Тема 5. Специфика творческих индустрий в России
Проблемные вопросы к теме:
1. Какие творческие индустрии в России лидируют?
2. Какие творческие индустрии России отстают, почему?
3. Специфика существования народных промыслов в России
4. Проблемы развития декоративно-прикладного искусства
5. Трудности и проблемы творческих индустрий в России
Тема 6. Роль культуры в создании стратегии региональной территории
Проблемные вопросы к теме:
1. Реклама как инструмент создания имиджа Владивостока, Приморья, Дальнего Востока
2. Кино и телевидение их роль в развитии Владивостока, Приморья, Дальнего Востока.
3. Примеры действенной рекламы организаций культуры и искусства во Владивостоке
4. Анализ рекламы произведений искусства, художественных, культурных акций на территории Владивостока – достижения и трудности
5. Возможны ли творческие индустрии на территории Владивостока, Приморья, Дальнего Востока.
Подготовка к научной дискуссии
Для этого академическая группа разделяется на три подгруппы, имеющие разные роли на практическом занятии: 1) группа докладчиков; 2) группа оппонентов; 3) группа рецензентов.
В ходе занятия «докладчики» освещают основные вопросы занятия, «оппоненты» ведут научную дискуссию с «докладчиками», «рецензенты» анализируют ход дискуссии и всё занятие.
Дискуссия требует от студентов напряженной самостоятельной работы, каждый свое мнение по обсуждаемому вопросу. Для этого нужно приготовить материалы по предлагаемым вопросам, используя литературу, указанную для подготовки практическому занятию.
Необходимо помнить о правилах ведения научной дискуссии. Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Ее участники должны проявлять принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление, что выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий.
Темы дискуссий
1. Учреждения культуры и искусства в России.
2. Творческие индустрии: теории и практики.
3. Становление творческих индустрий в XXI веке.
4. Становление творческих индустрий в России.
5. Специфика творческих индустрий в России.
6. Роль культуры в создании стратегии региональной территории.
Для подготовки к дискуссиям рекомендуется посмотреть литературу:
1. Гуле де Монто Пьер Арт-фирма: Эстетический менеджмент и метафизический маркетинг. Пер. с англ.- М.: Companion Group, 2010. – С.11-30; 95-109; 135-153; 182-204; 235-268; 283-389.
2. Прикладная культурология: Предпринимательство в культуре. Ежегодник. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. –С.13-27; 199-229; 243-321.
3. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. – С. 3-142.
Рекомендации по составлению конспекта научных работ
Конспект – это наиболее совершенная форма записей. Это слово произошло от лат (conspectus), что означает обзор, изложение.
В конспекте, составленном по правилам, сосредоточено самое главное, основное в изучаемой теме, разделе или произведении. В нем сосредоточено внимание на самом существенном, в кратких обобщенных формулировках приведены важнейшие теоретические положения.
Конспектирование
• способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;
• помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;
• формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.
Конспект может быть текстуальным и тематическим.
В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. Запись делается в соответствие с расположением материала в тексте или книге.
В тематическом конспекте это делается иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание темы, проблемы.
Текстуальный конспект. Этапы работы.
1. Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение.
2. Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее.
3. Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы, взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.
4. Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:
• имя автора,
• полное название работы,
• место и год издания,
• для статьи указывается, где и когда она была напечатана,
• страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.
Писать конспект рекомендуется четко и разборчиво. Небрежная запись со временем становится малопонятной даже для ее автора. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.
При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.
В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Конспект, обычно ведется в тетрадях или на отдельных листках.
Записи в тетрадях:
· легче оформить,
· они занимают меньше места,
· их удобно брать и носить с собой на лекцию, семинары и т.д.
Рекомендуется оставлять в тетрадях поля для последующей работы над конспектом, для дополнительных записей, замечаний, пунктов плана. Тетрадный конспект вести намного легче, чем конспектировать на листках.
Однако конспект в тетради имеет и недостатки: в нем мало место для пополнения новыми сведениями, материалами, выводами, обобщениями.
Конспект на отдельных листках:
• из него удобно извлечь отдельную, понадобившуюся запись;
• его можно быстро пополнить листками с новыми сведениями и материалами, выводами и обобщениями;
• при подготовке выступлений лекций, докладов легко подобрать листики из различных конспектов, свести их вместе;
• в результате конспект может стать тематическим.
Недостатки конспекта на отдельных листках:
• необходимы папки для их хранения, которые можно перепутать, рассыпать;
• возникает также необходимость писать на них порядковый номер или какой-нибудь индекс, название конспектируемого произведения.
Однако такая затрата времени окупается мобильными и удобными преимуществами.
Особенности научного текста, обозначаемого словами «научная статья»
1.Статья всегда имеет автора (о чем часто забывает студент).
По этой причине в начале своей работы необходимо кроме названия статьи и ее библиографических данных записать информацию и о самом авторе. Чаще всего ее можно обнаружить в конце книги или журнала в разделе «Сведения об авторах».
Например: Уайт Т.Л. (1900-1975)
- ведущий американский антрополог и культуролог. Окончил Колумбийский университет. Проводил полевые исследования среди индейцев. Возглавлял Американскую антропологическую ассоциацию. Сторонник эволюционной теории и основоположник неоэволюционизма. Первым применил системный подход для описания культуры как самоорганизующейся термодинамической системы. [Цит. по: Антология исследований культуры. Т.1. – СПб.,1997.-С.709.]
Сведения об авторе излагаются студентом в свободной форме либо сразу после названия статьи, либо на полях конспекта.
2.Статья - это вид научного труда.
Это означает, что содержание статьи имеет элементы, характерные для научных публикаций:
• статья всегда посвящена изучению какого-либо конкретного вопроса или какой-либо конкретной проблеме, чаще всего эта проблема фиксируется в названии статьи;
• автор статьи четко формулирует цель статьи, либо она (цель) становится понятной из контекста статьи;
• в статье излагается авторское видение изучаемой проблемы;
• изложение гипотез аргументируется.
Аналитическая работа студента в работе с научным текстом состоит в том, чтобы уяснить для себя исследуемую автором проблему, определить цель статьи, отметить специфику авторского подхода и зафиксировать авторскую аргументацию
Иногда в статьях встречается информация поясняющего характера, не относящаяся напрямую к теме исследования. Этот материал может быть выписан на полях конспекта. В этом случае конспект «обретает» более логичный вид, что упрощает восприятие конспекта при последующем обращении к тексту.
Научные статьи часто пишутся по недостаточно изученным проблемам. По этой причине характер изложения может быть дискуссионным, иметь множество ссылок на других авторов и их точки зрения. Такие статьи наиболее трудны для конспектирования, но и в этой ситуации необходимо помнить, что у автора была цель (ее нужно определить) и что в работе сделаны определенные выводы (их необходимо выявить).
3.Авторы научных статей широко пользуются профессиональным языком
–научными терминами, понятиями. Все слова, значения которых неизвестно, необходимо найти в словарях и записать их значение на полях конспекта.