Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (2 ч)

Сложносочиненные предложения (3 ч + 1 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (21 ч + 4 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (6 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч+2ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (7 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Литература

Для учащихся

1.Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

2.Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дро­фа, 2006.

3.Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

4. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

5.Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 9 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2009.

6.Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунк­туация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

7. Бархударов С.Г. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреж­дений / С. Г. Бархударов,С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко - М.: Просвещение, 2011.

Для учителя

1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. - 3-е изд./ Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2001.

2. Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.- М.:Вако,2013.

3. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л. А. Чешко/сост. Л.А.Тропкина.- Волгоград: Учитель,2008

4.Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс.- М.: ТЦ Сфера,2009

5.Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

6.Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И.В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

7.Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.

8.Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, 9.В.А.Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

10.Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

11.И.Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофиль-ная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.

Виды и формы контроля:

-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

-комплексный анализ текста;

-сочинение по картине;

-изложение с элементами сочинения; тест;

-устное высказывание на лингвистическую тему.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 12 часов.

Наши рекомендации