Тема 9. Современный бизнес-этикет
Бизнес-этикет как инструмент регуляции отношений, построение карьеры.
Деловой этикет: истоки, принципы, функции. Гражданский и деловой этикет, их отличия, особенности.
Бизнес-этикет – составная часть корпоративной культуры компании. Стратегия, миссия, приоритетные ценности, этика компании, нормы поведения.
Принципы бизнес-этикета: «разумный эгоизм» (выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои); позитивность (если нечего сказать приятного или положительного – воздержись от высказываний); принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях; приоритет статусных различий, снижение значения различий по признаку пола; принцип адекватности, уместности (определенные правила в конкретное время, в определенном месте, с определенными людьми).
Значение первого впечатления в деловом общении (как мы выглядим, что и как говорим и как нас воспринимают другие люди); вербальные, вокальные, визуальные компоненты общения. Вербальные компоненты – сценарий первых 10 слов; вокальные – интонация скорость, тембр, громкость, ударение, ритмика; визуальные («красноречивое безмолвие», мимика, визуальный контакт, движение тела, осанка, жестикуляция, состояние рук, одежда). Дресс-код делового человека, требования к деловой одежде. Одежда как отражение характера человека и реализации имиджа организации. Выбор стиля одежды. Особенности консервативного стиля, стиля взаимодействия, творческого стиля.
Ключевые зоны внешнего облика: верхняя, центральная, нижняя, их особенности, значение.
Рекомендации по использованию аксессуаров (галстук, запонки, часы, украшения и т.д.). Требования к прическе, макияжу и т.д. Психологическое воздействие цвета, использование цветовой гаммы в деловой одежде.
Правила поведения с коллегами и подчиненными, старшинами по статусу; на обеде, деловой вечеринке. Правила пользования мобильным телефоном.
Тема 10. Деловой протокол
Понятие деловой протокол и этикет. Дипломатический протокол, протокол в деловом общении. Протокольные вопросы приема зарубежной делегации (цель визита представителей иностранных фирм, персональный состав, уровень представительства). Ранг главы делегации и форма ее приема. Подготовка программы пребывания: встреча делегации; деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы); приемы (завтраки, обеды и т. д.); культурная программа; поездки по стране; проводы делегации.
Порядок встречи делегации: приветствия и представления, рассадка по автомобилям, визит вежливости, рассадка за столом переговоров, запись беседы. Разговор по телефону с официальными лицами.
Подарки и сувениры. Приемы, виды приемов. Деловые приемы: «бокал вина» или «бокал шампанского»; «завтрак». Вечерние приемы: «обед», «обед-буфет», «ужин». Приемы типа «a la фуршет», «коктейль»; маленькие приемы, «кофейный или чайный стол».
Подготовка к проведению приема: выбор вида приема; составление списка приглашенных; рассылка приглашений; определение плана рассадки за столом (на завтраке, обеде и ужине); составление меню; сервировка столов и обслуживание гостей; подготовка тостов и речей; составление схемы или порядка проведения приема.
Особенности сервировки, речи, беседы, манера поведения за столом. Форма одежды на деловых встречах, приемах (дневных, вечерних).
Тема 11. Тайм-менеджмент как инструмент эффективного
Делового взаимодействия
Понятие тайм-менеджмента. Ценностное отношение ко времени. Линейная и нелинейная организация труда. Временная компетентность как правильное восприятие времени («чувство времени»).
Умения и навыки оптимального распределения времени. Моделирование реалистичной программы реализации целей во времени.
Планирование последовательности дел на рабочую неделю, день. Следование плану как условие эффективности производственной деятельности. Возрастание угрозы стресса при неправильном использовании временного потенциала (наслоение дел, бессистемность, перенос дел и т.д.).
Рекомендации по организации рабочего времени, планированию последовательности дел, ведению деловых записей.
Организация рабочего пространства как фактор экономии времени (рабочий стол, документация и т.д.)
Раздел 3. Технологии, техники делового общения