Алгоритм правописания –Н– и –НН– в прилагательных и причастиях
1. Определи, от какой части речи образовано слово
от существительного от глагола
2. Оканчивается ли основа этого 2. Определи вид глагола
существительного на –Н-?
да нет совершенный несовершенный
пиши –НН- 3. При помощи какого пиши –НН- 3. Имеются ли зависимые
Исключения: суффикса образовано Исключения: слова?
бараний слово? названый брат
тюлений посаженый отец
олений -ан- конченый человек да нет
обезьяний -ян- -онн-
свиной -ин- -енн-
фазаний и др. пиши –НН- 4. Оканчивается
притяж. прилаг. Пиши –Н- Пиши –НН- ли слово на –ованный,
этого типаИсключения: Исключение: -ёванный?
оловянный ветреный
деревянный (но:подветренный)
стеклянный данет
безымянный
пиши –НН- пиши –Н-
Исключения: Исключения:
кованый читанный
жеваный считанный
нежданный
негаданный
невиданный
неслыханный
желанный
данный
священный и др.
Практическое задание:составьте алгоритм правописания О и Ё после шипящих под ударением
Вопросы для контроля
1. Какому правилу подчиняется написание О и Ё после шипящих под ударением в корнях слов?
2. Когда в суффиксах и окончаниях пишется после шипящих под ударением О, а когда Ё?
3. В каких случаях пишется -НН- в прилагательных, образованных от имен существительных? Каковы исключения из правила?
4. Когда -НН- пишется в отглагольных прилагательных и причастиях? Каковы исключения?
5. Сколько –НН- пишется в существительных и наречиях, образованных от прилагательных?
Занятие 15.
Тема: Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание частицы НИ.
Вопросы:
1. Слитное и раздельное правописание НЕ с различными частями речи.
2. Правописание частицы НИ.
Литература:
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2000 и др.
2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1990.
3. Валгина Н.С, Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., «Высшая школа», 1994.
4. Шевченко Л.А, Пипченко Н.М. Русский язык: пособие для абитуриентов. Минск, 1995.
5. Шевелев В.М. Русская орфография. Томск: Изд-во «Пеленг», 1998.
Письменное задание
Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки.
1) Дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, (не)мигающие огни деревни. 2) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, (не) хотевшая отстать от нее. 3) Мы бредем по тем дорожкам, где (не) кошена трава. 4) Я, (не) смотря на несносных комаров, засыпал тут же, у костра. 5) Сын поцеловал мать и, (не) смотря на нее, вышел из комнаты. 6) Кипучая, могучая, (ни) кем (не) победимая, страна моя, Москва моя, - ты самая любимая. 7) И как (недо)смотрел? И как ты (недо)слышал? 8) Она была далеко (не) красавица 9) Направо желтая, (не) мигающая звезда стояла (не) высоко над лесистыми холмами. 10) (Не) слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери. 11) Павел Петрович – человек очень (не) глупый. 12) Матросы с трудом справлялись с (не) знакомыми для них механизмами. 13) Из экипажа «Светлана» (недо) считали ста шестидесяти семи человек. 14) Она (Татьяна) была (не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех… 15) Все матросы, (не) занятые вахтой, вышли на палубу.
Задание 2. Перепишите. Объясните (устно) написание НЕ или НИ.
1) Загудели, заиграли провода: мы такого (н…) видали (н…) когда. 2) По всем дворам – где надо и (н…) надо – с утра идет веселый перестук. 3) Куда (н…) глянь – направо и налево, - огни пылают, плавится руда 4) Какое б ты (н…) делал в жизни дело, запомни – цель одна: гори, дерзай, чтоб вечно молодела великая страна. 5) Спой мне, спой, Прокошина, что луга (н…) скошены, что луга (н…) скошены, стежки (н…) исхожены. 6) Нынче всякий труд почетен, где какой (н…) есть. Человеку по работе воздается честь. 7) Видя, что (н…) настье принимает затяжной характер, я решил идти дальше, (н…) взирая на (н…) погоду. 8) Как я (н…) напрягал свое зрение, а рассмотреть его (н…) как (н…) мог. 9) В тяжелом строю пшеница слушает звон тишины. (Н…) ветер, (н…) град, (н…) птица колосьям таким (н…) страшны. 10) Как бы (н…) был мал дождь, он всегда вымочит до последней нитки.
Вопросы для контроля
1. С какими словами НЕ всегда пишется слитно?
2. С какими частями речи НЕ всегда пишется раздельно?
3. В каких случаях НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями на –О, полными причастиями, местоимениями пишется слитно? Раздельно?
4. Каковы семантические различия между НЕ и НИ?
5. В каких случаях НИ пишется слитно? Раздельно?