Глава 6. Личностное созревание взрослого человека, личностный рост

6.1. Молодость: выбор путей самоопределения

Молодость – это период, когда выбираются жизненные пути, когда у человека появляется возможность сказать о себе: я тот, кто занимается таким-то делом и тот, у кого таким-то образом устроена личная жизнь. В личностном плане это период совершения жизненно важных выборов, т.е. тех, что во многих отношениях определяют жизнь данного человека:

· установятся у него/нее близкие отношения с кем-нибудь или ему/ей предстоит всю оставшуюся жизнь жить в личностном уединении и/или снова встать перед задачей поиска близкого человека;

· в качестве кого участвовать в жизни общества: каким родом занятий обеспечить свою финансовую и личную самостоятельность, в какой профессии реализовать себя и т.п.

· кем быть в своих глазах, кем слыть в мнении близких, знакомых и незнакомых людей.

От того, какие выборы совершит человек в молодости, во многом зависит, как сложится его жизнь.

6.1.1. На пороге личностной зрелости: перспективы и возможности самоопределения

Период жизни, когда происходит переход от юношества к собственно взрослости, представляет собой огромный разветвленный жизненный перекресток дорог, среди которых человеку предстоит отобрать те, что составят его жизненный путь. Субъективное переживание характеризуется предчувствием безразмерных перспектив – не безграничных, а именно не имеющих еще ясных измерений. Кажется, что жизни еще много впереди (правда, неясно, сколько именно), что выбирать свой путь можно несколько раз (и каждый раз как будто заново), что многое еще успеется (что-то обязательно важное, каким-то удачным образом), что сил на многое вполне еще хватит (правда, не вполне ясно, каких сил и на что именно). Такая воодушевляющая размытость будущего обеспечивает в целом оптимистические ожидания, но одновременно не способствует мобилизации усилий на то, чтобы ясно представить свое будущее и наметить пути его осуществления. В межличностных отношениях период профессионального обучения и становления характеризуется особенным романтизмом, поскольку все друзья и знакомые сверстники еще воспринимаются обладающими равными возможностями. Равными в том смысле, что еще нет возможности определить, кому что удастся, когда кажется, что почти любой может оказаться почти кем угодно.

Поскольку личность отдельных людей как массовое явление пока еще остается сравнительно молодым фактом культуры, в обществе еще не набрала силы идея о том, что в начале самостоятельного жизненного пути каждому молодому человеку и каждой девушке следует заняться планированием своей жизни. Общественное мнение во многом еще сориентировано на краткосрочное планирование: на вопросы «кем станешь?» и «чем намерен заниматься?» чаще всего принято отвечать без уточнения зачем осуществляется тот или иной выбор, и что ожидается дальше. Начинающий жизнь человек порой даже не догадывается, что у жизненного пути есть свой словарь, свои правила, своя смысловая траектория.

Это потом, когда-нибудь через 10-20 лет у него или у нее в речи появятся наполненные индивидуальным смыслом выражения «мой путь», «свое дело», «чужая жизнь», «дело жизни», «достойно прожить» или «как все», «все могло быть по-другому» и «если бы знать раньше». А пока личностную позицию можно определить как беспутность, т.е. состояние перед дальней дорогой без ясной цели и без карты. (Ориентированный на молодежь рекламный слоган гласит: «Нас невозможно сбить с пути: нам все равно куда идти»).

Что касается способа движения по жизни, то он тоже весьма показателен в отношении личностной зрелости. Возможно, это будет активное управление своей жизнью с использованием всевозможных средств «передвижения» по ней («конвейер» социальных институтов, политическое движение, карьерные возможности и т.п.) или за счет только собственных сил. А возможно, мы услышим пассивные «повезло», «за компанию», «пришлось», «так случилось», «по долгу службы» и т.д.

Немаловажно также, кто оказался в помощниках или кто оказал влияние на жизнь человека: школьный учитель, случайно встреченный Учитель жизни, друзья. А может, учителями станут социальные или жизненные ситуации, события в стране или в семье, или же прочитанные книги.

Готовности к тому, чтобы осмысленно строить свою жизнь, похоже, систематически обучить невозможно, для этого требуется наличие душевной открытости в нужный момент, готовность принять урок. Так, стандартная психологическая подготовка студентов – будущих профессиональных психологов сама по себе не очень готовит к самостоятельной жизни. Опыт составления планов профессионального становления студентами-психологами выпускного курса, открывает грустную картину. Подавляющее большинство студентов очень упрощенно представляют себе возможные направления своей жизни в целом и профессионального развития в частности. Еще слабее осознаются необходимые для этого ресурсы: время, финансы, знания, навыки, усилия, мотивация и т.п. Очень часто выдвигаются амбициозные цели (что порой сильно напоминает подростковые мечтания), при этом с трудом даются ответы на вопросы «ради чего?», «что для этого потребуется?», «каким образом цель может быть достигнута?» и т.п. Показательно, что студенты менеджерских и юридических специальностей выглядят в данном направлении более зрелыми. Создается впечатление, что многие будущие психологи беспомощно барахтаются в попытках самостоятельно преодолеть свои внутриличностные затруднения, не решаясь на то, к чему будут призывать затем своих клиентов и заказчиков – обратиться за профессиональной помощью. Уважаемые студенты-психологи! Есть острая необходимость в том, чтобы вовремя повзрослеть, иначе вы не сможете продуктивно работать со своими более зрелыми клиентами и заказчиками.

Разумеется, взросление, это отнюдь не одно только физическое созревание, не только выход за пределы детского возраста. Это обязательное приобретение компетенций, характеризующих социальную позицию взрослого человека, который добровольно и сознательно соблюдает принятые в обществе правила, который как личность готов воспроизводить и развивать принятую им культуру. Процесс, в ходе которого происходит приобретение свойств зрелой личности, собственно, и есть личностное созревание, а применительно к позиции отдельного человека – личностное становление уже как взрослого.

Любить и работать»

«Однажды Фрейда спросили, что, по его мнению, обычному человеку следовало бы уметь хорошо делать. Спрашивавший, вероятно, ожидал пространного ответа. Но, как утверждают, Фрейд в отрывисто-грубой стариковской манере сказал: «Любить и работать» («Lieben und arbeiten»). Краткость окупается возможностью размышлять над этой простой формулировкой: она обретает глубину по мере того, как мы думаем над ней» [Эриксон 1996, с. 371].

Э. Эриксон настаивает на том, что данный период жизни человека (молодость) сензитивен к выбору между близостью и изоляцией. Тонкость этого выбора состоит в том, что сразу же после того как была найдена и отстояна собственная идентичность, человек идет на то, чтобы научиться согласовывать две заведомо не совпадающие идентичности – свою и еще кого-то. Риск возникает там, где собственная идентичность подвергается испытанию на прочность: при полной групповой солидарности, в дружеских и товарищеских отношениях, в брачных союзах, при физической близости. Риск состоит в том, что собственная Я-концепция подвергается воздействию со стороны других, причем человек сам, добровольно предоставляет другим людям возможность влиять на себя. Потому что близость – это всегда раскрытие, всегда меньшая защищенность, уязвимость для мнения и оценки со стороны других. Эти другие люди потому и являются близкими, что имеют доступ туда, куда другим не добраться, а именно, к процессу поддержания и изменения образа Я человека, к содержанию его Я-концепции.

В межличностном плане наиболее полное выражение близость находит в любви. Влюбленным всегда легко и просто быть вдвоем, они становятся как бы продолжением один другого, чем-то вроде новой целостности. Казалось бы, для этого каждому из них надо частично отказаться от себя. Как же тогда происходит, что став одним целым, они и каждый в отдельности становятся более целостными, завершенными? Любовь раскрывает каждого из любящих, делает его более самим собой, потому что в любви человек раскрывает свою сущность, утверждая именно ее. Отказываться от своих привычек и устремлений приходится на более поверхностном уровне (поведение, желания), тогда как на более глубоком, наоборот, происходит самоутверждение. Поэтому при настоящей глубокой близости человек не теряет себя, а наоборот – приобретает.

Некоторые, испытав трудности и разочарования на пути сближения (отсутствие взаимности, измена, недопонимание и многое другое), поспешно отказываются от душевной близости вовсе. В результате, пытаясь сохранить душевное спокойствие и стабильность, останавливают процесс постепенного утверждения своей сущности.

Механизм, благодаря которому происходит раскрытие сущности каждого из любящих, состоит в понимании и в принятии, в признании этой сущности другим человеком (даже если понимание не доведено до осознания, до вербализации). Понимание – в глубоком значении этого слова – это одна из функций любви. В любви мужчина и женщина обретают знание друг друга (а не просто друг о друге), порождающее взаимное понимание. В. Франкл писал, что любовь позволяет наиболее глубоко проникнуть в личностное содержание любимого человека, понять его «духовное ядро». Понимание и принятие вдохновляют на дальнейшее самораскрытие, в результате которого человек и открывает в себе свои глубокие сущностные качества. Следовательно, себя он приобретает в результате презентации своей индивидуальности и признания ее другим человеком.

Подчеркнем, что обнаружение в себе сущностных качеств происходит в результате поступка – выбора между близостью и самоизоляцией в пользу близости. Субъективно этот поступок переживается как готовность к самораскрытию, к риску оказаться беззащитным перед непредсказуемыми действиями и поступками другого человека. Это активный риск – ошибиться, испытать боль, разочарование и т.п. Кому же недостает мужества влюбиться, рискуют остановиться в своем развитии. Это пассивный риск – не преодолеть себя, не перейти новый рубеж, не получить уникальный опыт открытия себя (так же, как открываются новые земли рискующим и ошибающимся путешественником). В работе с клиентами нередко обнаруживается, что не рискнувшие на близость – сколь бы они не были компетентны в социальном отношении – в «духовном ядре» личности сохраняют большое количество инфантильных структур (фиксаций).

В социальном плане наиболее полное выражение близость находит в брачном союзе. Здесь нормой является взаимная солидарность перед внешним по отношению к семье окружением, тесные бытовые контакты, личностная открытость и сексуальная доступность. В таких условиях провоцируется и облегчается смешение идентичностей, объединение индивидуальностей, что предъявляет дополнительные требования к личностной устойчивости и нагрузку на личностные процессы. В сочетании со взаимными обязательствами супругов эта психологическая трудность, вероятно, и получила на обыденном языке название «брачные узы». Но именно эта трудность и представляет собой очередную ступень личностного восхождения к индивидуальности. Встав на нее, человек приобретает не только ожидаемый в его возрасте социальный статус (женат, замужем), но важное чувство личной состоятельности – способности устанавливать с людьми близкие отношения, строить долгосрочные отношения с ними в этом статусе. И при этом – не только сохранять себя как личность, как индивидуальность, но и развиваться, расти, крепнуть (см. подробнее 6.3.6).

Молодость представляет собой период жизни, сензитивный также и для создания семьи. Молодой человек проходит через своеобразный «импринтинг» на совместность (близость, взаимозависимость). Стоит человеку пропустить тот возраст, когда легче всего (умеренно бездумно и чуть-чуть опрометчиво) вступить в брак, это становится довольно затруднительно. Человек обучается и привыкает жить в одиночестве, приноравливается к нему, так что пойти на риск открытости для другого, зависимости от него, личностной уязвимости (в первую очередь для Я-концепции) становится еще более непросто. Некоторые из молодых людей отрицают ценность семьи, склонны считать (и возводят в принцип), что они способны всю жизнь провести в одиночестве. Но в большинстве случаев мы имеем дело с рационализацией, смягчающей противоречие в Я-концепции (и опыт консультирования это показывает очень ясно). В действительности же люди всегда испытывают настоящую жажду близости – регулярной, даже бытовой, повседневной, а порой и мелочной.

Обсуждаемая переменная очень напряженно звучит в обыденных высказываниях: «как дела в личной жизни?», «личная жизнь не сложилась», «никакой личной жизни». За этими высказываниями стоит реальность, которую Э. Эриксон назвал близостью.

Как и для выбора между близостью и изоляцией молодость является сензитивным периодом и для профессионального становления. Перед человеком в той или иной форме встает необходимость хотя бы что-то одно научиться делать по-настоящему. По-настоящему, это, с одной стороны, так, чтобы работа или занятие признавалось людьми как нечто нужное и важное, а с другой, чтобы она обеспечивала доход, позволяющий самостоятельно строить свою жизнь.

Профессиональное занятие представляет собой объективную основу, как минимум, для финансовой самостоятельности. В социальном плане профессия дает возможность человеку занять (относительно) ясный социальный статус, что повышает предсказуемость общественного поведения данного человека в глазах других. Насколько важна для людей эта переменная, можно судить, в частности, из того, что вопрос о профессии или роде занятий задается новым знакомым в числе первых.

В субъективном плане наличие социального статуса и финансовой самостоятельности дает ощущение собственной реализованности, социальной состоятельности. Переживается оно как свобода в принятии решений, как перспективы, которые зависят от самого человека, осознаются как возможности, которыми он/она может управлять и распоряжаться по собственному усмотрению. Это ощущение иногда сформулируют как «это сладкое слово "свобода"». Разумеется, речь идет не о полной «свободе от…», а о возможностях «свободы для…».

Даже если человек со временем (с возрастом) меняет должности, профессию или род занятий, самое главное он/она уже приобрел – образец состояния (чувства) профессиональной компетентности и социальной устойчивости.

Таким образом, в молодости человеку предстоит решить две главные задачи:

1. Научиться близости, научиться жить с кем-то рядом, в быту, жить с учетом индивидуальности другого человека.

2. Освоить социально оцениваемую профессиональную деятельность, приобрести социально-экономическую самостоятельность.

Соответственно, новообразования молодости как возраста – это наличие близких отношений и чувство профессиональной и социальной компетентности. Вероятно, неспроста стандартное пожелание на праздники и торжества звучит в соответствии с этими же задачами: «успехов в труде и личной жизни». В обыденных представлениях мы обнаруживаем фактически то же, о чем говорил и старик Фрейд.

Личность в процессе роста

Дальнейшее развитие личности взрослеющего или взрослого человека связано уже не столько с вхождением в общество, с овладением его возможностями – операциональными, инструментальными, смысловыми, коммуникативными и многими другими. Дальнейшее развитие представляет собой личностный рост, организующийся вокруг особенного личностного ядра – идентичности (эго-идентичности) человека, в частности, его образа Я. Динамически личностный рост разворачивается как «раскачивание» между личностными кризисами и периодами относительной стабильности.

Профессиональный взгляд предполагает умение терминологически по возможности однозначно описывать психическую реальность, с которой мы имеем дело. В данном случае, таковой реальностью выступает личность, поэтому нам требуется описать некоторое количество понятий, которые часто используются в практической работе, и которые уже показали свою продуктивность и удобство.

Наши рекомендации