Отчет по кейсу №1 «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Задание №1.
Аннотированный список:
1.Публикация на тему: «Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в процессе обучения русскому языку».
Автор: Хаирова И. В.
Журнал: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств
Выпуск № 4 / 2012
Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования основ гражданской идентичности у учащихся младших классов в процессе обучения их русскому языку на основе использования методологии социокультурного образования. Представлена диагностика социокультурных знаний у учащихся 4-х классов. Раскрываются теоретический, методический и практический аспект реализации социокультурного принципа в обучении русскому языку.
Источник:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-grazhdanskoy-identichnosti-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku
Публикация на тему: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»
Автор: Фофанова М. И., Симонова Г. И.
Журнал; Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 215–217
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к понятию «гражданская идентичность» применительно к младшему школьному возрасту, показаны возможности урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданской идентичности младших школьников.
Источник:http://e-koncept.ru/2016/56521.htm
Публикация на тему: «Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения»
Авторы
Самсонова Елена Константиновна
Журнал
Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология
Выпуск№ 4 (15) / 2013
Аннотация: Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания и российской образовательной системы. В статье дается определение понятие «гражданская идентичность», раскрываются ее компоненты, раскрываются основные направления гражданской идентичности.
Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-standartov-novogo-pokoleniya
4. Публикация на тему: «Аксиологический подход в формировании идентичности у младших школьников»
Авторы: Караханова Галина Алиевна
Оруджалиева Елена Евгеньевна
Панахова Альбина Айвазовна
Журнал: Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки
Выпуск№ 3 (20) / 2012
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования российской гражданской идентичности у младших школьников, пути решения этой проблемы на основе аксиологического подхода.
Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-formirovanii-osnov-grazhdanskoy-identichnosti-u-mladshih-shkolnikov
5. Публикация на тему: «Этническая идентичность у младших школьников в социокультурных условиях»
Авторы: Дагбаева Соелма Батомункуевна
Журнал: Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки
Выпуск№ 1 (21) / 2013
Аннотация: Статья направлена на изучение особенностей этнической идентичности младших школьников Забайкальского края. Рассматриваются основные этапы формирования этнической идентичности. Обсуждаются результаты кросс-культурного исследования этнической идентичности учащихся начальной школы.
Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-identichnost-mladshih-shkolnikov-v-izmenyayuschihsya-sotsiokulturnyh-usloviyah
Задание №2.
Глоссарий по теме «Формирование гражданской идентичности младших школьников»:
Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Гражданская идентичность — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся её защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Личность -понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Патриотическое воспитание – это воспитание, направленное на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях
Этническое самосознание (этническая идентичность) -эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; представление народом собственной сущности, своего положения в системе взаимодействий с другими народами, своей роли в истории человечества, в том числе, осознание своего права на свободное независимое существование.
Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – это воспитание, направленное на формирование картины мира, культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; знакомит с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирует добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека
Историческое воспитание – это воспитание, основанное на знании основных событий истории государства и его героического прошлого, представление o месте России в мировой истории; знание важных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных фактах истории края, республики, области, в которой проживает ребёнок; представление o связи истории своей семьи, рода c историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki
Задание №3.
Требования к результатам сформированности гражданской идентичности в начальной школе.
Когнитивный компонент:
- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ценностный и эмоциональный компонент:
-чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент:
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).
Источник: http://refdb.ru/look/2220754-pall.html
Задание №4.
Работы по формированию гражданской идентичности младших школьников.
Формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников могут быть различны:
– в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;
– во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-osnov-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-mladshih-shkolnikov
Отчет по кейсу № 2 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ШКОЛЫ»
Компоненты образовательной политики МОУ СОШ №1 г. Звенигорода | Компоненты образовательной политики МБОУ СОШ №34 г.Иркутска | Компоненты образовательной политики МБОУ СОШ № 21 г. Иркутска | |||
Руководитель учреждения: Шарина Наталья Владимировна (Руководитель высшей квалификационной категории) | Руководитель учреждения :Сахаровская Татьяна Ивановна (высшая квалификационная категория) | Руководитель учреждения: Олохтонова Александра Тимофеевна (высшая квалификационная категория) | |||
Основные цели: 1.Обеспечение государственных гарантий доступности равных возможностей получения качественного бесплатного общего образования всех ступеней каждому обучающемуся; 2.Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; 3.Получение выпускниками универсального образования, позволяющего адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в обществе; | Основные цели: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками основной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья. | Основные цели: Создание и реализация здоровьесберегающей среды ОУ, способствующей развитию социальной, познавательной и здоровье сберегающей активности воспитанника, на основе тесного сотрудничества с окружающим социумом. | |||
Основные функции управления: Организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы; Организация приема в школу новых контингентов учащихся; организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников | Ключевая идея развитияшколы: развитие воспитательной системы школы определяется и обеспечивается реализацией единой педагогической концепции, активностью всех субъектов образовательного пространства школы, интеграцией программ, направленных на развитие личности школьника в рамках уклада школьной жизни. | Основные функции управления: Коррекция отклонений от намеченных планов и параметров функционирования школы; Организация системы связей с общественностью, со средствами массовой информации; Создание условий для работы органов учительского и ученического самоуправления; | |||
Источник: http://school34.irkutsk.ru/sved.php
http://mousoch21.wixsite.com/mousoch21