Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов
Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовностичеловека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида креализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.
Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и др.) (см. гл. 2). Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического исоциального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии.
Очень образно об этом сказал А. Маслоу (1987), основной создатель гуманистической психологии: «... нет такой реальности, как потребность желудка или рта. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка — когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (приводится по Д. Хьелл, Д. Зиглер, 1997).
Двигательная активность человека заложена вгенах и связана с фундаментальным свойством живого — биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную активность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты
современной цивилизованной жизни - стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.
Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.
И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, Т° в этом виноват только он сам. У инвалида дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием или дефектом. Действительно, отсутствие зрения, детский церебральный паралич, ампутации, нарушения интеллекта являются серьезнейшими препятствиями для полноценной двигательной активности. Однако подчеркнем - препятствием, н° не запретом, исключением.
Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию и гипокинезию детей-инвалидов, у коТ°Рых естественная двигательная активность ограничена его дефектом И он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, врачей, других вспомогающих специалистов, в том числе - по адаптивной физической культуре.
Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной теоретической подготовке и, главное, при желании могут сами организовать доступные формы двиГательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).
Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представителей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом заболевании и дефекте, стереотипы веры только в фармакологические и другие медицинские средства и методы лечения и профил^ктики' во всемогущие добавки, стимуляторы, активизаторы, сжигатеЛи жира и т.д. и т.п.
Это обусловлено, с одП°й стороны, недостаточным уровнем культуры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой - массированными рекламными акциями производителей перечисленных товаров.
Коварство же дефицита движений состоит в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения (особенно на фоне естественного развития, обусловленного генетической программой развертывания жизненных процессов у детей и юношей и девушек) малозаметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям (B.C. Дмитриев и др., 1995):
— снижается функциональная активность органов и систем и нарушаются регуляторные мехянизмы;
— происходят атрофические и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата и в особенности его нервно-мышечного и костного компонентов;
— нарушаются обменные и снижаются катаболические процессы;
-уменьшается тренированность мышц (особенно таких крупных, как мышцы живота, спины), что неблагоприятно отражается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания;
— снижается сердечная деятельность, что приводит к деструктивным изменениям по типу атрофии и уменьшению энергетического потенциала;
— уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция как в покое, так и, особенно, при физической работе;
— резко ухудшается орто- и антиортостатическая устойчивость, что является следствием расстройства рефлекторных механизмов, регулирующих тонус сосудов;
— нарушается терморегуляция и происходят другие негативные мор-фофункциональные изменения в организме человека.
В обширной специальной литературе подробно рассматриваются и другие негативные изменения, происходящие в организме человека в связи с гиподинамией и гипокинезией, начиная с клеточного и заканчивая организменным уровнем, подробно описываются так называемые моторно-висцеральные рефлексы и другие механизмы заболеваний, основной причиной которых является малоподвижность. Однако значительно реже исследователи обращают внимание читателей на такой важный фактор, как недостаточный уровень двигательной активности. Дефицит движений отрицательно сказывается на развертывании всех без исключения компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. То есть речь здесь идет не только о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуальных, эмоционально-волевых, познавательных и вообще духовно-психических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функционирование, развитие и совершенствование всех своих органов и систем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы, схему своего тела и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу.
Таким образом, одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии.
И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).
Подчеркнем еще раз, что практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.
Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.).
Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, ритмопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-волевую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий.
Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилитации инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.
Существует большое количество различных авторских методик коррекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детского церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и целого ряда других заболеваний.
Однако эти методики настороженно воспринимаются традиционной медициной, представителями специального образования.
Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инвалидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению.
В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком применении вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физической помощи и страховки, других методических приемов (см. гл. 19).
Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному развитию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры. Сведения об этих средствах и методах, организационных формах, принципах представлены в 20-й главе.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные негативные последствия вынужденной гиподинамии и гипокинезии?
2. Адаптивная физическая культура как путь «борьбы» с вынужденной малоподвижностью и мобильностью инвалидов.
3. Раскройте возможности адаптивной физической культуры в преодолении психологических комплексов неполноценности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
4. Коррекция основного дефекта как важнейшая задача адаптивной физической культуры.