Младенческий возраст: предпосылки индивидуальности
Протяженность младенческого возраста – с 2-3 месяцев до примерно 9-12 месяцев, когда ребенок начинает передвигаться самостоятельно. В это время происходит первое становление идентичности ребенка, закладываются предпосылки его индивидуальности.
Начинается данный этап развития с того же, чем завершается и предыдущий – младенец начал специфическим образом реагировать на появление взрослого. Этот характерный набор реакций (поведенческое оживление с положительной эмоциональной окраской, гуление, улыбка…) получил название «комплекс оживления». Появляется он чаще всего в возрасте от полутора до трех месяцев и свидетельствует о том, что в отношениях с заботящимися взрослыми появилось новое качество. Ребенок эмоционально как бы просыпается, вдруг пробуждается к жизни! Все родители в той или иной степени отмечают этот скачок – с младенцем становится возможным общаться, поскольку он реагирует именно на появление взрослого и реакции эти столь специфичны, что спутать их с какими-то иными невозможно.
Среди обсуждаемых Р. Джоссельсон [1996] измерений межличностного (семантического) пространства имеется измерение, под которое подходит и комплекс оживления. Она дает этому особому виду межличностной взаимосвязи название «опыт пристрастности» (passionate experience). Суть его в том, что младенец с жадностью припадает к взрослому как к источнику удовольствия и средству удовлетворения своих потребностей.
Младенческий возраст во многом еще можно рассматривать как дальнейшее развитие тех же процессов, которые были запущены на предыдущем этапе. В эти месяцы жизненный мир младенца во многом все еще можно оценить как простой и легкий [Василюк 1984; Кулагина, Колюцкий 2001, с. 184-187]. Для этого мира характерно первичное согласие с окружением, слабо дифференцированные эмоциональные реакции. Признаки такого мира обнаруживаются в первичных круговых реакциях, простейших движениях, выполняемых ребенком ради самих движений, т.е. ради самого процесса. Как и в первые недели жизни, продолжает активно эксплуатироваться потребность в прикасании, ребенок находится в состоянии слияния с окружающим его миром, который почти полностью заполнен матерью, можно сказать состоит из нее. Более того, полноценное насыщение этим миром, обеспечивающее изживание (переживание) потребности в непосредственном контакте, происходит в условиях неограниченного доступа к матери (столько, сколько хочется), наличия физической и психической поддержки с ее стороны (холдинг в терминах Р. Джоссельсон). Мотивационное новообразование первых недель жизни младенца заключается в чувстве доверия к миру/матери, на данном этапе постепенно оформляется как доверие ко всем людям (Э. Эриксон).
Чувство доверия к миру порождается и укрепляется благодаря следующим процессам. По мере расширения собственной активности (ползание, доступ к новым предметам) внешний мир открывается как трудный. Наличие препятствий в рамках развивающейся предметно-познавательной активности субъективно воспринимается с беспокойством. Средством совладания с затруднениями является придание своему жизненному миру свойств легкости («как бы легкий»). Трудность мира снимается благодаря помощи (поддержке) со стороны ближайших взрослых – так возникает ожидание помощи. В благоприятных условиях, когда такая помощь в большинстве случаев действительно предоставляется, возникает доверие: мир все равно легкий. Прошу запомнить этот прием – мир облегчается благодаря взрослым (за их счет), т.о. происходит возложение ответственности (субъектности) на всемогущих (всё могущих) взрослых. Отметим, что это точно та же стратегия, которой пользовались архаические культуры (а религии и сейчас), возлагая основную ответственность на более сильных субъектов. Этой же стратегией пользуется и современный взрослый человек, оказавшись в трудной для себя ситуации.
Если же сензитивный для формирования базового доверия период будет пропущен, и доверие к миру не сложится, то в структуре мотивационной сферы (субстрат для будущей личности) появится смысловой конструкт, настраивающий на настороженность, нагнетающий беспокойство и тревогу. В терапевтической работе такого рода конструкт (или конструкты) обнаруживаются затем как негативно заряженные комплексы, враждебные субличности и т.п.
Развитие жизненного мира
В пределах младенческого возраста происходит постепенный переход к более дифференцированному восприятию жизненного мира. Внешне трудный и внутренне простой жизненный мир характеризуется наличием препятствий для удовлетворения потребностей. «Деятельности присуща в этом мире неуклонная устремленность к предмету потребности. Эта деятельность не подвержена никаким отвлечениям, уводящим в сторону искушениями и соблазнам, субъект не знает сомнений, колебаний, чувства вины и мук совести – одним словом, простота внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия – внешние. Каждое достижение предмета потребности таково, будто дело идет о жизни и смерти» [Василюк 1984, 107]. Отсюда такая мотивационная характеристика активности как истовость, выражающаяся в стремлении непременно удовлетворить любую потребность, которая неизбежно воспринимается как единственная. Ее неудовлетворение субъективно равносильно смерти – т.е. утрате себя как субъекта жизнедеятельности.
Внешне это выглядит как неспособность отложить удовлетворение потребности. В зависимости от темперамента, пре- и перинатальных фиксаций младенец может заходиться истошным плачем, нудным нытьем или тихим скулением, чтобы добиться удовлетворения своей потребности. Спустя несколько недель после рождения ребенок не только «просыпается» для общения со взрослыми, но также и для того, чтобы получить от них «полное обслуживание». Как мы уже отмечали выше, ожидание помощи и поддержки со стороны окружающих являет собой одно из важных новообразований младенчества.
Но есть в этом мире и нечто новое: возникают первые различия во впечатлениях. Во-первых, вся стимуляция оформлена в более насыщенной сенсорной палитре – яркий свет, перепады окружающей температуры, невообразимое разнообразие кожных ощущений, колебания шумов и звуков и т.п. Это все предъявляет более высокие требования к когнитивной компетентности, вынуждает активно приспосабливаться к новым впечатлениям. И, во-вторых, прежняя относительная однообразность событий сменяется иными временными ритмами: с каждым месяцем ребенок все больше времени бодрствует, кроме кормления, ухода и сна становятся систематическими игры со взрослыми, упражнения. Иная полнота восприятия появляется с каждым новым достижением: когда ребенок научается менять положение тела, затем самостоятельно брать предметы, затем стоять, ползать и т.п.
Постепенно выясняется, что и взрослые бывают разные, что их забота, и сила, и запахи, и прикасания могут весьма различаться между собой. По мере того, как когнитивное развитие младенца позволяет ему фиксировать и накапливать эти различия, он становится способен различать вокруг себя разных людей. Это видно по тому, как он реагирует на них. Спустя 2-5 месяцев ребенок начинает пугаться чужих людей (возникает недоверие, потому что они неожиданны, непредсказуемы в поведении).
Когда жизненный мир воспринимается как внутренне простой, но внешне трудный, это возлагает пока еще непосильную (сил недостает) ношу на ребенка, пугает его. Во многом от взрослых зависит, насколько стремительно будет происходить переход от легкого мира к трудному. Хорошо, если не возникают перекосы, создающие условия для избыточных фиксаций, хронических напряжений.
Если поддержки и помощи со стороны взрослых будет недостаточно, сформируется устойчивое (фиксированное) мотивационное напряжение – хроническое ожидание внешней помощи. В более старшем возрасте это напряжение будет прорываться как невротическая потребность, практически ненасыщаемая, которая будет подталкивать подростка или взрослого человека к постоянному поиску помощи со стороны других людей. Это не только движение к людям (К. Хорни), но одновременно и движение против людей (стремление «выдавить» из них требуемую поддержку). Хронически напряженный конфликт устремлений по определению и есть невротическая мотивационная структура, которая в неблагоприятных условиях заявляет о себе в виде невроза – в функциональных психических и поведенческих расстройствах.
Если помощь со стороны взрослых будет приходить вовремя и в адекватной форме, то переживание, связанное с принятием внешне трудного мира, будет менее резким и переход к новому жизненному миру пройдет более конструктивно. Таким образом, помощь взрослых оказывается важным фактором, обеспечивающим мотивацию как к контактам с людьми, так и к изучению ближайшей среды, к овладению предметным миром.
Если же помощь будет приходить тотально всегда, то будет поддерживаться (усиливаться) лишь мотивация к контактам с помогающими людьми, но не стремление овладеть миром. В перспективе возможно снижение потенциала субъектности, направленной на мир, неадекватное ее перенаправление на людей. Возможно, здесь мы обнаруживаем одну из предпосылок будущей демонстративной акцентуации: неограниченно пользоваться вниманием и поддержкой со стороны других людей.
Другая особенность внешне трудного и внутренне простого мира состоит в том, что нарастает мотивационное многоголосие: все, что удается выделить в сенсорном потоке, обладает способностью захватывать внимание младенца, претендовать на его активность. Эта характеристика предметного мира была описана К. Левиным в понятии валентности. Первое, с чем сталкивается младенец в трудном мире, это наличие мотивационного поля, в котором все предметы обладают той или иной валентностью, предъявляя требования к поведению воспринимающего лица. Поведение, которое запускается силой внешнего воздействия со стороны обладающих мотивирующей силой предметов, К. Левин назвал полевым поведением.
Таким образом, формирование в восприятии младенца такого представления как внешне трудный и внутренне простой мир ведет не только к когнитивному усложнению. Одновременно с когнитивной нагрузкой на младенца ложится также заметная мотивационная нагрузка. Это обстоятельство важно подчеркнуть уже сейчас, поскольку уже в недалеком будущем мотивационная перегрузка станет важным фактором в рождении личности ребенка.