Методические принципы и пути их реализации
Общая характеристика принципов, реализуемых в процессе физического воспитания. Принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прочности и прогрессирования. Основные правила их реализации в процессе занятия физическими упражнениями.
Нормирование и дозирование нагрузок в физическом воспитании и спорте
Виды и величина нагрузки и ее цели. Понятие «нагрузка», ее виды, «внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки. Компоненты нагрузки. Параметры объема и интенсивности в отдельном упражнении (с «внешне» и «внутренней» стороны). Зоны мощности, соотношение объема и интенсивности нагрузки. Разновидности отдыха, интервалы отдыха. Развивающая, поддерживающая, восстановительная, активирующая, обучающая нагрузки. Доза и норма нагрузки. Объем нагрузки, кумулятивный и срочный тренировочный эффекты, интервалы между занятиями. Формы нагрузок, типы интервалов отдыха. Дозирование нагрузок при развитии физических способностей.
Развитие гибкости: определение, факторы, оказывающие влияние на развитие и уровень проявления, виды, средства. Развитие гибкости у школьников в младших, средних и старших классах. Тестирование гибкости.
Методы физического воспитания и спортивной тренировки
Определение понятий «метод», «методический прием», «методика», «методическое направление», «методический подход». Проблема классификации методов в теории физической культуры. Характеристика методов физических упражнений, их ведущая роль при обучении двигательным действиям и развитии двигательных способностей. Структурные основы методов физических упражнений (нагрузка и отдых как основа методов упражнения; способы регламентации двигательной деятельности и подходы к освоению движений). Методы целостного и расчлененного упражнения, их назначение, разновидности и особенности применения. Методы равномерного, переменного, повторного и интервального упражнения, их назначение и разновидности. Игровой и соревновательный методы, их специфические черты. Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий.
Характеристика методов словесного, наглядного воздействия. Особенности использования методов идеомоторного и психорегулирующего упражнения.
Методы организации учебно-воспитательной деятельности занимающихся.
Общие требования к выбору и применению методов: научная обоснованность, соответствие принципам и решаемым задачам, специфике учебного материала; индивидуальным особенностям занимающихся, возможностям педагога, условиям занятий.
Тема 9. Дидактические основы физического воспитания и спорта
Общая характеристика процесса обучения (определение понятий, специфика, содержание, особенности). Характеристика понятий «знания в физическом воспитании», «двигательное умение», «двигательный навык», «обучение», «методика обучения». Формирование двигательных умений и навыков (определение понятий, черты навыков, условия, влияющие на формирование навыка). Закономерности формирования двигательного навыка (три фазы). Взаимодействие навыков (перенос). Структура процесса обучения. Предупреждение исправление ошибок.
Тема 10. Педагогический контроль в физическом воспитании и спорте
Значение, цели, задачи педагогического контроля. Сущность и объекты педагогического контроля в физическом воспитании и спорте. Основные методы педагогического контроля (педагогическое наблюдение, тестирование, хронометрирование, пульсометрия, изучение документов планирования, контроля, учета, беседы с педагогом и занимающимися). Формы и содержание учета, требования к учету. Определение понятий «педагогический контроль», «контроль».
Тесты и тестирование. Система нормативов в отечественной системе физического воспитания. Теория стандартизации теста. Организация тестирования. Определение физической подготовленности. Особенности текущего и поэтапного контроля. Самоконтроль, показатели самоконтроля, методика регистрации и анализа. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания с спортивной подготовки.