Об учебном проекте обучающихся
ПОЛОЖЕНИЕ
Об учебном проекте обучающихся
МБОУ гимназия №1
Общие положения
1.1. Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования.
1.2. Учебный проект является основнымобъектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.3. Учебный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.
1.4. Выполнение и публичная защита учебного проекта обязательна для каждого обучающегося 7,8,10 классов. Обучающиеся 5-6, 9 классов выполняют проект по желанию.
Цели и задачи учебного проекта
Цели:
Для обучающихся:
Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Для учителей:
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе школы для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Задачи:
2.1. Выявить у обучающихся способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.2. Сформировать у обучающихся способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.3. Оценить у обучающихся способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
2.4. Определить уровень сформированности у обучающихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
3. Требования к подготовке учебного проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются самостоятельно с руководителем проекта.
3.2. Руководителем проекта может быть как учитель-предметник школы, так и родители (законные представители), сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
3.3. Обучающиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.4. Классные руководители осуществляют тесное сотрудничество с учителями-предметниками и обучающимися класса, контролируют и направляют деятельность всех участников образовательного процесса, формируют позитивное отношение к проектной деятельности.
Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты обучающихся могут включать научные, исследовательские, прикладные работы по следующим направлениям:
- прикладной проект (макет, модель, установка, график, карта-схема, изделие);
- информационный проект (реферат);
- информационно-исследовательский проект (в том числе реферат с элементами исследования);
- исследовательский проект;
- творческий проект (фотоальбом, сборник стихов, сборник рассказов, брошюра, сценарий, инсценировка, фильм);
- социальный проект.
4.2. Проект состоит из научной статьи (описание работы) и результата (продукта) проектной деятельности, который должен иметь практическую направленность.
4.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к этапам работы над проектом
5.1. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
5.2. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов решения проблемы – решение. Этапы работы над проектом:
а) поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта.
б) аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ анализ ресурсов.
в) практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
г) презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
д) контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта (Приложение 1).
5.3. Сроки работы на проектом: сентябрь – выбор предметной области обучающимися для выполнения проекта; октябрь - ноябрь – выбор и определение темы проекта, сбор информации по теме; ноябрь - февраль – анализ результатов, разработка проектного продукта; март - апрель – оформление результатов проектной деятельности, защита проекта.
6. Требования к содержанию и оформлению работ
6.1. Общие требования
В состав печатного варианта работы входит научная статья (описание работы). Работа должна быть размещена в папке, не допускающей самопроизвольного выпадения материалов.
Требования к тексту
Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь — 210 мм, вертикаль — 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта — 12 кегель) через 1,5 интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
Структура проекта должна содержать введение, основную часть и заключение. Структура определяется в соответствии с особенностями направленности проектной деятельности по предмету.
Содержание
Титульный лист содержит следующую информацию: название мероприятия; название работы, области, населенного пункта; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы).
Введение содержит информацию об актуальности данной работы, цель и задачи проекта, в научно-исследовательском проекте представляется проблема, гипотеза (если есть), объект исследования, предмет исследования, методы исследования, анализ литературы (в обобщённом порядке указываются виды литературы и какая информация взята оттуда), практическая направленность и результат проекта. Для конструкторских проектов включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
План исследований (для исследовательских работ) должен содержать следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза; подробное описание метода или плана исследования; библиография (основные работы, относящиеся к предмету исследования). План исследований объемом не более четырех стандартных страниц печатается в следующем порядке: заголовок, посередине слова «План исследований», ниже текст. Листы плана исследований должны быть скреплены в левом верхнем углу степлером (одной скобой). Данный материал размещается в основной части работы и выделяется отдельным параграфом.
Заключение должно содержатьвыводы по работе и её перспективы (если они запланированы).
Электронная презентация работы(для выступления на конференции), выполненная в программе Power Point 2007 г., должна включать в себя название работы, полные сведения об авторе и научном руководителе, цели и задачи работы, объект и предмет исследования, методы, использованные автором, выводы; отражать полученные автором результаты. В презентацию рекомендуется включить для наглядности диаграммы, схемы, таблицы, фотографии, помогающие раскрыть содержание исследования. Объем презентации – не более 20 слайдов.
Если при выполнении проекта были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для IВМ-РС совместимых компьютеров на диске CD-RW.
6.2. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.
6.3. Список литературы и источников, используемых в работе над проектом, является обязательной составной частью проекта, помещается в конце научной работы и оформляется в соответствии с Приложением 2.
6.4. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (Приложение 3).
6.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите проекта. Критерии оценки учебного проекта
7.1. Защита учебного проекта может осуществляться в течение учебного года в один из предложенных дней и приравнивается к защите по уровню на школьной научно-практической конференции: в декабре – «День защиты проекта», в марте – на школьной НПК «Шаг в будущее», в апреле – «День защиты проекта».
7.2. Формы представления проекта обучающимися определяются самостоятельно (доклад, отчёт, опытный образец, реферат, стендовый доклад, творческое выступление, презентация).
7.3. Мультимедийная презентация к защите учебного проекта выполняется в соответствии с требованиями в Приложении 4.
7.4. Содержание защиты по проекту должно включать: обоснование актуальности темы, практической значимости проекта; изложение поставленных в нем целей и задач; описание хода выполнения проекта и полученных результатов; краткий обзор изученных источников и использованной литературы; продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).
7.5. Регламент выступления составляет 10 минут. Выступление оценивается на основе критериев: соблюдение структуры выступления; соблюдение регламента; умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; адекватность громкости и темпа; адекватность языка и стиля; уверенность и убедительность манеры изложения.
Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:соответствия содержания ответов вопросам; корректности при ответе на вопросы оппонентов; краткости и аргументированности; грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.
7.6. Критерии оценки учебного проекта соответствуют критериям оценки проекта на школьную НПК «Шаг в будущее», утверждённым в «Положении о школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (приказ №41 от 04.03.2017 г.) (Приложение 5).
7.7. Результаты выполнения и защиты проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией или жюри. Состав комиссии или жюри формируется из членов педагогического коллектива МБОУ гимназия №1 (Приложение №6).
7.8. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта и рекомендовать к участию в городской НПК «Шаг в будущее», которая проходит в апреле каждого учебного года.
Приложение 1.
Образец титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
ТЕХНОЛОГИЯ
Поморская козуля
Г. Полярные Зори
2017 г.
Приложение 2
Оформление списка литературы к проектной работе
Библиографический список помещается в конце научной работы.
Рекомендуются следующие варианты заглавия списка:
- список использованной литературы;
- список использованных источников и литературы.
Независимо от выбранного способа группировки в начало списка, как правило, помещают официальные документы(законы, постановления, указы и т. д.), которые располагаются по юридической силе.
Вслед за указанными документами располагается вся остальная литература: книги, статьи в алфавитном порядке и электронные издания.
Библиографическое описание
Элементы библиографического описания приводятся в строго установленной последовательности и отделяются друг от друга условными разделительными знаками. До и после условных знаков ставится пробел в один печатный знак. Исключение составляют (,). В этом случае пробелы применяют только после них.
Схема описания книги:
Заголовок (Ф. И. О. автора). Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (сб. ст., учебник, справочник и др.) / сведенияоб ответственности (авторы, составители, редакторы и др.).– Сведения о переиздании (2-е изд, прераб. и доп.). – Место издания (город): Издательство, год издания. –Объем (кол-во страниц).
Примеры библиографического описания
I. Описание книг
1. Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора:
- пример:
Чалдаева,Л. А. Экономика предприятия: учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2013.— 411 с.
2. Книги с коллективом авторов, или в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.
- пример:
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. В. Я. Позднякова.— М.: Инфра-М, 2010.— 617 с.
Библиографические ссылки
Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата документа и служит источником библиографической информациио документах — объектах ссылки.
Ссылки составляют по ГОСТу Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»
По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:
- внутритекстовые, помещённые в тексте документа;
- подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);
- затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).
Внутритекстовые ссылки. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую ссылку заключают в круглые скобки. Например: (Экономика машиностроительного производства / Зайцев В. А. [и др.].— М.: Изд-во МГИУ,2007). После использования ссылки, цитаты и т. п. в круглых скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы. Например: Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья подробно рассмотрена в книге “Культурология. История мировой культуры” под ред.А. Н. Марковой (М., 1998).
Подстрочные ссылки располагаются в конце каждой страницы. В этом случае для связи с текстом используются знаки в виде звездочки или цифры. Например: В тексте: Дошедшие до нас памятники, чаще всего представлены летописными сводами*
В сноске: ____________
* Культурология. История мировой культуры. М., 1998.° C. 199. или
* Культурология. История мировой культуры.— М., 1998.— С. 199.
Повторяющиеся сведения. Если в повторяющихся библиографических записях совпадают сведения, то во 2-ой и последних записях их заменяютсловами “То же”, “Там же”.
Затекстовые ссылки оформляются как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа или его составной части. Связь библиографического списка с текстом может осуществляться по номерам записей в списке. Такие номера в тексте работы заключаются в квадратные [ ] скобки, через запятую указываются страницы, где расположена цитата. Цифры в них указывают, под каким номером следует в библиографическом списке искать нужный документ. Например: [34,° C.78]
Приложение 4
Мультимедийная презентация
Требования к содержанию мультимедийной презентации:
– все слайды должны быть выдержаны в едином стиле;
– презентация должна быть не меньше 10 слайдов, но не более 20;
– первый слайд – это титульный слайд, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора;
- соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений;
- на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям аудитории;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям аудитории;
– наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера);
– основной текст должен быть, как минимум, 18 размера;
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– длина строки не более 36 знаков;
Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
количество используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм и т.д. - не более 4;
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– графика на слайдах только в том случае, если она несет смысловую нагрузку;
– избегайте фоновой графики, которая будет отвлекать от самой презентации;
– каждый слайд должен отражать одну мысль;
– время глаголов должно быть везде одинаковым;
– заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые; положения слайда;
- если на слайде присутствует иллюстрация, размещайте подпись под картинкой;
– в конце заголовков точка не ставится;
– во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково.
Требования к качеству навигации:
- избегайте разной анимации перехода слайдов и разной анимации объектов;
– работоспособность элементов навигации;
– качество интерфейса;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
Приложение 5
Критерии оценивания работ
Состав жюри
1. Секция «История и обществознание»
Фролова Е.В. Плеханова А.М.
Чупрунова Е. А. Потеряшная Н. А.
2. Секция «Иностранный язык»
Соколова Г.Н. Комарова Г.В.
Федичева Т.В. Шилкина В. В.
Воронович Е.В. Половникова Н. А.
Ярославцева В. С. Терентьева С. В.
3. Секция «Русский язык и литература»
Насонова М. Н. Наталич Н.А.
Савина С.В. Меньшикова Е.А.
Карбиевская О. С. Несмачных А. И.
4. Секция «Математика»
Майорова К. Н. Гурьянова Л.И.
Приставко Е.Н. Савченко Н.М.
5. Секция «Информатика»
Медвелева Е.В.
Кольцова А. М.
6. Секция «Физика»
Бердина Н.А. Конкин А.Н.
Горюшина О.В. Нарыжная Е. З.
7. Секция «Биология, химия»
Афоничева Н.А.
Воронина Н.С.
8. Секция «Физическая культура»
Голованёва М.А. Каштанов П.А.
Катюха В. Г. Серёжкина А. М.
9. Секция «Технология, ИЗО»
Павлова С.Ф. Бубнов В.Н.
Пахомова О. Н. Лайко А. В.
10. Секция «география»
Танявина В. Е.
Сергунова П. А.
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебном проекте обучающихся
МБОУ гимназия №1
Общие положения
1.1. Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования.
1.2. Учебный проект является основнымобъектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.3. Учебный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.
1.4. Выполнение и публичная защита учебного проекта обязательна для каждого обучающегося 7,8,10 классов. Обучающиеся 5-6, 9 классов выполняют проект по желанию.