Нормы устной речи: акцентология и орфоэпия
Практическое занятие № 2
Нормы устной речи: акцентология и орфоэпия
I. Теоретическая часть
1. Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы.
2. Колебания норм произношения гласных звуков.
3. Колебания норм произношения согласных звуков.
4. Произношение заимствованных слов.
5. Природа русского ударения:
а. Особенности русского ударения в русском языке;
б. Причины изменения и колебания ударения
в. Основные тенденции в развитии русского ударения;
г. Основные функции ударения.
6. Акцентологические нормы в словах и формах разных частей речи:
- в области именного ударения,
- в области глагольного ударения.
7. Акцентология заимствованных слов.
8. Типология акцентных вариантов.
9. Типичные случаи нарушения акцентологических норм.
II. Практическая часть
1а. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, затекший, истекший, маневр, никчемный, одновременный, одноименный, опека, острие, планер, поблекнуть, решетчатый, холеный, шлем.
1б.Дайте нормативно-стилистическую характеристику следующих произносительных вариантов:
Озлобленный ¾ озлобленный, новорожденный ¾ новорождённый, нагруженный ¾ нагружённый, осведомленный ¾ осведомлённый, проведенный ¾ проведённый, углубленный ¾ углублённый, разгромленный ¾ разгромлённый, разгруженный ¾ разгружённый, раздробленный ¾ раздроблённый, обделенный ¾ обделённый, напоенный ¾ напоённый, настороженный ¾ насторожённый, одновременный ¾ одновременный, недосоленный ¾ недосоленный, новоиспеченный ¾ новоиспечённый, обыденный ¾ обыдённый, первоочередной ¾ первоочерёдный.
2. Выделите слова, в которых обязательно должно произноситься безударный гласный [о]:
Аромат, трио, корсет, рояль, радио, сонет, фойе, бордо, Шопен, консерватория, поэт, (поэзия), какао, зоолог, досье, бокал, торнадо, орхидея, коммюнике, кооперация, колледж, модель, оратор, трио, концерт, роман, Вольтер, Флобер, Роден.
3. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение:
Ассамблея, ассорти, ассоциация, ассистент, грамм, диссонанс, анналы, ванна, группировать, гамма, беллетристика симметричный, грипп, аккуратный, аттестат, классный, программный, ирреальный, террор, территория, корреспондент, суббота.
4. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения - ЧН:
а. слова, где произносится [чн];
б. слова, где произносится [шн];
в. слова, где произносится и [чн] и [шн];
Античный, булочная, восточный, вечно, горчичник, единичный, перечница, лавочник, копеечный, Кузьминична, нарочно, отличник, однозвучный, почечный, порядочный, пустячный, скучный, скворечник, тренировочный, шапочный, яичница.
5. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения согласного перед [э]:
а. слова, где согласный произносится перед [э] мягко;
б. слова, где согласный произносится перед [э] твердо;
в. слова, где согласный произносится перед [э] и мягко и твердо;
Агрессия, адекватный, аккордеон, антитеза, астероид, адепт, альтернатива, апартеид, бизнес, безе, бухгалтерия, гипотеза, депозит, дебаты, дегенерат, декан, детерминировать, де-факто, де-юре, диспансер, компьютер, кодекс, компенсация, компетентный, контекст, коэффициент, масс-медиа, менеджер, милиционер, музей, Одесса, пациент, пресса, прессинг, прецедент, резерв, репрессия, сессия, стресс, стратегия, темп, террор, термин, фанера, шедевр, шинель, энергия, экстерн, юриспруденция.
6. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
1) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик.
2) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел.
III. Литература
1. Аванесов, Р. И. Ударение // Орфоэпический словарь русского языка. – М., 2001. – С. 661–666
2. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.84-89.
3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980. С. 40-84.
4. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского языка литературного языка. М., 1989. - гл. 4
5. Русский язык и культура речи / под ред. А. Г. Антипова. – Кемерово, 2002. – С. 128–129.
I. Теоретическая часть
1. Понятие морфологической нормы. Причины вариантности грамматических форм слов.
2. Употребление форм имен существительных (колебания в роде, в числе, падеже, изменения в склоненииимен существительных).
3. Склонение фамилий.
4. Синонимия полных и кратких форм имен прилагательных. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения имен прилагательных.
5. Трудности употребления количественных и собирательных числительных. Числительные в составе сложных слов.
6. Речевые недочеты, вызванные употреблением местоимений.
II. Практическая часть
1. Определите, какие из приведенных слов соответствуют морфологической норме литературного языка, а какие являются ненормированными: браслет – браслетка, клавиш – клавиша, песня – песнь, весной – весною, дверями – дверьми, туфля – туфель, рельса – рельс, пустынь – пустыня, фискал – фискала, арабеск – арабеска, парафраз – парафраза, апельсин – апельсинов, узбек – узбеков, гектар – гектаров, туфлей – туфель.
2. Подберите определения к словам: рояль, фамилия, бра, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.
3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, носки, полотенца, помидоры, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.
4. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.
Безнравственный — …, бессмысленный — …, бесчувственный — …, воинственный — …, естественный — …, искусственный — …, медленный — …, свойственный — …, соответственный — …, существенный — …, тождественный — …, явственный — …
5. Выполните упражнения по учебному пособию Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. № 3, 4 (стр. 199), № 2,3 (стр. 204-205), № 1,2 (стр. 209-210), № 1,2 (стр. 215).
III. Литература
Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – С. 213–288.
Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. – С. 191–217.
Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. А. Г. Антипова. – Кемерово, 2002. – С. 132-137.
I. Теоретическая часть
1. Общая стилистическая характеристика глагола.
2. Синонимия форм наклонения.
3. Синонимия форм времени.
4. Синонимия личных форм глагола.
5. Трудности в употреблении глагольных форм.
6. Синонимия форм причастий и деепричастий.
II. Практическая часть
1. По учебному пособию Ивакиной Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. выполните упражнения № 2, 4, 5 (стр. 225-226), № 7 (стр. 227).
2. Из обвинительной речи по делу Н. А. Чуфенева выпишите примеры нарушения грамматических норм, отмеченные ошибки исправьте.
III. Литература
Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – С. 288–333.
Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. – С. 217–225.
Плещенко, Т. П., Федотова, Н. В., Чечет, Р. Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. Антипова А. Г. – Кемерово, 2002. – С. 137–138.
I. Теоретическая часть
1. Формальные и смысловые нормы синтаксиса.
2. Порядок слов в предложении.
3. Варианты координации главных членов предложения.
4. Варианты форм, связанные с управлением.
5. Стилистические нормы сложного предложения.
II. Практическая часть
По учебному пособию Ивакиной Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. выполните упражнения № 11 (1) (стр. 241-242), № 1 (1) (стр. 247), № 6 (3) (стр. 256-257), № 3 (4) (стр. 279), № 5 (стр. 289-290).
III. Литература
Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – С. 343– 432.
Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. – С. 229–292.
Плещенко, Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. Антипова А. Г. – Кемерово, 2002. – С. 138–145.
Практическое занятие № 6
I. Теоретическая часть
1. Слово и его значение.
2. Смысловая точность речи:
– адекватная реализация семантики слова;
– учение о лексической сочетаемости;
– речевая недостаточность;
– речевая избыточность.
II. Практическая часть
1. По учебному пособию Ивакиной Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997.выполните упражнения № 2 (стр. 95), № 3 (стр. 95–96), № 4 (стр. 96–97), № 5 (стр. 97).
2. Из обвинительной речи по делу Н. А. Чуфенева выберите примеры неточного словоупотребления, неправильной сочетаемости слов, а также речевой избыточности и недостаточности.
III. Литература
1. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – С. 5-25.
2. Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. – С.85-99.
3. Плещенко, Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.
4. Русский язык и культура речи / под ред. Антипова А. Г. – Кемерово, 2002. – С. 129–131.
Практическое занятие № 2
Нормы устной речи: акцентология и орфоэпия
I. Теоретическая часть
1. Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы.
2. Колебания норм произношения гласных звуков.
3. Колебания норм произношения согласных звуков.
4. Произношение заимствованных слов.
5. Природа русского ударения:
а. Особенности русского ударения в русском языке;
б. Причины изменения и колебания ударения
в. Основные тенденции в развитии русского ударения;
г. Основные функции ударения.
6. Акцентологические нормы в словах и формах разных частей речи:
- в области именного ударения,
- в области глагольного ударения.
7. Акцентология заимствованных слов.
8. Типология акцентных вариантов.
9. Типичные случаи нарушения акцентологических норм.
II. Практическая часть
1а. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, затекший, истекший, маневр, никчемный, одновременный, одноименный, опека, острие, планер, поблекнуть, решетчатый, холеный, шлем.
1б.Дайте нормативно-стилистическую характеристику следующих произносительных вариантов:
Озлобленный ¾ озлобленный, новорожденный ¾ новорождённый, нагруженный ¾ нагружённый, осведомленный ¾ осведомлённый, проведенный ¾ проведённый, углубленный ¾ углублённый, разгромленный ¾ разгромлённый, разгруженный ¾ разгружённый, раздробленный ¾ раздроблённый, обделенный ¾ обделённый, напоенный ¾ напоённый, настороженный ¾ насторожённый, одновременный ¾ одновременный, недосоленный ¾ недосоленный, новоиспеченный ¾ новоиспечённый, обыденный ¾ обыдённый, первоочередной ¾ первоочерёдный.
2. Выделите слова, в которых обязательно должно произноситься безударный гласный [о]:
Аромат, трио, корсет, рояль, радио, сонет, фойе, бордо, Шопен, консерватория, поэт, (поэзия), какао, зоолог, досье, бокал, торнадо, орхидея, коммюнике, кооперация, колледж, модель, оратор, трио, концерт, роман, Вольтер, Флобер, Роден.
3. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение:
Ассамблея, ассорти, ассоциация, ассистент, грамм, диссонанс, анналы, ванна, группировать, гамма, беллетристика симметричный, грипп, аккуратный, аттестат, классный, программный, ирреальный, террор, территория, корреспондент, суббота.
4. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения - ЧН:
а. слова, где произносится [чн];
б. слова, где произносится [шн];
в. слова, где произносится и [чн] и [шн];
Античный, булочная, восточный, вечно, горчичник, единичный, перечница, лавочник, копеечный, Кузьминична, нарочно, отличник, однозвучный, почечный, порядочный, пустячный, скучный, скворечник, тренировочный, шапочный, яичница.
5. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения согласного перед [э]:
а. слова, где согласный произносится перед [э] мягко;
б. слова, где согласный произносится перед [э] твердо;
в. слова, где согласный произносится перед [э] и мягко и твердо;
Агрессия, адекватный, аккордеон, антитеза, астероид, адепт, альтернатива, апартеид, бизнес, безе, бухгалтерия, гипотеза, депозит, дебаты, дегенерат, декан, детерминировать, де-факто, де-юре, диспансер, компьютер, кодекс, компенсация, компетентный, контекст, коэффициент, масс-медиа, менеджер, милиционер, музей, Одесса, пациент, пресса, прессинг, прецедент, резерв, репрессия, сессия, стресс, стратегия, темп, террор, термин, фанера, шедевр, шинель, энергия, экстерн, юриспруденция.
6. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
1) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик.
2) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел.
III. Литература
1. Аванесов, Р. И. Ударение // Орфоэпический словарь русского языка. – М., 2001. – С. 661–666
2. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.84-89.
3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980. С. 40-84.
4. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского языка литературного языка. М., 1989. - гл. 4
5. Русский язык и культура речи / под ред. А. Г. Антипова. – Кемерово, 2002. – С. 128–129.