По выполнению практической работы № 15

По дисциплине: «История»

Наименование работы: «Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияние на них идей «массовой культуры» ».

Для специальности: 080110 «Банковское дело» (базовая и углублённая подготовка)

Работа рассчитанана 2 часа

Казань – 2013

Цель работы

1. Определить содержание понятия «массовая культура»

2. Выявить влияние «массовой культуры» на национальную культуру России.

Литература

1. 1. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учеб./ А.В. Безбородов, Н.В. Елисеева; отв. Ред. А.В. Безбородов.- М.: Проспект, 2010. – Гл. 5 § 2.

2. Культура на рубеже XX- XXI веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор

История, 2009. С.99-117.

3. Вопросы для самоподготовки и самоконтроля

1.

2. Раскройте значение следующих понятий: «национальная культура», «этническая культура», «массовая культура».

3. Сравните основные характеристики национальной и этнической культуры.

4. Что такое массовая культура как социокультурное явление? Расскажите о ее признаках.

5. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур.

  1. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?
  2. Охарактеризуйте процесс «вестернизации» культуры. Почему этот процесс называют культурной экспансией?
  3. Перечислите основные черты культурного империализма.
  4. Как происходит процесс распада национальных традиций под влиянием «массовой культуры»?
  5. Как реализуется охранительная политика России в этой сфере. Расскажите о проблемах ее реализации.

Задания.

Задание № 1. Заполните таблицу «Направления массовой культуры»

Направления массовой культуры Краткая характеристика Примеры Примечания
·      
·      
·      
·      

Задание № 2. Определите, ложными или истинными являются высказывания.

А. Массовая культура сформировалась в Западной Европе в середине ХХ века.
Б. Продукты массовой культуры может потреблять лишь определенная группа людей.
В. Массовая культура – это культура повседневной жизни.
Г. Появление массовой культуры связано с процессами демократизации, урбанизации и научно-технического прогресса.
Д. Весь современный кинематограф – это явление только массовой культуры.
Е. Массовая культура имеет ярко выраженный коммерческий характер.
Ж. Гламурно одеваются люди, обладающие безупречным вкусом.
З. Китч – это высший уровень массовой культуры.
И. Культура в узком смысле означает часть духовной сферы общества
К. Культура бывает двух видов – материальная и духовная



Истинные высказывания Ложные высказывания
   
   

Задание № 3. Прочитайте приведённый ниже текст. Заполните таблицу:

А. Человек, сидящий на скудном "пайке" массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. Б. Массовая культура зародилась почти столетие назад.

В. С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при её создании и тиражировании.

Г. Однако её продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

Д. Элитарное или "высокое" искусство сегодня находится в упадке.

Е. Упали тиражи литературной классики.

Ж. Современные композиторы редко создают оперные произведения.

З. Всё это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

  Предложения фактического характера Предложения с оценочными суждениями
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    
Ж    
З    

Задание № 4. Какие события или феномены массовой культуры изображены на фото? Как они повлияли на общество в России?

1. 2. 3.

По выполнению практической работы № 15 - student2.ru По выполнению практической работы № 15 - student2.ru По выполнению практической работы № 15 - student2.ru

4.

5.

По выполнению практической работы № 15 - student2.ru По выполнению практической работы № 15 - student2.ru

Задание № 5. Изучите документы ниже и дайте ответы на поставленные вопросы.

1. Прочитайте документ 1. и ответьте на следующие вопросы. О каких двух функциях массовой культуры гово­рит автор? Почему массовая культура, по мнению автора, придает современному обществу необходимую устойчи­вость? Какое из поня­тий «массовая культура» или «субкультура» шире по своему содержанию?

2. Сопоставьте высказывания, приведенные в Документе 2. Что вы можете сказать о причинах возникновения и характере массовой культуры США?

3. Изучите Документ 3. Какие фундаментальные вопросы истории России, ее традиций и перспектив развития нашли отражение в статье В.В.Путина? Как соотносятся, по мнению автора статьи традиции национальной и массовой культур в России?

4. На основании Документа 4 охарактеризуйте, в чем состоит уникальность национальной культуры России? Какие угрозы национальным традициям российской культуры видит автор? Какую программу сохранения национальной культуры РФ предлагаются в документе?

Документ № 1. Москва и москвичи: актуальные проблемы духовности, культуры, искусства («Круглый стол»)// Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6. С. 40—41.).

Массовая культура, возникшая как незаконное дитя китча, национальных традиций и "малого джентльменского набора" мировых культурных ценностей, не просто вошла в быт людей, она стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения.

Возникнув как часть культуры и имея общие черты с нею, массовая культура создала свои законы, социальные ценности, убеждения, определённую знаковую систему, свой язык и даже свою письменность, пронизала собой все уровни общества от семьи до экономики и политики, затронув даже религию.

Будучи сложной системой, массовая культура, в свою очередь, сама состоит из элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии и совершенствовании, что привело к образованию субкультур <...>.

Очевидна связь массовой культуры с техническим прогрессом и инновационной деятельностью. Массовая культура так же легко усваивает технические новшест­ва, как индустрия промышленных товаров. Сейчас, на­пример, на наших глазах рождается новый вид массовой культуры — компьютерная субкультура. Фактически это апофеоз массовой культуры — материализация при помощи вещественного компьютера виртуальной реаль­ности, создаваемой ранее «дедовскими» способами: лите­ратурой, музыкой, изобразительным искусством, театром.

Однако массовая культура — это не только канал ма­нипулирования массами. Массовая культура — это и ве­ликий стабилизатор, великий тормоз, придающий совре­менному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой куль­туры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными верши­нами культуры, пусть в адаптированном виде, приспо­собленном к далеко не гуманным условиям общества.

И все же, какая главная опасность подстерегает нас в процессе создания нового социально-культурного поля? Представляется, что наиболее опасны политиканство, со­циальный эгоизм, нигилизм, разрыв культурной тради­ции, абсолютная коммерциализация»

(Москва и москвичи: актуальные проблемы духовности, культуры, искусства («Круглый стол») // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6. С. 40—41.).

Документ «№ 2.

· З. Бжезинский утверждает: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру»

  • «Для Америки, — утверждает Ж. Бодрийар, — вопрос об истоке не существует, она не культивирует ни свои корни, ни какую-то мифическую аутентичность, она не имеет ни прошлого, ни основополагающей истины. Не ведая первичного накопления времени, Америка постоянно живет в современности. Не зная медленной, многовековой аккумуляции принципа истины, она живет постоянной симуляцией, в постоянной актуальности знаков.
  • По мнению С. Берковича, профессора Гарвардского университета, «смысл Америки в том, что это не Богом данная страна, а страна, созданная человеком. Американское общество отвергло аристократию, осудило нищету и, уважая права каждого, открыло политические и экономические возможности широким слоям населения».

Наши рекомендации