Государственные, муниципальные и ведомственные архивы
Цели и задачи дисциплины
Цель курса – дать студентам углубленное и цельное, комплексное представление о том, как осуществляется взаимодействие государственных, муниципальных и ведомственных архивов в решении задачи концентрации, сохранения и использования документов Архивного фонда РФ (АФ РФ) – важнейшей составляющей культурного достояния народов России; о проблемах, возникающих в процессе такого взаимодействия, опыте их решения в целях своевременного и качественного формирования АФ РФ в системе национальных информационных ресурсов, а также изучение проблем, связанных с собиранием и освоением наследия прошлого в конкретной исторической обстановке (развитие отечественного архивов, возникновение и модернизация структуры архивов, формы и методы управления архивами, изменения работы архивов в зависимости от исторических условий; комплектование, отбор дел на постоянное хранение или уничтожение, организация хранения документов, разработка учетно-справочного и научно-справочного аппарата; использование документов в научных, культурных, практических и политических целях).
Задачи курса – сформировать у студентов целостное профессиональное понимание процессов и явлений, закономерностей и особенностей истории отечественных государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их современной организации как особой информационной системы. Студент должен четко усвоить, что в архивах можно найти практически неисчерпаемый запас информации по кардинальным проблемам отечественной и мировой истории, созданной в процессе деятельности органов государственной власти и государственного управления, государственных и общественных деятелей культуры и науки России. Курс позволит студенту иметь представление не только об основных опубликованных справочниках по тому или иному архиву, но и о НСА (научно-справочном аппарате) (описях, каталогах, указателях, обзорах и пр.), который создает модель системы НСА конкретного архивохранилища. В основу лекционного курса положены современные научные разработки по истории архивного дела, истории государственных учреждений, специальным историческим дисциплинам, историографии истории отечественного архивного дела, археографии, истории культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы» относятся циклу общепрофессиональных дисциплин. Для успешного освоения программы курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, толерантностью; готовность нести ответственность за партнёрские, доверительные отношения с коллегами в коллективе (ОК-5);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК – 9);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-15);
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Курс «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы» изучается в 4 семестре бакалавриата в объеме 96 часов (3 зачетные единицы) и является предшествующим для курсов: Стандартизация документационного обеспечения управления, Международная стандартизация, Информационные технологии в ДОУ и архивном деле, Информационная безопасность и защита информации, Информационное право, Архивы документов по личному составу, Технические средства в ДОУ и архивах, Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственных и муниципальных архивов, Археография и др.
Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
владеть базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1);
способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
владеть базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти (ПК-5);
владеть знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения (ПК-6);
способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7);
владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых бах данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ПК-8);
научно-исследовательскими:
способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);
владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);
владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);
оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения (ПК-16);
способностью анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК‑17);
владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК‑18);
владеть принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам (ПК‑19);
владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК‑20);
способностью выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций (ПК‑21);
способностью вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК‑22).
организационно-управленческими:
способностью создавать и вести единые (корпоративные) системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий (ПК‑23);
способностью организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов (ПК‑24);
способностью разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК‑25);
владеть законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела; ориентироваться в правовой базе смежных областей (ПК‑26);
знать основы трудового законодательства (ПК‑27);
соблюдать правила и нормы охраны труда (ПК‑28);
владеть принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения (ПК‑31);
владеть навыками работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа (ПК‑32);
знать принципы организации различных типов и видов архивов (ПК‑33);
знать требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах (ПК‑34);
знать принципы организации и функционирования архивного аутсорсинга (ПК‑35);
владеть логистическими основами организации хранения документов (ПК‑36).
технологическими:
владеть современными системами информационного и технического обеспечения документационного обеспечения управления и управления архивами (ПК‑41);
владеть правилами организации всех этапов работы с документами, в том числе архивными документами (ПК‑43).
проектными:
владеть принципами организации архивных служб документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в организациях (ПК‑45);
владеть методами оптимизации документопотоков (ПК‑46);
владеть методами проведения анализа организации документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в конкретной организации (ПК‑47);
владеть принципами и методами организации хранения документов (ПК‑48).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
1. Конкретно-исторические особенности, процесс создания, оформления, эволюции и современное состояние отечественной системы государственного хранения архивных документов.
2. Общее и особенное в назначении и роли государственных, муниципальных и ведомственных архивов.
3. Правовые и организационные основы, принципы деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их типологию.
4. Порядок и технологию осуществления взаимосвязи и преемственности в работе с документами.
5. Типология государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их взаимодействие в формировании состава документов Архивного фонда РФ, относящихся к государственной, муниципальной и частной собственности.
Уметь:
1. Самостоятельно работать с различными источниками.
3. Понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, а также иметь навыки информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых бах данных, составлении библиографических и архивных обзоров.
4. Анализировать и оценивать процессы и явления, характерные для временного, депозитарного и постоянного хранения документов АФ РФ в государственных, муниципальных и ведомственных архивах.
5. Самостоятельно работать с различными источниками информации.
Владеть:
1. Основами информационно-аналитической деятельности и способен их применить в профессиональной сфер.
2. Основными проблемами в области документоведения и архивоведения.
3. Тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела.
Студенты должны получить устойчивые профессиональные навыки анализа и оценки процессов и явлений, характерных для временного, депозитарного и постоянного хранения документов АФ РФ в государственных, муниципальных и ведомственных архивах, сравнительного изучения отечественного опыта в этих областях и практики развитых зарубежных стран (унифицированные подходы и национальное своеобразие); уметь применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.