Адаптивной физической культурой

В адаптивной физической культуре педагог, использующий традицион­ные методы педагогических воздействий (методы убеждений, упражнения, педагогической оценки и др.) без должного учета контекста всей жизнеде­ятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида, его психологических особенностей (наличие, например, психологических комплексов), часто терпит неудачу. Специалист по адаптивной физической культуре должен хорошо осознавать, что способы формирования нрав­ственного сознания и поведения, дающие хорошие результаты со здоро­выми людьми, могут оказаться неэффективными в адаптивной физичес­кой культуре, если он не организует свою деятельность в соответствии с личностно-ориентированной концепцией отношения к лицам с отклоне­ниями в состоянии здоровья и инвалидам или не в полной мере учитывает их конечные (терминальные) ценности жизни.

В работе Т.Н. Губаревой (2000) выделено три ценностных (аксиоло­гических) концепции отношения общества к инвалидам, которые по­лучили следующие названия:

1) инвалидизма;

2) социальной полезности лиц с ограниченными возможностями;

3) личностно-ориентированной.

Разумеется, и инвалиды, являясь частью общества, принимают ту или иную концепцию, что и предопределяет их мировоззрения, «Я-концепцию», большинство поступков и поведенческих актов.

Концепция инвалидизма включает в себя три основных положения:

1) человечество разделено на две группы — здоровых людей и людей с ограниченными возможностями (инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья);

2) ограниченные возможности расцениваются как существенный недостаток человека, поскольку здоровые люди способнее людей с ог­раниченными возможностями;

3) здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями. Общество должно исправить недо­статки этих людей, чтобы они могли соответствовать статичным и кон­сервативным представлениям о социальной норме (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, 1995).

В сфере образования подход «инвалидизма» предусматривает специ­альное обучение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инва­лидов, их изоляцию от здоровых детей.

Такая установка на обучение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных образовательных учреждениях отторгает ребенка от семьи и общества, создает условия для его «социальной депривации» (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001), «отрицательно сказывается на формировании контактов детей




с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, нарушает формирование социально-бытовой ориентации, социально­го опыта и правильного поведения ребенка в различных жизненных си­туациях» (Н.А. Комысова, 1992).

В соответствии с концепцией инвалидизма именно здоровые люди должны принимать решения за лиц с ограниченными возможностями в таких важных вопросах, как, например, участие в культурной жизни, занятия адаптивным спортом, экстремальными видами двигательной активности и др.

Следовательно, инвалидизм как аксиологическая концепция поведе­ния по отношению к лицам с ограниченными возможностями факти­чески выражает социальное притеснение и дискриминацию таких лю­дей, поскольку они в этом случае лишены доступа к полноценному и равноправному участию в жизни сообщества на основе собственных ре­шений, а не контроля и ограничений со стороны здоровых сограждан.

Несколько «смягченным» вариантом инвалидизма является аксиоло­гическая концепция социальной полезности лиц с отклонениями в состо­янии здоровья и инвалидов (Т.И. Губарева, 2000). Согласно этой концеп­ции, лица с ограниченными возможностями, обладающие умеренно вы­раженными дефектами, не мешающими выполнению хотя бы элемен­тарной социально полезной деятельности, рассматривались не только как источник дешевой рабочей силы, но, главным образом, как способные материально обеспечить свое существование, переставая быть бременем для общества. В соответствии с этим основные задачи специальных (кор­рекционных) образовательных учреждений для таких лиц были — подго­товка детей с отклонениями в развитии к жизни, полезной для общества, а также обеспечение более благоприятных условий их развития.

Как отмечает Н.М. Назарова (1995), данная концепция в нашей стра­не до последних лет почти не претерпела каких-либо существенных из­менений в общественно-педагогическом сознании, поскольку она была вполне созвучна идеологии воспитания в советском обществе — фор­мированию всесторонне развитых полезных членов общества. Приори­тет интересов общества над интересами личности, подчиненность ин­тересов личности интересам общества вполне соответствовали концеп­ции социальной полезности людей с ограниченными возможностями.

В период господства в нашей стране социалистической идеологии и в сфере физической культуры приоритеты интересов общества над ин­тересами личности были очевидными, что, безусловно, не способство­вало развитию компонентов (видов) физической культуры, нацелен­ных на удовлетворение личностных потребностей.

Вторая половина прошлого столетия знаменует начало нового эта­па развития ценностной концепции отношения к лицам с ограничен­ными возможностями: в мировом общественном сознании все более заметными становятся приоритеты личности, поворот от культуры по­лезности к культуре достоинства, уважения к человеку, пониманию его как наивысшей ценности. Формируется личностно-ориентирован-ная гуманистическая концепция отношения к людям с ограниченны­ми возможностями как идея их социальной интеграции, равных прав и

возможностей реализации образа жизни, характерного для здоровых лю­дей в данных социально-экономических условиях.

В основе данной концепции лежат такие подлинно гуманистические идеи, как признание самоценности личности человека с отклонения­ми в состоянии здоровья и инвалида и приоритет интересов личности над интересами общества.

Ограниченные возможности здоровья не рассматриваются как су­щественный недостаток человека, создающий проблемы по вине само­го человека. У людей с ограниченными возможностями необходимо раз­личать состояние и те ограничения, которые возникают в результате того или иного состояния (например, физические недостатки, нару­шения сенсорных систем и др.). Если состояние характеризует только самого человека, то на степень ограничений существенное влияние оказывает и окружающая среда — приспособленность транспорта, ра­бочих мест, конкретная ситуация, участие других людей. Причем очень часто эти ограничения в большей степени находятся «на совести» об­щества, чем самого инвалида, и задача преодоления ограничений яв­ляется общей задачей общества (Т.И. Губарева, 2000).

Иногда ограниченные возможности являются результатом социаль­ного, экономического и политического притеснения внутри общества, что дает основания характеризовать лиц с отклонениями в состоянии здо­ровья не как аномальных, трагических, нуждающихся в жалости и опеке, а как притесняемых людей. Только как притеснение, дискриминацию можно трактовать практически полную неприспособленность в нашей стране окружающей среды (особенно объектов спортивного и культурного на­значения) для нужд и потребностей лиц с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата, зрения, с другими ограничивающими свойствами.

Исходя из личностно-ориентированной концепции усилия обще­ства должны быть направлены на изменение не только людей с ограни­ченными возможностями, но и тех негативных социальных, матери­ально-технических, психологических условий, которые создают про­блемы для этих людей. Необходимо помочь им бороться с недугами и предоставить (создать, если их нет) равные возможности полноценно­го участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

Люди с ограниченными возможностями должны быть интегриро­ваны в общество на их собственных условиях, на основе самостоятель­но принимаемых решений, а не приспособлены к правилам мира здо­ровых людей, контролирующих их поведение.

Таким образом, в соответствии с личностно-ориентированной кон­цепцией человек с ограниченными возможностями или особенными проблемами рассматривается независимо от своей дееспособности и по­лезности для общества как самоценность, как объект социальной помо­щи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максималь­но полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей, творческого потенциала и интеграции в общество.

В связи с этим центральной проблемой воспитания личности в адап­тивной физической культуре является обеспечение условий принятия личностно-ориентированной концепции отношения общества к лицам

с ограниченными возможностями у всех без исключения участников тренировочного, учебного, соревновательного, воспитательного про­цессов. Причем прежде всего такое принятие личностно-ориентирован­ной концепции должно произойти именно у инвалидов и лиц с откло­нениями в состоянии здоровья.

Данная проблема выдвигает в ранг ведущих стратегические методы (факторы) воспитания: методы осмысление человеком себя в реаль­ной жизни, методы воспитывающей деятельности и воспитывающей среды (П.И. Пидкасистый, 1998) (см. 18.4).

Несмотря на общность концептуальных подходов к воспитанию чело­века с особенными проблемами, необходимо дифференцированно под­ходить к лицам с сохранным интеллектом (независимо от нозологической группы инвалидности) и к тем, у кого имеются нарушения этой сферы.

Наши рекомендации