Тема 21. Спортивная тренировка

Спортивная тренировка (основные понятия), ее содержание. Теоретическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. Тактическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. Психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. Физическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. Морально-волевая подготовка спортсмена в процессе тренировки.

Средства спортивной тренировки, классификация физических упражнений по сходству или различию с видом спорта. Принципы спортивной тренировки: направленность к максимуму достижений, углубленная специализация, индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности и тренировочного процесса.

Построение спортивной тренировки (общая характеристика). Структура и типы микроциклов. Тренировочные занятия как элементы структуры микроциклов. Структура и типы мезоциклов. Основы периодизации спортивной тренировки. Закономерности развития, фазы спортивной формы и периоды тренировки. Характеристика подготовительного периода тренировки.(задачи, средства, динамика нагрузок). Характеристика соревновательного периода (задачи, средства, динамика нагрузок). Характеристика переходного периода тренировки (задачи, средства, динамика нагрузок).

Учет особенностей женского организма при занятиях спортом.

Планирование, контроль и учет в системе подготовки спортсмена.

Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсмена. Разновидности спортивных соревнований, принципы организации соревнований, официальный и индивидуальный календарь спортивных соревнований.

Основные понятия дисциплины:культура, физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие,

Организация текущей аттестации:Текущий контроль успеваемости проводится в форме оценок на выступление с докладами, написании контрольных работ и рефератов.

Организация итоговой аттестации: Итоговый учет успеваемости проводится в виде зачетов и экзамена. При проведении зачетов и экзамена учитывается посещаемость студента, знания теоретического материала, изложенного в лекциях, выступление с докладами и написании рефератов.

Примерные вопросы к зачету и экзамену:

Раздел первый. Общие вопросы теории физической культуры

· Задачи и общая характеристика курса «Теория и методика физической культуры», его ведущая роль в системе подготовки специалиста по физической культуре.

· Источники и этапы развития теории и методики физической культуры.

· Характеристика понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое образование», «спорт», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическая подготовка», «физическое совершенство».

· Причины возникновения и развития физической культуры. Исторический характер физического воспитания.

· Общие и специфические функции физической культуры.

· Характеристика основных компонентов физической культуры.

· Педагогическая система физического воспитания П.Ф. Лесгафта.

· Отечественная система физической культуры, ее исходящие основы (идеологические, теоретико-методические, программно-нормативные, правовые, социально-экономические, организационные).

· Цель и задачи отечественной системы физической культуры.

· Сущность принципов всестороннего гармонического развития личности, связи физического воспитания с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленности.

· Педагогическое наблюдение как метод исследования в физической культуре.

· Хронометрирование и пульсометрия как методы исследования в физической культуре.

· Педагогический эксперимент как метод исследования в физической культуре.

· Целенаправленное физическое развитие как функция физической культуры. Оздоровительные задачи физической культуры.

Раздел второй. Обучение двигательным действиям

· Физическое упражнение как основное средство физической культуры. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

· Характеристика основных понятий «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».

· Состав средств (основные и дополнительные) физического воспитания и их характеристика.

· Этап закрепления приобретенного элементарного умения. Цель, задачи, ведущие методы этапа.

· Этап обучения применения двигательных навыков в различных условиях. Цель, задачи, ведущие методы этапа.

· Принцип сознательности и активности, основные правила его реализации в процессе занятия физическими упражнениями.

· Принцип доступности и индивидуализации, основные правила его реализации в процессе занятия физическими упражнениями.

· Принцип прочности и прогрессирования, основные правила его реализации в процессе занятия физическими упражнениями.

· Педагогические классификации физических упражнений.

· Понятие о технике и стандартной технике физического упражнения. Типовая и персональная индивидуализация техники. Части техники.

· Педагогические критерии эффективности техники физического упражнения.

· Зоны мощности, соотношение объема и интенсивности нагрузки. Физиологическая классификация физических упражнений.

· Понятие «нагрузка», основные компоненты нагрузки. Виды отдыха, интервалы отдыха, их характеристика.

· Характеристика понятий «метод», «методический прием», «методика». Методики физического воспитания школьников.

· Особенности использования методов слова в процессе занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп.

· Особенности использования методов наглядного воздействия в процессе занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп.

· Структура процесса обучения, характеристика этапов.

· Психофизиологические основы формирования двигательного навыка. Процессы иррадиации, концентрации стабилизации. Динамический стереотип.

· Постепенность и неравномерность как закономерности формирования двигательного навыка. Разрушение навыка. Перенос навыков.

· Этап начального разучивания двигательного действия. Цель, задачи, ведущие методы этапа.

· Общая характеристика процесса обучения (определение понятий, особенности). Характеристика понятий «знания в физическом воспитании», «двигательное умение», «двигательный навык», «обучение», «методы обучения».

· Педагогическая характеристика уровней владения двигательным действием: умение, навык, умение мастерства.

· Особенности применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании.

· Преимущества и недостатки методов разучивания в целом и по частям.

· Значение и направленность физической культуры в средней общеобразовательной школе.

· Характеристика методов равномерного и повторного упражнения.

· Характеристика методов переменного и интервального упражнения.

Раздел третий. Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания человека

· Духовное и нравственно-этическое воспитание в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства).

· Эстетическое воспитание в процессе в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства).

· Трудовое воспитание в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства).

· Патриотическое воспитание в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства)

· Психологическая подготовка в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства).

· Эмоциональное развитие в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства).

· Умственное развитие в процессе освоения ценностей физической культуры (задачи, методы, средства).

· Взаимосвязь физического воспитания с различными видами воспитания, подготовки и развития человека.

Раздел четвертый. Развитие физических способностей

· Развитие силовых способностей (определение, факторы, обуславливающие развитие и уровень проявления, режимы работы мышц, абсолютная и относительная сила, возрастная динамика развития, средства и методы). Особенности развития силы у школьников разных возрастных групп.

· Закономерности развития силовых способностей.

· Быстрота (определение, факторы, обуславливающие развитие и уровень проявления, режимы работы мышц, абсолютная и относительная сила, возрастная динамика развития, средства и методы). Особенности развития быстроты у школьников разных возрастных групп).

· Развитие выносливости (определение, факторы, обуславливающие развитие и уровень проявления, виды, возрастная динамика развития, средства и методы).

· Развитие ловкости (определение, факторы, обуславливающие развитие и уровень проявления, виды, возрастная динамика развития, средства и методы).

· Развитие гибкости (определение, факторы, обуславливающие развитие и уровень проявления, виды, возрастная динамика развития, средства и методы).

Разделпятый. Методика физического воспитания дошкольного и школьного

· Значение, формы организации и особенности методики занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста.

· Значение, особенности и задачи внеклассной работы в системе физического воспитания школьников. Ее планирование и педагогическое руководство.

· Школьный урок физической культуры (требования к методике проведения, подготовка к уроку, организационное обеспечение урока).

· Классификация уроков физической культуры (по предметному содержанию, ведущим задачам).

· Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (цели, задачи, направленность, содержание).

· Урок – основная форма организации занятий (содержание, структура).

· Значение, организация и содержание внешкольной работы по физическому воспитанию (ДЮСШ, летний оздоровительный лагерь, по месту жительства).

· Активизация деятельности занимающихся на уроках физической культуры.

· Характеристика годового и четвертных планов прохождения учебного материала, определение и планирование воспитательных задач.

· Определение и планирование оздоровительных и образовательных задач в годовом и четвертном планах прохождения учебного материала.

· Конспект урока (значение, разработка содержания, оформление).

· Контроль результатов учебно-познавательной деятельности (содержание, виды).

· Оценка и учет успеваемости (виды и содержание учета).

· Особенности содержания и методики проведения уроков физической культуры в подготовительной и специальной медицинских группах.

· Особенности физического воспитания в малокомплектной сельской школе.

· Особенности физического воспитания в школах с режимом полного дня.

· Тестирование физической подготовленности школьников.

· Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий.

· Методы организации учебно-воспитательной деятельности занимающихся (фронтальный, групповой индивидуальный), их характеристика.

· Методика формирования специальных знаний на уроках физической культуры.

· Формирование осанки (значение, средства, методика).

· Значение и направленность физической культуры в средней общеобразовательной школе.

· Комплексная программа по физической культуре (направленность, структура, содержание разделов).

· Формы организации физического воспитания человека (особенности, значение, задачи).

Раздел шестой. Профессионально-прикладная физическая подготовка

· Особенности физической культуры студентов факультетов физической культуры педагогических ВУЗов. Понятие о профессионализме учителя физической культуры.

· Особенности физической культуры студентов педагогических вузов.

· Особенности физической культуры студентов ВУЗов (задачи, содержание).

· Особенности физической культуры учащихся средних профессиональных и специальных учебных заведений (содержание, задачи).

Раздел седьмой. Физическое воспитание взрослых

· Физическое воспитание людей разного пола в зрелом возрасте (задачи, средства, методы, организация).

· Физическое воспитание людей разного пола в пожилом и старческом возрасте (задачи, средства, методы, организация).

· Контроль физического состояния человека в системе физической культуры.

Раздел восьмой. Теоретико-методические основы спорта

· Сущность спорта, особенности, функции, направления.

· Принципы спортивной тренировки: волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса.

· Учет особенностей женского организма в процессе занятий физическими упражнениями.

· Основы специализации занятий спортом в детском возрасте (роль, проблемы спортивной ориентации и отбора).

· Спортивная тренировка как многолетний процесс: этап предварительной спортивной подготовки и этап начальной специализации (задачи, временные границы, динамика нагрузок).

· Спортивная тренировка как многолетний процесс: этап углубленного спортивного совершенствования, этап «спортивного долголетия» (задачи, временные границы, динамика нагрузок).

· Принципы спортивной тренировки: направленность к максимуму достижений, углубленная специализация, индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена.

· Принципы спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности и тенденции к предельным нагрузкам.

· Спортивная тренировка, основные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, психологическая, техническая, тактическая, физическая, волевая подготовки спортсмена.

· Основы периодизации спортивной тренировки. Фазы спортивной формы и периоды подготовки.

Организация самостоятельной работы:

Организация самостоятельной работы предполагает:

- установление тем, предлагаемых студентам для самостоятельного изучения;

- определение преподавателем форм консультации самостоятельной работы студентов;

- определение видов самостоятельной работы.

Результаты самостоятельной работы студентов отражаются в текущем контроле преподавателем.

Самостоятельная работа включает:

- выполнение письменных практических занятий;

- самостоятельное изучение тем по литературным источникам;

- подготовку к практическим занятиям;

- анализ и реферирование литературы по теории физической культуры;

- выполнение и защита рефератов.

- разработка и реализация проектной документации по учебной практике.

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

Основным видом самостоятельной работы студентов является разработка педагогического проекта. Проблема, лежащая в основе проекта и темы самостоятельной работы выбирается индивидуально каждым студентом, исходя из его научных и профессиональных интересов:

1. Описать модель техники соревновательного упражнения (из своего вида спорта).

2. Разработать методику обучения двигательному действию (на примере какого-либо технического действия из своей спортивной специализации).

3. Составить план решения задачи развития физического качества.

4. Составить план решения воспитательной задачи на учебном занятии.

5. Составить план решения оздоровительной задачи на учебном занятии.

6. Разработать методику отбора тестов для оценки физической подготовленности школьников.

7. Составить план рационального развития физических качеств на учебном занятии.

8. Разработать методику применения словесных и наглядных методов на различных этапах обучения двигательному действию (из своей спортивной специализации).

9. Разработать методику рационального применения фронтального и поточного методов организации деятельности учащихся на уроке.

10. Составить план решения задачи развития скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки.

11. Показать основные этапы развития и особенности функционирования физической культуры как социальной и педагогической системы.

12. Раскрыть основные факторы, определяющие развития физической культуры и спорта как социальной и педагогической системы.

13. Охарактеризовать физическую культуру как системная взаимосвязь ее видов: физического воспитания, профессионально-прикладной физической подготовки, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации;

14. Дать характеристику принципам физической культуры как социальной и педагогической системы и их взаимосвязи.

15. Охарактеризовать методы физической культуры как социальной и педагогической системы и их взаимосвязь.

16. Показать единство и различие процессов формирования двигательных навыков и развития физических качеств.

17. Раскрыть физические способности и физические качества: особенности развития и контроля их прогрессирования.

18. Раскрыть методику определения структуры физической подготовленности;

19. Раскрыть систему спортивной подготовки, взаимосвязь ее составляющих: спортивной ориентации и спортивного отбора, спортивной тренировки, системы соревнований, комплекса внетренировочных и внесоревновательных факторов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Теория и методика физической культуры: [учебник для вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 "Физ. культура и спорт" / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - [3-е изд.; стер.]. - М.: Совет. спорт, 2007 (Вологда: Полиграфист). - 463 с.: ил.; 25 см. - Библиогр.: с. 453-456. - 500 экз. (доп.). - ISBN 978-5-9718-0192-4.

2.Холодов, Жорж Константинович Теория и методика физического воспитания и спорта: [учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений физ. культуры] / Холодов, Жорж Константинович; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 6-е изд.; стер. - М.: Академия, 2008. - 478, [2] с.: ил.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 472-473. - 2500 экз. - ISBN 978-5-7695-6214-3.

`б) дополнительная литература

1. Теория и методика физического воспитания. Под ред.Б.М. Шияна. - М.: «Просвещение», 1998 г.

2. Основы и методика физической культуры. Под ред. А.Т. Гужаловского. - М.: ФиС, 1991 г.

в) Электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. Теория и методика физической культуры и спорта СД Ф.2 http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.lenizdat.ru/ Лениздат.ру Доступ свободный.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Мультимедиапроектор

2. Компьютер

3. Система воспроизводства звука

4. Экран

5. Доступ в сеть Internet

Разработчики:

РГПУ им. А.И. Герцена   доктор педагогических наук, профессор     Кадыров Р. М.
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Приложение

Обеспеченность учебно-методической документацией

по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта »

(за полный прошедший учебный год)

№ п/п Наименование дисциплины Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций Количество экземпляров Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)
1. Теория и методика физической культуры и спорта 1. Теория и методика физической культуры: [учебник для вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 "Физ. культура и спорт" / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - [3-е изд.; стер.]. - М.: Совет. спорт, 2007 (Вологда: Полиграфист). - 463 с.: ил.; 25 см. - Библиогр.: с. 453-456. - 500 экз. (доп.). - ISBN 978-5-9718-0192-4.   0,5
2. Холодов, Жорж Константинович Теория и методика физического воспитания и спорта: [учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений физ. культуры] / Холодов, Жорж Константинович; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 6-е изд.; стер. - М.: Академия, 2008. - 478, [2] с.: ил.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 472-473. - 2500 экз. - ISBN 978-5-7695-6214-3.   0,5

Наши рекомендации