Тема 14. Технологии современного переговорного процесса
Переговоры как разновидность делового общения. Особенности деловых переговоров: разнородность интересов сторон, взаимозависимость участников переговоров, ограниченность возможностей одностороннего решения проблемы.
Переговоры в деловом общении – процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.
Стратегии ведения переговоров: позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения; переговоры на основе взаимного учета интересов – партнерский тип поведения сторон.
Динамика переговоров: подготовка к переговорам; процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.
Подготовительный период: организационные вопросы, определение цели переговоров, состава участников переговорного процесса; выбор места и времени встречи; определение повестки дня, анализ проблемы, соотнесение собственных интересов с интересами партнера.
Этапы ведения переговоров (уточнение интересов и позиций сторон; обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы; достижение результата).
Итоги деловых переговоров. Три типа решений: серединное (или компромиссное); ассиметричное (уступки одной из сторон значительно превышают уступки другой); принципиально новое решение (удовлетворяющее интересы каждой из сторон).
Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых решений.
Тема 15. Деловое совещание
Деловое совещание как способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов.
Виды деловых совещаний: диктаторские (право голоса у руководителя); автократические (диалоговый способ общения (руководитель задает вопросы каждому участнику и получает ответы на них); агрегативный (планируется доклад руководителя и выступления назначенных им подчиненных); дискуссионные (свободный обмен мнениями, решение принимается голосованием, утверждается руководителем); свободные (без четкой повестки дня и без председателя).
Цели деловых совещаний.
Подготовка, организация и проведение делового совещания. Подготовка к проведению включает в себя: определение его тематики, цели, формирование повестки дня, задач и продолжительности, даты и времени начала, состава участников, регламента работы, подготовка руководителя, доклада и проекта решения, предварительная подготовка участников и помещения, ведения протокола.
Организация и ведение дискуссий.
Метод мозгового штурма А. Осборна.
Приемы и методы разработки и принятия решений.
Тема 16. Презентация как вид делового взаимодействия
Презентация как публичное представление чего-либо нового. Значение презентации как профессионального инструмента, помогающего добиться социально-производственной цели.
Функции деловой презентации (привлечение внимания к организации, личности деловых кругов, общественности; увеличение их популярности; мобилизация ресурсов личности и организации).
Цели деловых презентаций: убедить действовать в нужном направлении, одобрить новый проект, поддержать идею, предложение; купить продукт или услугу; принять бюджет, законодательный акт; использовать полученную информацию; внедрить новые методы и т.д.)
Виды презентаций по Л. Аррендо:
По отношению аудитории к презентатору:
- Внешняя (аудитория и презентатор представляют разные организации);
- Внутренняя (презентатор и аудитория представляют одну организацию). Вертикаль внутренних презентаций – нисходящая и восходящая презентация.
По целям различаются:
- Продвигающие презентации;
- Информационные презентации.
По размеру (количеству) аудитории:
- Публичная презентация;
- Камерная презентация;
- Приватная презентация.
Структура презентации.
Участники, аудитория презентации.
Методика подготовки публичной, камерной, приватной презентации.
Тема 17. Технология подготовки и организации брифинга,
Пресс-конференции
Брифинг (в пер. с англ. – краткий инструктаж), пресс-конференция – официальная встреча представителей СМИ с государственными, общественными деятелями, общественными деятелями, учеными, деятелями культуры для формирования общественного мнения, информирование о событиях политической, экономической, культурной жизни.
Общее и особенное в структуре и методике проведение брифинга и пресс-конференции.
Технологии подготовки и проведения брифинга, пресс-конференции, определение цели, контингента, социального статуса аудитории, предполагаемые вопросы, прогнозировании реакций, линии поведения аудитории, наиболее типичных и неординарных ситуаций.
Требование к выступающему: краткость и содержательность, обоснованность суждений, исключение двусмысленности слов с двойным значением, предельная ясность, точность. Независимость ответов от внутреннего эмоционального состояния выступающего, его настроения, предубеждений.