Индо-буддийский тип культуры.
Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры.Вклад Древней Индии в мировую культуру поистине огромен. По сути дела вся Юго-Восточная Азия обязана большей части своей культуры Индии.
Культура Индии самобытна и уникальна. Индия потрясает своей высокой духовностью. В XV веке в Европе ее называли «страной чудес». Щедрая природа обеспечила условия для ее уникального развития. Народ Индии не испытывал необходимости тратить много сил на борьбу за существование и люди могли себе позволить жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство.
Культурное развитие страны началось в 4 тыс. до н.э. Изолированность Индии предохранила ее культуру на долгие десятилетия от возможного вторжения европейцев. На культуру Индии огромное влияние оказали две больше реки - Инд и Ганг, ирригационное земледелие стало развиваться именно в долинах этих рек, что полностью соответствует общей схеме формирования культуры «территориальных царств». Население было пестрым.
К Ш – началу П тысячелетия до н.э. складывается самобытная протоиндийская культура.Раскопки свидетельствуют, что Древние протоиндийские города были построены по единому плану, явно обнаруживая типичные признаки культуры «территориального царства» - ориентированную и измеренную территорию, крепостную стену, прямые улицы, прообразы храмов. В них была совершенная система водоснабжения и канализации.
Однако этой развитой и самобытной культуре угрожали набеги кочевых племен самого различного происхождения. Первоначально это привело к размыванию основных устоев культуры «территориального царства». Города перестают быть собственно городами и начинают больше напоминать просто большие селения, преобладает натуральный обмен, многие прежние обычаи и традиции разрушаются и предаются забвению.
До VI в до н.э. на территории Древней Индии господствовала раздробленность. К моменту централизации ( Чандрагупта Маурья – около 317 г. до н.э.) Индия побывала под властью Ахеменидов, затем Александра Македонского. Почти две тысячи лет Индия не существовала как некое политическое единство. Но культурное единство сохранялось, и индийская культура до сих пор поражает не только своей самобытностью, но и своей цельностью.
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III тыс. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых.
Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху "Ригведы" – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого "великого переселения народов" (с северо-запада). К середине П тысячелетия до н.э. протоиндийская культура подпадает под власть «ариев» (арийцев). – высоких, светлокожих племен. Считается, что именно от них произошли греки, латиняне, кельты, тевтонцы. Арийское вторжение положило начало совершенно новой культуре. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря Ведам –священным текстам, составленным на древнеиндийском языке санскрите (от чистый).
Арийцы положили начало феномену индийской культуры – кастовой системе. Уже в глубокой древности из среды арийского общества стали выделяться семьи, на которых лежали определенные обязанности, исполнение которых передавалось по наследствую. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское название «варна»(неточно переводимое как «каста», а буквально означающее цвет).
Каждому члену общества с рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строго определенные обязанности. Постепенно сложились четыре основные варны:
n брахманы - жрецы,
n кшатрии - воины во главе с царем, правители;
n вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы,
n шудры – наемные работники, батраки, слуги.
За пределами варн оставались рабы, изгои общества и иностранцы.
У каждой касты был свой цвет одежды :
n брахманы носили белое,
n воины – красное,
n земледельцы – желтое,
n слуги – черное.
Деление общества на варны позднее было закреплено в «Законах Ману», в которых нашло отражение система регламентов жизни и поведения для представителей каждой варны, определяющие правила религиозной, политической и общественной жизни людей.
Ученые считают, что появление варн предохранило народности Индии от взаимного уничтожения. В определенной мере кастовая система существует в Индии и по сей день.
Каждаяварнав свою очередь делилась на огромное количество каст.
*Касты (лат. – castus – чистый) - это замкнутые группы людей. обособившиеся вследствие специфических социальных функций, наследственных занятий и профессий.
Яркой спецификой отличалась и первоначальная единица индийского общества - семья. Как и всех других древних обществ семья была патриархальной. Семья находилась под абсолютной властью отца – отец был ее царем, судьей и жрецом. Доблести и подвиги каждого отдельного члена семьи распространялись на всю семью, за все его проступки и обязательства отвечала также семья. Семья была неделима и была одним юридическим лицом. Ее имущество – земля и прочие являлось общим инераздельным. Браки осуществлялись по велению отца, только внутри касты.
Религии Древней Индии.
Культура Индии во многом определялась религиями: ведической, самой древней, принесенной по всей вероятности арийцами, индуизмом – языческой религией индийского этноса, брахманизмом-регулирующим отношения кастового строя, буддизмом -- самой ранней из мировых религий. Во всех этих религиях заметны наличие общих идей и преемственность мировоззрения.
Пантеон cамой древней - ведийской религиичрезвычайно сложно устроен, а количество богов весьма велико. Основными объектами почитания были дэвы (родственное латинскому deus, т.е. бог) – сияющий. Для ведизма
характерно почитание духов предков и культ животных. Культов плодородия. Богини-матери.
Земледельческие культы, связанные с сезонным умиранием и возрождением, широко использовавшие сексуальную символику. Одно из самых
знаменитых изобретений, приписываемых древнеиндийской культуре -
шахматы и подобные им игры – первоначально включались в этот контекст.
Еще один распространенный символ – свастика.Свастика традиционно толковалась в качестве символа, связанного с Солнцем, со светом, с
благополучием, щедростью.
Индуизм. К концу начала I тыс. до н.э. на смену ведической мифологии приходит индуистская мифология.Именно в индуизме впервые появляется представление о Тримурти (триединстве)богов.
По философии индуизма Вселенная находится в циклическом
времени, она бесконечно возникает, разрушается и снова возникает. Одной из центральных идей индуизмаявляетсяучение о душе, находящейся в вечном колесе перерождений (сансаре).
Индуистская мифология развивает учения о:
n Дхармах – материальных частицах из которых состоит мир. Они поддерживают космический порядок.
n Карма – закон воздаяния понимаемый как невидимый созревающий плод предшествующих дел, действий, поступков, предполагающий последующее вознаграждение или наказание.
n Высшей цельюверующего индуиста является выход из сансары, вечного колеса перерождений, т.е. дурной бесконечности все новых и новых рождений(мокша). Достижение нирваны - освобождения от всех страданий и ограничений, свойственных сансаре.
В Индии зародилась самая древняя из мировых религий – буддизм(VI век до н.э.), ставшая оппозицией кастовому строю. Основателем буддизма был царевич Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев. Будда (с санскр.- просветленный, осененный истиной) – пробужденный к новой жизни. Будда осуждал брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозности; джайнизм за жестокую аскезу; а высказывался за срединный путь.
Основная идея буддизма– идея о том, что человек находится в постоянном колесе перерождений (сансаре). Каждое последующее перерождение зависит от той жизни, какую он вел в предыдущей жизни (карма). Высшей целью буддизма является достижение нирваны (с санскрита – угасание) – это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Таким образом, важнейшей идеей буддизма является ответственность человека за все свои деяния. Буддизм учит: человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения. В этой свободе выбора, а не в обрядах и жертвах заложен путь к спасению.
Суть буддизма в четырех святых истинах:
1. Жизньесть страдание.
2. Причина страданий в желаниях – жажде жизни, наслаждениях.
3. Возможно избавление от страданий.
4. Избавиться от страданий можно следуя восьмеричным путем Будды (праведные вера, решения, слова, дела, жизнь, стремления, воспоминания, самоуглубления).
Буддизм делал всех как бы равными по рождению. Равенство – врожденное свойство людей, которое они утрачивают при жизни. Жизнь является своеобразным полем битвы, где люди возвышаются и падают, где царят законы силы, а не законы справедливости и равенства.
Учение Будды глубоко нравственно. Он учил: «Никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «Пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром» и т.д. и призывает ориентироваться на четыре нормы поведения:
- предотвращать зло,
- пресекать зло,
- способствовать возникновению добра,
- поддерживать добро.
Полный свод священных текстов, воспринимаемых как откровения Будды в изложении его учеников, носит палийское название Трипитака (на санскрите), что означает «тройная корзина».Примерно 10 тысяч страниц.
Основные направления буддизма :хинаяна, махаяна. Буддизм получил широкое распространение во всем мире.
В Х веке буддизм в Индии вытесняется национально-государственной религией – индуизмом.