Динамическое определение личности
Динамически личность следует рассматривать как некую систему психических процессов, благодаря которым происходит взвешивание интенций (устремлений, побуждений), оценка их потребностной значимости (субъективного веса), поиск приемлемой для данного случая и данного человека их композиции (сочетания). За образец детального описания внутриличностной динамики можно взять то, как она описывается в психоанализе. К такому описанию относятся: борьба мотивов, сочетание побуждений, ухищрения, направленные на сохранение представлений о себе, защитные действия и т.п. Нам, однако, нет нужды ограничивать себя психоаналитическими теоретическими представлениями, данное там описание динамики легко переносится на любые мотивы, побуждения и устремления.
Поскольку деятельность человека всегда полимотивирована (А.Н. Леонтьев), поведение (внешний план деятельности) есть результат борьбы интенций, каждая из которых направлена на то, чтобы реализоваться и привести к удовлетворению стоящей за ней потребности. Каждая интенция пробивается в поведение так, чтобы наилучшим для себя образом быть завершенной, но в условиях мотивационной конкуренции человеку приходится находить компромисс между мотивами. В поведении проявляется композиция интенций, в которой один или два основных мотива дают наибольший весовой вклад, и еще некоторое количество мотивов проявляются как призвуки, как слабые дополнения к основным. В практической работе психолога чрезвычайно важно уметь выделять в поведении человека весь спектр мотивов, находить среди них как основные (доминантные, доминирующие), так и дополнительные (субдоминантные, подчиненные).
Выбор между мотивами чаще всего осуществляется в режиме реального (текущего) времени, когда нет возможности обстоятельно обдумать все исходы. Поэтому поведение, как правило, есть результат не лучшего из возможных (компромиссных) решений, а отражение одного из приемлемых, часто просто первого или вообще случайного. Правда, одно из верований гуманистической психологии состоит в том, что всякое решение, принятое в некоторой трудной жизненной ситуации, является лучшим из возможных. Это верование согласуется с нашим утверждением (принимается первое приемлемое решение), если учесть следующие оговорки. Во-первых, при дефиците времени и дефиците индивидуальных ресурсов у человека даже первое приемлемое решение все же является решением задачи, жизненно важной задачи. Во-вторых, данное верование способствует повышению ресурсной обеспеченности клиента, снимая с него бремя вины за решение, которое впоследствии, вне исходной ситуации, принесло ему трудности и страдания. Таким образом, наш анализ дает описание общей закономерности, а верование гуманистической психологии – это прагматическая интерпретация жизненного смысла любого решения в трудной ситуации.
Поведенческое выражение (во внешнем плане деятельности) внутриличностной динамики человека – это его поступки. Качество быть личностью есть способность быть субъектом собственных поступков. Это означает, что если человек совершает поступки, следовательно, он личность, более того, он личность только при условии, что способен совершать поступки.
Пришло время определить, что такое поступок. Поступок – это выбор между альтернативными мотивами. Заметьте, альтернативными, т.е. такими, которые исключают друг друга. Если мотивы таковы, что они могут быть реализованы одновременно, то тогда это не альтернатива и, следовательно, совершаемый выбор – это не поступок. Если же выбираются мотивы, которые исключают друг друга, то человек стоит перед задачей на поступок; выбор одного из них означает совершение поступка. Если девочка выбирает, с какой из подруг пойти в кино, то это не альтернатива, поскольку можно (при прочих равных условиях) пойти в кино с обеими одновременно, следовательно, речь не идет о поступке с ее стороны. Другое дело, если за выбором между подругами стоит выбор между ценностями. Например, одна из них только что совершила нечто, из-за чего оказалась в изоляции среди своих подруг, пойти в кино именно с ней – это уже поступок (означает выбор между «быть как все» и «быть настоящей подругой, невзирая на групповое давление»).
Таким образом, личность есть субъект собственных поступков. Это динамическое определение (или процедурное, процессное), согласно которому личностная работа – это всегда выбор между альтернативными мотивами. Поскольку почти всякое поведение есть результат хотя бы частичного выбора между конкурирующими мотивами, элементы личностной работы обнаруживаются в большинстве процессов, составляющих мотивационную динамику. Но как личность человек проявляет себя в наивысшей степени лишь в те мгновения или минуты, когда совершает осознанный выбор, когда он взвешивает вероятные исходы, оценивает цену их достижения, берет на себя ответственность за совершенный выбор.
Вследствие сознательного и взвешенного поступка человек совершает очередной шаг на пути восхождения к своей индивидуальности. На это, кстати, указывает и корень ступ в слове «поступок». Когда же человек совершает поступок, который имеет важное значение для общества и представляет собой яркое проявление индивидуальности данного человека, люди склонны называть такие случаи подвигом. Корень двиг- и здесь отражает момент продвижения человека к вершине индивидуальности. И наоборот, отказ от поступка ведет к упрощению (уплощению) личности. Как личность такой человек начинает слабеть, личностной силы у него становится меньше – это путь к разрушению личности.