Адаптивной физической культурой
В адаптивной физической культуре педагог, использующий традиционные методы педагогических воздействий (методы убеждений, упражнения, педагогической оценки и др.) без должного учета контекста всей жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида, его психологических особенностей (наличие, например, психологических комплексов), часто терпит неудачу. Специалист по адаптивной физической культуре должен хорошо осознавать, что способы формирования нравственного сознания и поведения, дающие хорошие результаты со здоровыми людьми, могут оказаться неэффективными в адаптивной физической культуре, если он не организует свою деятельность в соответствии с личностно-ориентированной концепцией отношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам или не в полной мере учитывает их конечные (терминальные) ценности жизни.
В работе Т.Н. Губаревой (2000) выделено три ценностных (аксиологических) концепции отношения общества к инвалидам, которые получили следующие названия:
1) инвалидизма;
2) социальной полезности лиц с ограниченными возможностями;
3) личностно-ориентированной.
Разумеется, и инвалиды, являясь частью общества, принимают ту или иную концепцию, что и предопределяет их мировоззрения, «Я-концепцию», большинство поступков и поведенческих актов.
Концепция инвалидизма включает в себя три основных положения:
1) человечество разделено на две группы — здоровых людей и людей с ограниченными возможностями (инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья);
2) ограниченные возможности расцениваются как существенный недостаток человека, поскольку здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;
3) здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями. Общество должно исправить недостатки этих людей, чтобы они могли соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной норме (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, 1995).
В сфере образования подход «инвалидизма» предусматривает специальное обучение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их изоляцию от здоровых детей.
Такая установка на обучение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных образовательных учреждениях отторгает ребенка от семьи и общества, создает условия для его «социальной депривации» (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001), «отрицательно сказывается на формировании контактов детей
с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, нарушает формирование социально-бытовой ориентации, социального опыта и правильного поведения ребенка в различных жизненных ситуациях» (Н.А. Комысова, 1992).
В соответствии с концепцией инвалидизма именно здоровые люди должны принимать решения за лиц с ограниченными возможностями в таких важных вопросах, как, например, участие в культурной жизни, занятия адаптивным спортом, экстремальными видами двигательной активности и др.
Следовательно, инвалидизм как аксиологическая концепция поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями фактически выражает социальное притеснение и дискриминацию таких людей, поскольку они в этом случае лишены доступа к полноценному и равноправному участию в жизни сообщества на основе собственных решений, а не контроля и ограничений со стороны здоровых сограждан.
Несколько «смягченным» вариантом инвалидизма является аксиологическая концепция социальной полезности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов (Т.И. Губарева, 2000). Согласно этой концепции, лица с ограниченными возможностями, обладающие умеренно выраженными дефектами, не мешающими выполнению хотя бы элементарной социально полезной деятельности, рассматривались не только как источник дешевой рабочей силы, но, главным образом, как способные материально обеспечить свое существование, переставая быть бременем для общества. В соответствии с этим основные задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких лиц были — подготовка детей с отклонениями в развитии к жизни, полезной для общества, а также обеспечение более благоприятных условий их развития.
Как отмечает Н.М. Назарова (1995), данная концепция в нашей стране до последних лет почти не претерпела каких-либо существенных изменений в общественно-педагогическом сознании, поскольку она была вполне созвучна идеологии воспитания в советском обществе — формированию всесторонне развитых полезных членов общества. Приоритет интересов общества над интересами личности, подчиненность интересов личности интересам общества вполне соответствовали концепции социальной полезности людей с ограниченными возможностями.
В период господства в нашей стране социалистической идеологии и в сфере физической культуры приоритеты интересов общества над интересами личности были очевидными, что, безусловно, не способствовало развитию компонентов (видов) физической культуры, нацеленных на удовлетворение личностных потребностей.
Вторая половина прошлого столетия знаменует начало нового этапа развития ценностной концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: в мировом общественном сознании все более заметными становятся приоритеты личности, поворот от культуры полезности к культуре достоинства, уважения к человеку, пониманию его как наивысшей ценности. Формируется личностно-ориентирован-ная гуманистическая концепция отношения к людям с ограниченными возможностями как идея их социальной интеграции, равных прав и
возможностей реализации образа жизни, характерного для здоровых людей в данных социально-экономических условиях.
В основе данной концепции лежат такие подлинно гуманистические идеи, как признание самоценности личности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида и приоритет интересов личности над интересами общества.
Ограниченные возможности здоровья не рассматриваются как существенный недостаток человека, создающий проблемы по вине самого человека. У людей с ограниченными возможностями необходимо различать состояние и те ограничения, которые возникают в результате того или иного состояния (например, физические недостатки, нарушения сенсорных систем и др.). Если состояние характеризует только самого человека, то на степень ограничений существенное влияние оказывает и окружающая среда — приспособленность транспорта, рабочих мест, конкретная ситуация, участие других людей. Причем очень часто эти ограничения в большей степени находятся «на совести» общества, чем самого инвалида, и задача преодоления ограничений является общей задачей общества (Т.И. Губарева, 2000).
Иногда ограниченные возможности являются результатом социального, экономического и политического притеснения внутри общества, что дает основания характеризовать лиц с отклонениями в состоянии здоровья не как аномальных, трагических, нуждающихся в жалости и опеке, а как притесняемых людей. Только как притеснение, дискриминацию можно трактовать практически полную неприспособленность в нашей стране окружающей среды (особенно объектов спортивного и культурного назначения) для нужд и потребностей лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, с другими ограничивающими свойствами.
Исходя из личностно-ориентированной концепции усилия общества должны быть направлены на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных, материально-технических, психологических условий, которые создают проблемы для этих людей. Необходимо помочь им бороться с недугами и предоставить (создать, если их нет) равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, на основе самостоятельно принимаемых решений, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей, контролирующих их поведение.
Таким образом, в соответствии с личностно-ориентированной концепцией человек с ограниченными возможностями или особенными проблемами рассматривается независимо от своей дееспособности и полезности для общества как самоценность, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей, творческого потенциала и интеграции в общество.
В связи с этим центральной проблемой воспитания личности в адаптивной физической культуре является обеспечение условий принятия личностно-ориентированной концепции отношения общества к лицам
с ограниченными возможностями у всех без исключения участников тренировочного, учебного, соревновательного, воспитательного процессов. Причем прежде всего такое принятие личностно-ориентированной концепции должно произойти именно у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Данная проблема выдвигает в ранг ведущих стратегические методы (факторы) воспитания: методы осмысление человеком себя в реальной жизни, методы воспитывающей деятельности и воспитывающей среды (П.И. Пидкасистый, 1998) (см. 18.4).
Несмотря на общность концептуальных подходов к воспитанию человека с особенными проблемами, необходимо дифференцированно подходить к лицам с сохранным интеллектом (независимо от нозологической группы инвалидности) и к тем, у кого имеются нарушения этой сферы.