Цели и задачи учебного проекта
Цели:
Для обучающихся:
Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Для учителей:
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе школы для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Задачи:
2.1. Выявить у обучающихся способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.2. Сформировать у обучающихся способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.3. Оценить у обучающихся способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
2.4. Определить уровень сформированности у обучающихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
3. Требования к подготовке учебного проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются самостоятельно с руководителем проекта.
3.2. Руководителем проекта может быть как учитель-предметник школы, так и родители (законные представители), сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
3.3. Обучающиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.4. Классные руководители осуществляют тесное сотрудничество с учителями-предметниками и обучающимися класса, контролируют и направляют деятельность всех участников образовательного процесса, формируют позитивное отношение к проектной деятельности.
Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты обучающихся могут включать научные, исследовательские, прикладные работы по следующим направлениям:
- прикладной проект (макет, модель, установка, график, карта-схема, изделие);
- информационный проект (реферат);
- информационно-исследовательский проект (в том числе реферат с элементами исследования);
- исследовательский проект;
- творческий проект (фотоальбом, сборник стихов, сборник рассказов, брошюра, сценарий, инсценировка, фильм);
- социальный проект.
4.2. Проект состоит из научной статьи (описание работы) и результата (продукта) проектной деятельности, который должен иметь практическую направленность.
4.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к этапам работы над проектом
5.1. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
5.2. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов решения проблемы – решение. Этапы работы над проектом:
а) поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта.
б) аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ анализ ресурсов.
в) практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
г) презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
д) контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта (Приложение 1).
5.3. Сроки работы на проектом: сентябрь – выбор предметной области обучающимися для выполнения проекта; октябрь - ноябрь – выбор и определение темы проекта, сбор информации по теме; ноябрь - февраль – анализ результатов, разработка проектного продукта; март - апрель – оформление результатов проектной деятельности, защита проекта.
6. Требования к содержанию и оформлению работ
6.1. Общие требования
В состав печатного варианта работы входит научная статья (описание работы). Работа должна быть размещена в папке, не допускающей самопроизвольного выпадения материалов.
Требования к тексту
Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь — 210 мм, вертикаль — 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта — 12 кегель) через 1,5 интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
Структура проекта должна содержать введение, основную часть и заключение. Структура определяется в соответствии с особенностями направленности проектной деятельности по предмету.
Содержание
Титульный лист содержит следующую информацию: название мероприятия; название работы, области, населенного пункта; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы).
Введение содержит информацию об актуальности данной работы, цель и задачи проекта, в научно-исследовательском проекте представляется проблема, гипотеза (если есть), объект исследования, предмет исследования, методы исследования, анализ литературы (в обобщённом порядке указываются виды литературы и какая информация взята оттуда), практическая направленность и результат проекта. Для конструкторских проектов включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
План исследований (для исследовательских работ) должен содержать следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза; подробное описание метода или плана исследования; библиография (основные работы, относящиеся к предмету исследования). План исследований объемом не более четырех стандартных страниц печатается в следующем порядке: заголовок, посередине слова «План исследований», ниже текст. Листы плана исследований должны быть скреплены в левом верхнем углу степлером (одной скобой). Данный материал размещается в основной части работы и выделяется отдельным параграфом.
Заключение должно содержатьвыводы по работе и её перспективы (если они запланированы).
Электронная презентация работы(для выступления на конференции), выполненная в программе Power Point 2007 г., должна включать в себя название работы, полные сведения об авторе и научном руководителе, цели и задачи работы, объект и предмет исследования, методы, использованные автором, выводы; отражать полученные автором результаты. В презентацию рекомендуется включить для наглядности диаграммы, схемы, таблицы, фотографии, помогающие раскрыть содержание исследования. Объем презентации – не более 20 слайдов.
Если при выполнении проекта были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для IВМ-РС совместимых компьютеров на диске CD-RW.
6.2. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.
6.3. Список литературы и источников, используемых в работе над проектом, является обязательной составной частью проекта, помещается в конце научной работы и оформляется в соответствии с Приложением 2.
6.4. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (Приложение 3).
6.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите проекта. Критерии оценки учебного проекта
7.1. Защита учебного проекта может осуществляться в течение учебного года в один из предложенных дней и приравнивается к защите по уровню на школьной научно-практической конференции: в декабре – «День защиты проекта», в марте – на школьной НПК «Шаг в будущее», в апреле – «День защиты проекта».
7.2. Формы представления проекта обучающимися определяются самостоятельно (доклад, отчёт, опытный образец, реферат, стендовый доклад, творческое выступление, презентация).
7.3. Мультимедийная презентация к защите учебного проекта выполняется в соответствии с требованиями в Приложении 4.
7.4. Содержание защиты по проекту должно включать: обоснование актуальности темы, практической значимости проекта; изложение поставленных в нем целей и задач; описание хода выполнения проекта и полученных результатов; краткий обзор изученных источников и использованной литературы; продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).
7.5. Регламент выступления составляет 10 минут. Выступление оценивается на основе критериев: соблюдение структуры выступления; соблюдение регламента; умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; адекватность громкости и темпа; адекватность языка и стиля; уверенность и убедительность манеры изложения.
Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:соответствия содержания ответов вопросам; корректности при ответе на вопросы оппонентов; краткости и аргументированности; грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.
7.6. Критерии оценки учебного проекта соответствуют критериям оценки проекта на школьную НПК «Шаг в будущее», утверждённым в «Положении о школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (приказ №41 от 04.03.2017 г.) (Приложение 5).
7.7. Результаты выполнения и защиты проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией или жюри. Состав комиссии или жюри формируется из членов педагогического коллектива МБОУ гимназия №1 (Приложение №6).
7.8. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта и рекомендовать к участию в городской НПК «Шаг в будущее», которая проходит в апреле каждого учебного года.
Приложение 1.
Образец титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
ТЕХНОЛОГИЯ
Поморская козуля