают?, то он в форме ....
1) прошедшего времени
2) настоящего времени
3) будущего времени
4) неопределённой формы
Задание 4. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) что делает?, что делают?
2) что сделает?, что будет делать?
3) что делал?, что делали?
4) что делать?, что сделать?
Задание 5. Выбери глаголы будущего времени
1) пробежала
2) воркует
3) прилетит
4) напишу
Задание 6. Спряжение можно определять по неопределенной форме?
1) да
2) нет
Задание 7. У глагола, какого времени не определяется спряжение?
1) прошедшего
2) настоящего
3) будущего
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя глагольные части речи.
Задание 9*.Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Практическая работа №8
Тема: Знаки препинания в осложненном простом предложении.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление осложненных простых предложений;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок:практическое занятие №8.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Москва 2011 г.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. Какие утверждения являются неправильными?
1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.
Задание №2.Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выдел