УчебнАЯ практика по АРХИВОВЕдению
Цели учебной практики
Целями архивной практики являются:
1. Закрепление и углубление теоретической подготовки студентов.
2. Освоение практических навыков профессиональной деятельности, выработка знаний, умений и навыков в работе с документами АФ РФ.
2. Задачи архивной практики:
Задачами архивной практики являются:
1. Изучение нормативных документов и методических пособий (положений, правил, инструкций, методических разработок и т. п) регламентирующих деятельность архива.
2. Ознакомление с организацией работы в подразделениях государственного архива, методикой и содержанием конкретных работ непосредственно на рабочем месте.
3. Получение навыков практической работы в ходе выполнения конкретных заданий.
3. Изучение круга проблем, решаемых архивом.
4. Участие в общественно-политических мероприятиях архива, приобретение опыта работы в коллективе.
5. Представление (презентация) результатов исследований в форме отчета, использование документов архива в подготовке рефератов, публикаций, дипломной работе.
3. Место научно-исследовательской преддипломной практики в структуре ООП ВПО:
В ходе прохождения преддипломной практики закрепляются и уточняются знания, полученные студентами в гуманитарном, правовом, цикле, а также в профессиональном. Конкретно производственная практика базируется на информации, полученной в процессе изучения таких дисциплин цикла Б.3 как: «Документоведение» (2-3 семестр), «Организация и технология документационного обеспечения управления» (3-4 семестр), «Кадровое делопроизводство», «Архивоведение» (5-6 семестр), а также на дисциплине цикла Б.2 «Информационные технологии» (2 семестр).
Студент должен обладать следующими компетенциями, («входными» знаниями и умениями), которые требуются при освоении производственной практики:
общекультурными (ОК):
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, передачи информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (OK- 8);
профессиональными (ПК):
- способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
- способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);
- владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);
- способность самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеть тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);
- способность разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-25);
-владеть законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела, ориентироваться в правовой базе смежных областей (ПК-26).
владеть принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения (ПК-31);
владеть навыками работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа (ПК-32);
знать принципы организации различных типов и видов архивов (ПК-33);
знать требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах (ПК-34);
4. Формы проведения учебно-производственной практики по архивоведению:
Учебно-производственная практика по архивоведению проходит в государственных архивах. В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку учреждения. Наравне с сотрудниками студенты принимают участие во всех проводимых в организации мероприятиях: научно-методических и производственных совещаниях, конференциях и др.
Непосредственное руководство студентами в период практики от учреждения осуществляется сотрудником, назначенным директором архива. Руководителем делопроизводственной практики может быть начальник структурного подразделения или другой квалифицированный сотрудник архива, имеющий стаж и опыт практической работы. Руководитель практики от организации контролирует качество работы, выполняемой студентами.
5. Место и время проведения учебно-производственной практики по архивоведению:
Учебно-производственной практики по архивоведению проводится в Областном государственном учреждении Государственный архив Томской области (ОГУ ГАТО)
Томском областном центре документации новейшей истории (ТОЦ ДНИ)
Практика проходит в 6 семестре.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики:
В результате прохождения учебно-производственной практики по архивоведению
студент должен получить следующие практические навыки:
- по созданию и ведению архивных информационно-поисковых и учетных справочников
- по обеспечению сохранности, проверке наличия и состояния документов
- по проведению экспертизы ценности документов и оформлению ее результатов
- по проведению комплексных и контрольных проверок организаций - источников комплектования государственных или муниципальных архивов, а также составления документов по результатам проверки
- по организации использования документов архива
- по организации работы архивов (в т.ч. по составлению отчетов)
Знания и навыки, полученные в ходе практики необходимы для написания выпускной квалификационной работы.
ПреддипломнАЯ практикА
1. Цели освоения дисциплины:
Целями научно-исследовательской преддипломной практики являются:
1. Закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся.
2. Приобретение опыта профессиональной деятельности.
3. Выработка знаний, умений и навыков в работе с различного рода документами.
2. Задачи научно-исследовательской преддипломной практики:
Задачами преддипломной практики являются:
2. Изучение нормативных документов и методических пособий (положений, правил, инструкций, методических разработок и т. п) конкретного предприятия.
2. Ознакомление с организацией работы в подразделениях (служба ДОУ, отдел кадров, канцелярия, архив и т.д.), методикой и содержанием конкретных работ непосредственно на рабочем месте.
3. Оказание помощи в практической работе по выполнению конкретных заданий.
3. Изучение спектра проблем, решаемых организацией, на базе которой проходит практика.
4. Оказание конкретной помощи в деятельности этой организации, приобретение опыта работы в коллективе.
5. Представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций, дипломных работах.
3. Место научно-исследовательской преддипломной практики в структуре ООП ВПО:
В ходе прохождения преддипломной практики закрепляются и уточняются знания, полученные студентами в результате изучения учебных дисциплин гуманитарного, математического и естественно-научного, профессионального циклов. Конкретно производственная практика базируется на информации, полученной в процессе изучения таких дисциплин цикла Б.3 как «Документоведение» (2,3 семестры), «Организация и технология документационного обеспечения управления» (4–5 семестры), «Кадровое делопроизводство», «Архивоведение» (5–6 семестры), «Методика рационализации документационного обеспечения управления» (7, 8 семестры).
Студент должен обладать следующими компетенциями, («входными» знаниями и умениями), которые требуются при освоении производственной практики:
общекультурными (ОК):
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, передачи информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (OK- 8);
профессиональными (ПК):
- способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
- способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);
- владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);
- способность самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеть тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);
- способность разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-25);
-владеть законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела, ориентироваться в правовой базе смежных областей (ПК-26).
владеть принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения (ПК-31);
владеть навыками работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа (ПК-32);
знать принципы организации различных типов и видов архивов (ПК-33);
знать требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах (ПК-34);
4. Формы проведения научно-исследовательской преддипломной практики:
Преддипломная практика студентов проходит на базе учреждений, организаций и предприятий как государственных, так и других форм собственности, в органах государственного и муниципального управления, в государственных архивах. В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку учреждения. Наравне с сотрудниками студенты принимают участие во всех проводимых в организации мероприятиях: научно-методических и производственных совещаниях, конференциях и др.
Непосредственное руководство студентами в период практики от учреждения осуществляется сотрудником, назначенным руководителем данной организации. Руководителем делопроизводственной практики может быть начальник структурного подразделения или другой квалифицированный сотрудник учреждения, имеющий достаточный стаж и опыт практической работы. Руководитель практики от организации осуществляет контроль за качеством выполняемой студентами работы.
Место и время проведения научно-исследовательской преддипломной практики:
· В отделах и подразделениях администраций Томской области и г.Томска;
· В отделах документационного обеспечения управления крупных организаций Томской области и г.Томска;
· В подразделениях делопроизводства коммерческих организаций;
· Возможно прохождение практики в аналогичных учреждениях других субъектов РФ.
· Государственных и ведомственных архивах.
Практика проходит в 8 семестре.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики:
В результате прохождения данной преддипломной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- умение составлять и оформлять управленческие документы;
- знать и уметь работать с организационными нормативными документами, устанавливающие правила создания и оформления документов, деятельности службы ДОУ организации,
- выявлять системы документации, применяемые в конкретной организации;
- проектировать бланки и унифицированные формы документов, работать на различных участках службы ДОУ в традиционных и автоматизированных технологиях;
- классифицировать и систематизировать документы на стадии их делопроизводственного хранения;
- иметь навыки по проведению экспертизы ценности документов и оформлению ее результатов;
- уметь проводить комплексные и контрольные проверки организаций - источников комплектования государственных или муниципальных архивов;
- использовать современные методы рационализации ДОУ для решения задач профессиональной деятельности.
- приобрести навыки работы на современном оборудовании для выполнения технологических операций по созданию, обработке, передаче документов.
Знания и навыки, полученные в ходе преддипломной практики необходимы как предшествующие, часто как эксклюзивные для написания выпускной квалификационной работы.
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» в Томском государственном университете
Кадровое обеспечение
Образовательный процесс осуществляется высококвалифицированными специалистами. Общее количество преподавателей на выпускающей кафедре истории и документоведения на 01.09.2011 г. составляет 14,25, в т.ч. 10,48 – штатных.
Удельный вес ППС с учёными степенями и званиями в составе приведенного штата кафедры составляет 84,9%. Доля лиц с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора составляет 35,8%.
Преподавание цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ведут 23 преподавателя, среди которых 6 докторов наук, профессоров, 11 кандидатов наук, доцентов (73,9% от общего числа преподавателей).
Преподавание цикла математических и естественнонаучных дисциплин ведут 5 преподавателей, все они (100%) – кандидаты наук, доценты.
Преподавание цикла профессиональных дисциплин осуществляют 22 преподавателя, среди которых 5 докторов наук, профессоров, 12 кандидатов наук, доцентов (77,3% от общего числа преподавателей).
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Информационное обеспечение направления 034700 – Документоведение и архивоведение базируется на традиционных и современных технологиях.
Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса осуществляется Научной библиотекой ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», которая удовлетворяет требованиям «Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утверждённого приказом Минобразования России от 27.04.2000 г. № 1246.
Общий фонд библиотеки составляет свыше 3 млн. экземпляров различных изданий. С учётом степени устареваемости литературы фонд библиотеки укомплектован в необходимом количестве изданиями основной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет, а также основной учебной литературы с грифом Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России.
Фонд Научной библиотеки ТГУ укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет), из расчёта не менее 25 экземпляров данных изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете не менее 1–2 экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе университета, которая содержит различные издания и сформирована по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
Имеется издательство Томского государственного университета, осуществляющее подготовку и выпуск необходимой учебной и учебно-методической литературы.
Информационная поддержка принятия управленческих решений руководством университета в области образовательного процесса, а также возможность использования современных информационных сетевых технологий с целью его совершенствования обеспечивается Институтом дистанционного образования.
Основная образовательная программа по направлению «Документоведение и архивоведение» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам.
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается разработанным методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на его выполнение.
Реализация основной образовательной программы «Документоведение и архивоведение» обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам университета, исторического факультета и кафедры истории и документоведения, исходя из полного перечня учебных дисциплин.