Древнекитайская цивилизация и ее специфика.
Китайская цивилизация зародилась около 5 тысяч лет назад. Китайцы называли свою страну «Срединное царство», «Цветущее царство», «Поднебесное царство».
По своему духовному строю китайская культура разительно отличается от других культур не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Для этой культуры характерны не только бережное отношение к преемственности собственных традиций, но и способность преобразовывать все внешние культурные влияния. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умение жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. Китайцев всегда живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на основе добродетели или на основе закона.
Вклад Китая в мировую культуру:
1. Китайская философия («сто философских школ») оказали влияние на мировую духовную культуру. Особенностью духовной жизни Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, буддизма. Китай подарил миру два великих философско-религиозных учения – конфуцианство и даосизм. Своеобразием и уникальностью китайской культуры был разработанный Конфуцием так называемый «ритуализированный этикет» (китайские церемонии). Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения были уже в древности решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами – символами, первым и главным среди которых стало Небо. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения китайцев, их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим. Особенной ценностью, как представляется, в культурной традиции Китая, является ориентация человека на соответствие своей социальной роли, умение довольствоваться малым, на безусловный примат морального над материальным.
2. Уважение к знанию и учености способствовали развитию математики, медицины, астрономии, географии, истории. Так, в 1 век до н.э появляется первый математический трактат, книги по медицине и фармакологии. Китайские астрономы точно вычисляли движение небесных светил. Известна была разница дня и ночи в разных широтах земного шара, они знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Химики изготавливали кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов сложные препараты из ртути. В древних источниках - ведах сохранились упоминания об агрокультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия их железа, обработке металлов и проч.).
3. Китай подарил миру: бумагу, печатный станок, шелк, металлические деньги, ветряную мельницу, магнитный компас, сейсмограф, порох, производство лака.
4. Величайшим памятником культуры Китая является книга «Пятикнижье» (Книга перемен, Книга истории, Книга песен, Книга обрядов, Книга весны и осени), в которых кодифицирована вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижьем» была связана древняя китайская философия.
5. Самобытной была и художественная культура:
Интересна и необычна архитектура Китая для которой были характерны цельные, объединенные комплексы (запретный город и др.). Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода), многоярусные храмы наличие большого количества скульптурных памятников.
Памятниками мирового значения, являются Великая Китайская стена (около 4000 км), история которой началась с эпохи правления первого императора Китая Цинь Шихуана. Терракотовая армия - крупномасштабное захоронение более 800 статуй в натуральную величину фигур воинов и коней неподалеку от г. Сианя (примерно 2200 лет тому назад), знаменитый «запретный город» – резиденция императоров в Пекине.
Изобразительное искусство. Интересно, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны. В основе всех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всех трех видов искусства создаются с помощью одного и того же инструмента – кисти. Считается, что китайская каллиграфия – отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки.
Необычное видение цвета – особенная черта китайцев. Китайское изобразительное искусство двояко:
- утонченное (темное, в графике)
- яркое (слишком, где в основе яркие колористические изображения); Широкое распространение получило декоративно-прикладное искусство. Развивалось изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, резьба по нефриту и кости. Лаковые изделия, изделия из фарфора, вышивки, разрисовка лаком дерева и др.
22. Арабо-мусульманская культура, ее специфика.
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включавших Ближний и Средний Восток, и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада.
Под арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. Духовной основой арабской культуры являлся ислам.
Культура ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти халифата. Арабский халифат – так называлось государство, образованное в результате арабских завоеваний VII-IX вв.
Ислам стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране, главной священной книге мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в города Мекка и Медина.
Ислам самая последовательная монотеистическая религия. Здесь один бог - Аллах.
Основная идея Мухаммеда: это истина о единстве мира. Вселенная – единое целое, и все люди в ней братья. За отдельными явлениями выступил общий ритм, общий закон жизни – единое, которое сильнее всего частного, всего видимого, проявляющегося – даже самого высокого, как солнце, самого таинственного, как звезды. Единый Бог означал (в понимании Мухаммеда и его последователей) единый нравственный закон, прекращение вражды, сознание всеобщего братства, конец распрям, мир.
Мухаммед, по сути, осуществил переход от обрядовой морали к внутренней, от верности традиции, закону, к голосу совести. У пророков этой морали возникает сознание, что вредить кому бы то ни было, любому другому – значит вредить самому себе, своей душе, т.е. разрушать пласт духовной жизни, самый глубокий, в котором ощутима всеобщая связь, неотделимость всех друг от друга. Это чувство всеобщей связанности, братства людей заставляет ощущать добро не как количество домов, скота и оружия, а как душевную чистоту и полноту, отзывчивость, готовность поделиться, открытость. Вера в ранних сурах Корана совершенно неотделима от добра.
Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей («пять столпов ислама»): исповедание веры в единого Бога – Аллаха; ежедневная пятикратная молитва (намаз); ежегодное соблюдение поста (ураза) в течение месяца Рамазана (9 – ый месяц по лунному календарю в течение 30 дней; выплату в церковную казну налога в пользу бедных (закят); совершение паломничества в Мекку.