Функции, стилевые и языковые черты научного стиля
Что касается стиля научного, то его основные особенности - точность и доказательность. Центральная проблема научного стиля- проблема терминологии. Думается, что для изучающихполитическую риторику этот стиль интереса не представляет. Обиходно-разговорный стиль как самостоятельная категория тоже не представляет собой интереса для практического овладения риторикой. Вопрос здесь может стоять лишь о границах применимости разговорной лексики и разговорной манеры в публичном слове оратора. Выше мы касались этого вопроса в связи с применимостью просторечия. Никаких специальных разработок на этот счет, заслуживающих внимания начинающего, нет.
Научный стиль обслуживает научную сферу общественной деятельности. Цель науки - выведение новых законов, изучение и описание явлений природы и общества, обучение основам знаний, развитие интереса к науке. Научный стиль в большей степени использует письменную форму речи, т.к. наука стремится зафиксировать свои достижения и передать их другим поколениям, и монолог как вид речи, что соответствует языковой функции общения.
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века, что связано с бурной научной деятельностью Российской академии наук. Значительная роль в его формировании принадлежала М. В. Ломоносову и его ученикам. Окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.
Научный текст легко выделить из группы текстов разных стилей. Прежде всего обращают на себя внимание специальные слова, которые называют основные понятия данной науки, - термины (самолет представляет собой летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижным крылом, служащим для образования подъемной силы). Но этим особенности построения научного текста не ограничиваются. Научный текст требует точности и однозначности, поэтому слова в таком тексте употребляются только в одном значении. Так как наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. Когда мы читаем в книге береза растет в средней полосе России, тозначение слова береза понимаем как береза в общем, а не отдельно стоящее дерево. Глаголы в таких текстах играют значительно меньшую роль чем в других стилях, чаще всего они используются в роли глаголов-связок. Также научный текст подчеркнут и логичен, эта логичность достигается повтором слов как средства связи (Жаргон - язык социальных и профессиональных групп людей. Кроме профессиональных жаргонов существует студенческий, молодежный и другие жаргоны. Так, в речи студентов можно встретить такие жаргонизмы, как…). По данным О.Д.Митрофановой, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.
В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный.
На формирование данных подстилей, влияет то, для кого создается текст (фактор адресата), а также цели и задачи. Так адресатом собственно научного подстиля является специалист в данной области, научно-учебного - будущий специалист или учащийся, научно-популярного - любой человек, интересующийся той или иной наукой. Цель собственно научного подстиля - описание новых явлений в науке, выдвижение гипотез, их доказательство; научно-учебного - изложение основ науки, обучение; научно-популярного - донести до человека, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются (например, в собственно научном подстиле практически не употребляются эмоциональные слова, тогда как в научно-популярном таких слов значительно больше).
Формирование стереотипных единиц в научных текстах обусловлено постепенностью, эволюционностью (наряду с революционным, скачкообразным характером) движения нового знания к тому его состоянию, которое квалифицируется как общеизвестность, а само знание в таком случае носит название старого. Важно подчеркнуть, что такое движение от нового к старому присуще и собственно языковому знанию (знанию языка, т.е. возможностью целесообразно им пользоваться, воспроизводить и производить новые речевые единицы).
Функциональные стили могут быть разбиты на две группы, связанные с особыми типами речи – книжные стили и разговорный стиль.
Научный стиль - функциональный стиль речи, обслуживающий сферу науки и образования, техники и производства.
Основной задачей высказываний в научном стиле является аргументированное изложение объективной информации логичное описание научных объектов, характеристика понятий (функция сообщения). Это обусловливает смысловую точность, логичность, обобщенность, объективность, неэмоциональность, информативную насыщенность изложения - отличительные черты данного стиля.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме.
С учетом коммуникативных функций в научном стиле речи выделяются подстили, наиболее распространенными из которых являются собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Высказывания, созданные в собственно научном подстиле, обычно адресуются специалисту в конкретной научной области и характеризуются строго академическим изложением.
Собственно научный подстиль используется в таких речевых жанрах, как диссертация, монография, автореферат, научная статья, научный доклад, тезисы, научная рецензия и т. д.
Тексты, созданные в научно-учебном подстиле, предназначены для восприятия человеком, обучающимся данной науке и владеющим определенным научным багажом, достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации. Поэтому к основной функции научного стиля здесь добавляется еще одна - обучающая, а изложение характеризуется большей доступностью, множеством пояснений, примеров и т.
Научно-учебный подстиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т.д. Научно-популярный подстиль чаще всего используется тогда, когда специалист обращается к неспециалисту, и характеризуется специфической функцией - функцией популяризации, что предполагает доступную и увлекательную форму изложения.
В научно-популярных книгах и журналах, в публичных выступлениях на научную тему почти не употребляются узкоспециальные термины, используются языковые средства, характерные для иных функциональных стилей (в том числе эмоционально сообщаться не в полном объеме, изложение отличается простотой, ясностью, поскольку перед автором стоит задача не только информировать читателей или слушателей, но и вызвать у них интерес к рассматриваемой теме. Степень популяризации зависит от уровня научной осведомленности адресата.
Научный стиль речи имеет отличительные языковые черты, которые наиболее полно проявляются в собственно научном подстиле.
Например, на лексическом уровне:
1)интенсивное использование терминов, поскольку они служат обозначением логически сформулированных понятий и тем самым несут информацию большого объема;
2)повторение одних и тех же слов в узком контексте;
3) использование нейтральной и книжной лексики и т.д.
На морфологическом уровне:
1) доминирование имен существительных;
2)достаточно большой процент абстрактных существительных;
3)употребление существительных в форме единственного числа в значении множественного (для обозначения класса предметов);
4)«нанизывание» слов в форме родительного падежа;
5)отсутствие форм второго лица глаголов и местоимений, употребление форм первого лица множественного числа для обозначения авторского «я» либо для наименования совокупности лиц;
6)преобладание глаголов в форме настоящего времени;
7)широкое использование глаголов в форме третьего лица, возвратных глаголов, страдательных причастий прошедшего времени, предикативных наречий в целях придания изложению большей объективности.
На синтаксическом уровне:
1 Доминирование сложных и осложненных предложений;
2)преобладание союзной, чаще подчинительной связи между частями сложного предложения;
3) доминирование повествовательных предложений, отсутствие восклицательных предложений;
4) большое количество безличных, определенно-личных и неопределенно-личных с обобщенным значением предложений, «пассивных» конструкций;
5)частотность вводных слов и сочетаний, служащих для указания на связь и последовательность мыслей, для выражения заключения, обобщения, следствия;
6)грамматическая и смысловая полнота высказывания и т.д.
Специфика языка научного стиля речи напрямую связана с его отличительными стилевыми чертами. Например, употребление терминов, повторение одних и тех же слов в узком контексте, реализация преимущественно одного значения многозначного слова, грамматическая и смысловая полнота высказывания обусловлены требованием точности речи.
Логика, последовательность фаз научного исследования отражены в типичной композиции научного текста: 1) осознание проблемы - постановка проблемы; 2) поиск и нахождение способов решения проблемы, доказательств идеи - описание способов решения проблемы, доказательств идеи; 3) рещение проблемы - результат, вывод.
Основные черты научного стиля речи в разных текстах могут проявляться в различной степени, что зависит от многих причин, в частности: 1) от адресата высказывания; 2) от предмета рассмотрения; 3) от жанра речи.
Представляется бесспорным, что стереотипность присуща (по-видимому, даже является основой) всякой деятельности, в частности коммуникативной. При изучении научного текста, несомненно, должны учитываться такие фундаментальные свойства естественного языка, как полифункциональность и вариативность единиц и субъективность их использования. Диалектика связи этих свойств языка проявляется в текстовой деятельности через индивидуальную когнитивную систему (ИКС). Разрабатывая структуру ИКС, А.Г.Баранов полагает, что в стабильной части сознания и подсознания имеет место двухуровневый когнитивный базис, формируемый ядерным уровнем и уровнем моделей. “В когнитивное ядро входят наиболее абстрактные концептуальные построения (концепты и их связи), отражающие тезаурусную информацию и аксиомы действительности. Это «алфавит» когнитивной деятельности индивида, из которого составляются когнитивные модели мира. Когнитивное ядро будет в значительной мере совпадать у членов социальных групп, находящихся на одном уровне интеллектуального развития. Второй уровень когнитивного базиса представляет собой набор когнитивных моделей. Являясь инвариантами познавательной деятельности индивида, они отражают разного рода стереотипные ситуации, субъективный опыт индивида.