Организационно-методические указания.
Работа адъюнктов, аспирантов по изучению дисциплины складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарных занятиях, подготовка рефератов и их защита.
Основной формой преподавания культурологии и профессиональная этики преподавателя является лекция,в которой преподаватель излагает наиболее сложные проблемы изучаемых тем курса, намечает междисциплинарные связи культурологи и этики с философией, эстетикой, политологией, социологией, историей, историей и теорией религии, современными концепциями естествознания.
Самостоятельная работа, является основным методом глубокого и творческого усвоения дисциплины.
Семинарские занятия являются школой публичных выступлений адъюнктов и аспирантов, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов.
Семинарские занятия ориентируются на закрепление,конкретизациюи корректировку знаний, полученных адъюнктами и аспирантами на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки.
Преподавание дисциплины проводится в течение одного семестра, по завершении курса адъюнкты и соискатели сдают зачет.
Тематический план для очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего | Лекции | Семинары | Самост. работа |
Раздел I. Культурология | |||||
1. | Культурология в системе социогуманитарного знания | ||||
2. | Социодинамика развития культуры | ||||
Раздел II. Профессиональная этика. | |||||
3. | Этика, ее предмет и структура | ||||
4. | Служебный этикет сотрудника ГПС МЧС России | ||||
5. | Этика профессионального и делового общения | ||||
Особенности этикета в разных странах | |||||
Реферат | |||||
Зачет | |||||
Тематический план для заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего | Лекции | Семинары | Самост. работа |
Раздел I. Культурология | |||||
1. | Культурология в системе социогуманитарного знания | - | |||
2. | Социодинамика развития культуры | - | |||
Раздел II. Профессиональная этика | |||||
3. | Этика, ее предмет и структура | - | |||
4. | Служебный этикет сотрудника ГПС МЧС России | - | |||
5. | Этика профессионального и делового общения | - | |||
Особенности этикета в разных странах | - | ||||
Реферат | |||||
Зачет | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Культурология в системе социогуманитарного знания.
Культурология, ее предмет и место в системе социо-гуманитарного знания. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Методы культурологических исследований. Охрана и использование культурного наследия. Культура и глобальные проблемы современности. Предпосылки становления культурологии в контексте философии, социологии, истории, этнографии, археологии, психологии и других наук гуманитарного цикла. Преемственность в развитии культуры. Личностное и социально-групповое отношение к культурному наследию. Человек в мире культуры: в мире вещей, в мире идей и в мире людей. Специфика культурологического подхода к анализу человеческой деятельности в сфере общественной жизни. Основные зарубежные и отечественные ученые - культурологи (Э. Тейлор, Л. Уайт, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский, П. Н. Милюков, Д. С. Лихачев, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотман и др.)
Тема 2 . Социодинамика развития культуры.
1. Структура и функции культуры. Культурогенез и бытие культуры. Природа, общество, культура. Социальные факторы развития культуры. Структура и функции элементов материальной культуры. Структура и функции элементов духовной культуры. Структура и функции элементов культуры человеческих отношений. Единство материально, духовной и социальной (человеческих отношений) культуры и их основных элементов. Функции культуры в человеческой деятельности и развитии общества. Понятие «культура». Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация.
Языки и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы. Функции культурных норм. Типология культур. Этносы и национальные культуры.