Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост»
Чтобы профессионально понимать друг друга, нам следует сначала определить указанные в заголовке понятия. Мы не будем спорить с тем, как другие авторы понимают то или иное понятие, поскольку это малопродуктивно. Разброс мнений столь велик, что настаивать на жестком закреплении понятий пока преждевременно. Мы просто договоримся, что чем будем называть – только ради удобства использования, а не потому, что наша версия лучше.
Становление личности. Под становлением будем понимать спонтанный процесс возникновения (порождения) и укрепления личности – по аналогии с процессом становления на ноги, началом ходьбы и т.п. О становлении предпочтительно будем говорить тогда, когда необходимо подчеркнуть самостоятельность (снова слышится уже знакомое «стоять»), инициативность, непредписанность кем-то извне. Но в еще большей степени, когда необходимо подчеркнуть начальность, момент возникновения нового качества, в которые человек вложил известную долю своих усилий. Разумеется, словосочетание «становление личности» очень уместно использовать в отношении ранних этапов развития личности (раннее детство), хотя, в принципе, можно использовать его и в отношении других возрастов. Например, когда требуется указать на момент возникновения и процесс укрепления некоего психического новообразования, когда необходимо подчеркнуть, что человек заново восстанавливает себя («становится на ноги») после личностного разрушения, деградации, душевного нездоровья и т.п.
Формирование личности. Под формированием же, наоборот, будем понимать организованное со стороны окружающих человека людей воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик – по аналогии с приданием чему-то необходимой формы, формата. В привычных случаях адресатом воздействия (того, кого формируют) является ребенок, подросток, но им вполне может оказаться и взрослый. Для тех, кто организует воздействие, необходимо обладать соответствующим социальным статусом: быть взрослым, преподавателем, воспитателем, начальником, командиром, консультантом и т.п. Правда, и здесь возможны вариации, поскольку даже равные по социальному статусу люди в межличностном плане могут занимать по отношению друг к другу позицию воспитателя. При этом нет необходимости утверждать, что формирование происходит всегда осознанно, а воздействие всегда организуется целенаправленно. В принципе, формирующее или преобразующее воздействие включено в ткань повседневных отношений как почти неизбежный эффект от взаимодействия, от самого межличностного контакта. Но все же о формировании личности, конечно же, лучше говорить в основном по отношению к случаям, когда формирующее воздействие производится не в фоновом режиме, а в виде процесса, сравнительно отчетливо выделяющемся как основная фигура на фоне социального взаимодействия.
Развитие личности. Термин «развитие» зарезервируем для тех случаев, когда необходимо подчеркнуть систематический или нормативный характер изменений, которые происходят с человеком в его жизни. Так, можно говорить о физиологическом развитии, о профессиональном или культурном развитии и т.п. В частности, развитие личности (личностное развитие) будет означать прохождение человеком некоторых этапов (сравнительно одинаковых у большинства людей), по мере наступления которых происходят качественные изменения внутреннего плана – в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики.
Согласно представлениям Х. Вернера [см. Крэйн 2002], развитие имеет место там, где происходит дифференциация и иерархическая интеграция. К примеру, зародыш возникает как единое целое, из которого затем выделяются различные органы. Подобным же образом происходит и дифференциация двигательной активности плода в утробе матери, когда его туловище и конечности больше не двигаются как единое целое в одном «движении массы», а двигаются раздельно и согласованно. Другой пример, когда дети начинаю рисовать. Поначалу они делают однообразные движения туда-сюда, рисуя круглые каракули. Затем их рисование становится более дифференцированным, по мере того как они осваивают различные движения. Иерархическая организация видна там, где рисование проводится в соответствии с намерением ребенка. Рисунок разворачивается постепенно от общего замысла к деталям.
То же наблюдается и в отношении личности. Развитие сопряжено с постепенным усложнением дифференцированности мотивов, целей, ценностей, намерений и постепенной их иерархизацией, которая состоит в соподчинении, умении выбрать приоритеты, определить, что является более важным, а что может быть отложено. Дифференциация и иерархизация дополнятся интеграцией, направленной на сохранение личностной целостности человека.
Термином «развитие» удается подчеркнуть нормативный, закономерный характер такого рода изменений, которые следуют в согласии с основными вехами социализации человека. Словосочетание «развитие личности» первоначально использовалось в возрастной психологии. Наибольшее употребление в настоящее время это понятие получило в рамках психологии развития, которая включает в себя возрастную психологию в качестве основного ядра (как по происхождению, так и по основным теоретическим положениям).
Личностный рост. Понятие личностного роста широко используется в психотерапевтической литературе, особое значение этой характеристике личности придается в гуманистической и трансперсональной психологии. Точного определения для него пока нет, но семантическое поле (согласно характеру употребления) таково, что метафорически может быть описано как движение вверх. Подобно тому как растение растет к солнцу, личность «растет» по направлению к ценностям. Применительно к принятому нами структурному определению личности словосочетание «вершинная личность» может быть понято как указание на то, что данный человек сумел личностно (пристрастно) дотянуться до ценностных вершин. Соответственно, когда мы говорим о вершинной психологии (В. Франкл), то подчеркиваем этим ценностную ее направленность – указываем на стремление такой психологии понять, каким образом происходит присвоение человеком высших человеческих ценностей, превращение их в предельные индивидуальные смыслы. И в обыденном языке о человеке, выбирающем для себя указанные высокие ориентиры, говорят «тянется к чему-то» – точно как о растении.
Отметим, что сравнение личностного роста и роста растения может быть хорошо обыграно. По аналогии с растениями, корнями мы все из детства (психоанализ как глубинная психология) или из вагины, если говорить в терминах перинатальных матриц (С. Гроф). Соответственно, силы для роста (своего рода мотивационную энергетику) мы черпаем из глубинных смысловых структур: архетипов, комплексов, ранних детских фиксаций (психоанализ), систем конденсированного опыта (С. Гроф). Но растем все же в том направлении, где находим особого рода целостности (предельные ценности, добродетели, Абсолют, Бог), идентифицируясь с которыми, уподобляясь которым, мы преобразуем себя в зрелого субъекта собственных поступков, в ответственного субъекта общественных отношений.
Этой же метафорой с успехом воспользовался К. Роджерс, когда ему потребовались аргументы в защиту не только способности, но и права ребенка на самостоятельность личностного роста. Было бы губительным для растения, если бы кто-то захотел ускорить его рост тем, что начал вытягивать из почвы. Точно так же губительными для ребенка как личности (но не как социального индивида) будут попытки побуждать его к личностному росту, потому что всякое внешнее побуждение отбирает инициативу, лишает ребенка субъектности (ощущения/переживания авторства своих усилий) – подменяет рост формированием. Наоборот, продуктивно будет дать ребенку поддержку, помочь овладеть необходимыми ресурсами, релевантных данной зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Таким образом, можно в следующей манере соотнести обсуждавшиеся в данном параграфе понятия.
1. В растительной метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «всходит», «созревает» и «растет», а «формирование» можно понять как уход за растением садовника (К. Роджерс) или огородника.
2. В пространственно-кинестетической метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «встал», «ходит» и «поднимается на…», тогда как «формирование» можно истолковать как «услуги тренера и/или проводника».
Использование метафор данного рода также позволяет осмыслено ставить вопрос о культурных средствах, с помощью которых мотивационные процессы (стихия желаний) организуются в упорядоченную (иерархизированную) систему, которая обеспечивает человеку способность постигать ценностные вершины, прокладывать свой индивидуальный путь, используя шаблоны и схемы социального взаимодействия.
Указанные метафоры могут быть с успехом использованы психологом и в практической работе. Во-первых, для понимания, о каком именно личностном процессе в данный момент говорит клиент. Это позволяет лучше оценить потенциал его субъектности (различая между становлением и формированием), характер происходящих изменений (понимая различие между развитием и ростом) и т.п. Во-вторых, для выбора направления своей работы и необходимых для этого средств. Так, если были обнаружены пробелы в нормативном развитии, то потребуется восстановить их (то ли в виде актуальной работы во время консультативной встречи, то ли в виде домашнего задания, то ли в виде рекомендаций воспитателям и т.п.). Если же сбои произошли в ходе личностного становления, то скорее всего потребуется найти средства, с помощью которых помочь клиенту повторно проработать некий фрагмент своей жизни, внеся в него необходимые изменения.