Русская культура в домонгольский период. IX - начало XIII вв.
Древнерусское государство, образовавшееся в IX веке, через два века было уже могущественным средневековым государством. Приняв от Византии христианскую религию, КиевскаяРусь переняла и все ценное, что было у этого самого передового для этого периода государства Европы. Поэтому так явно просматриваются и столь сильно влияние византийской культуры на древнерусское искусство. Но в дохристианский период восточные славяне имели достаточно развитое искусство. К сожалению, пролетевшие века обрушили на территории обитания восточных славян огромное количество набегов, войн и самых разных бедствий, которые разрушили, сожгли или сравняли с землей практически все, что было создано в языческий период.
К моменту образования государства, Русь насчитывала 25 городов, которые были почти полностью деревянными. Мастера, которые их возводили, были очень искусными плотниками. Они возводили из дерева искусные княжеские замки, терема для знати, общественные здания. Многие из них украшались затейливой резьбой. Возводились и каменные здания, это подтверждают археологические раскопки и литературные источники. Древнейшие города Руси, сохранившиеся до наших дней, практически не имеют ничего общего со своим первоначальным видом. Создавали древние славяне скульптуру – деревянную и каменную. До наших дней дошел образец этого искусства – Збручский идол, хранящийся в музее Кракова. Очень интересны образцы ювелирных украшений древних славян из бронзы: застежки, амулеты-обереги, браслеты, кольца. Встречаются искусно выполненные предметы домашнего обихода в виде фантастических птиц и зверей. Это подтверждает, что для древнего славянина окружающий мир был наполнен жизнью.
На Руси издревле существовала письменность, но собственных литературных произведений почти не было. Читали в основном болгарские и греческие рукописи. Но в начале XII века появляется первая русская летопись “Повестьвременныхлет”, “Слово о законе и благодати” первого русского митрополита Илариона, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, “Киево-Печерский патерик”. Жемчужиной древнерусской литературы остается “Слово о полку Игореве” неизвестного автора XII века. Написанное спустя два века после принятия христианства, оно буквально пронизано языческими образами, за что церковь подвергла его гонению. К XVIII веку дошел единственный список рукописи, которую по праву можно считать вершиной древнерусской поэзии. Но средневековая русская культура не была однородной. Она довольно явно разделяется на так называемую элитарную культуру, которая предназначалась духовенству, светским феодалам, зажиточным горожанам и на культуру низов, являющейся истинно народной культурой. Уважая и ценя грамотность, письменное слово, простой люд не всегда мог себе это позволить, тем более, рукописные произведения. Поэтому, очень широко было распространено устное народное творчество, фольклор. Не умея читать или писать, наши предки составляли устные памятники народной культуры – былины и сказки. В этих произведениях народ осмысливает связь между прошлым и настоящим, мечтает о будущем, рассказывает потомках не только о князьях и боярах, но и о простых людях. Былины дают представление, что по-настоящему интересовало простой народ, какие у него были идеалы и представления. Жизненность этих произведений, их актуальность могут подтвердить современные мультфильмы, снятые по произведениям древнерусского народного эпоса. ” Алеша и ТугаринЗмей”,”Илья Муромец”, “Добрыня Никитич” существуют уже второе тысячелетие и пользуются популярностью у зрителей теперь уже XXI века.
Возрождение в Италии
В XII—XIII веках в Италии возникают города-республики, где бурное развитие получают торговля и ремесла. Это создает благоприятные условия для расцвета культуры. Поэзия, искусство, просвещение начинают все более пробуждаться, и в последующие XV и XVI века получают свое невиданное с времен античности развитие. Эту эпоху обычно именуют Возрождением или Ренессансом. Для Возрождения был характерен небывалый расцвет искусства. Флоренция, Венеция, Мантуя, Сиена и другие города Италии украшались великолепными архитектурными ансамблями, а стенопись и скульптура того времени принадлежат к вершинам европейской художественной культуры. Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.
Гуманизм Возрождения провозглашает основой мировоззрения человеческий разум и познание мира. Появляется острый интерес к забытой было античной культуре, философии и особенно к искусству. Многое меняется в духовной и материальной жизни людей: идеологические воззрения, эстетические потребности; социально-культурные условия, а с ними и мир вещей. Структура природы предстала в виде организованного пространственного тела у великих художников Возрождения. Мистика и иерархия отошли на второй план. Теперь это было тело, во всем подобное человеческому. Возрождение знаменовало собой один из радикальнейших поворотов в истории европейской культуры. И в ренессансном восприятии пространства уже чувствовался кризис. Мореплаватели прошли неведомыми путями в экзотические страны, узнали, что люди могут жить на земле совершенно по-разному. Магеллан доказал, что наша планета — шар. Коперник вычислил, что она — рядовой спутник солнца. А Галилей увидел в телескоп пятна на самом солнце. Рушилась иерархическая система ценностей, ранее придававшая вселенной определенную структурность. Земля со всеми ее богатствами тонула в путающей пустоте бесконечного пространства. Понятие об универсальности мира слилось с идеей бесконечности.
Границы человеческого познания раздвигаются, чему способствуют, в частности, и многочисленные изобретения. На суконовальных, железоделательных, лесопильных производствах мускульная сила все чаще заменялась силой воды. Машины той эпохи при самом различном их устройстве зачастую походили друг на друга. Получалось это потому, что их компоновали из одних и тех же частей-блоков, воротов, рычагов, шестерен, клиньев, сообразуясь с тем или иным назначением. Конструкция машин была открытой, и поэтому нетрудно было понять связи частей и принцип их действия.
Но самое важное для нас в этой эпохе то, что впервые в истории мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Естественно, что проектировщики машин были в то время не только механиками, но и художниками. Неразрывность художественного и технического творчества выражалась в том, что живопись и скульптура приравнивались к обычным ремеслам. Художники принадлежали к цеховым организациям, причем живописцы зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы — к каменных дел мастерам.
Создатели машин связывали свою деятельность с размышлениями над формами природы — растениями, животными, насекомыми. Знаменитый архитектор и теоретик искусства Леон-Баттист Альберти (1404—1472) говорил, что машины должны подражать движениям мышц и сухожилий человека. Он постоянно проводил мысль, что польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу.
Наиболее ярким из художников-инженеров был Леонардо да Винчи (1452—1519), чья гениальная мысль на века опередила свое время. Он конструировал текстильные и строительные машины, металлообрабатывающие станки, шлюзы. Иные из его замыслов смогли получить свое практическое воплощение только в наши дни. В его бумагах были найдены наброски, в которых воплощены идеи парашюта, танка и даже вертолета. Было бы ошибочным преувеличивать влияние техники на художественную культуру Возрождения — оно было не столь уж значительным.