Выпускные квалификационные работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ И ПРОЕКТЫ
Требования к выполнению и представлению
Дата введения 2012 -01-06
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на выпускные квалификационные работы (дипломные работы и проекты), выполняемые студентами Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (ФГБОУ ВПО «КемГУКИ»).
Стандарт устанавливает требования к структуре, представлению и оформлению выпускных квалификационных работ (дипломных работ и проектов) студентов специалитета, а также к порядку их выполнения и защиты.
Стандарт предназначен для преподавателей, осуществляющих руководство выпускными квалификационными работами (дипломными работами и проектами), а также для студентов, обучающихся в специалитете Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
1. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание Общие требования и правила составления;
2. ГОСТ 7.11-2004 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках;
3. ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;
4. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
5. ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация
6. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения;
7. СТП 1.002-98 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе. Термины и определения;
8. СТП 1.104-98 Система вузовской учебной документации. Курсовые работы (проекты). Требования к выполнению и представлению.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Дипломная работа (дипломный проект) является инвариантным компонентом итоговой государственной аттестации выпускника специалитета, результатом выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).
3.2. Подготовка дипломной работы (проекта) является основным видом самостоятельной работы студентов специалитета на заключительном этапе обучения. Выполнение дипломной работы (проекта) направлено на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников специалитета требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к подготовке выпускников по соответствующей специальности.
3.3. Дипломная работа - это выпускная квалификационная работа, связанная с проведением самостоятельного научного исследования по определенной теме, которое можем сопровождаться созданием продукта профессиональной деятельности в виде опытного образца, либо подготовкой творческо-исполнительской работы.Соответственно,дипломная работа может быть представлена в одной из трех форм:текст, текст и опытный образец, текст и творческо-исполнительская работа (ТИР).
3.4. Дипломный проект - это выпускная квалификационная работа, связанная с проведением самостоятельного проектирования по определенной теме. Дипломный проект должен быть представлен в форме текста и опытного образца. Отличительным элементом текста дипломного проекта является наличие расчетов, подтверждающих эффективность предлагаемого в дипломном проекте опытного образца.
3.5. Формами представления дипломной работы (проекта) являются текст, текст и опытный образец, текст и творческо-исполнительская работа. Содержание любой из форм представлениядипломной работы (проекта) должно соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускнику специалитета.
3.5.1.Текст как часть выпускной квалификационной работы - это документ, содержащий результаты самостоятельного научного исследования или проектирования по определенной теме. Обязательным компонентом текста является аналитическая часть. Структура аналитической части ВКР является инвариантной для любого профиля подготовки выпускников специалитета. В составе дипломного проекта текст должен дополняться расчетной частью.
3.5.2.Опытный образец как часть выпускной квалификационной работы - это самостоятельно созданный выпускником продукт профессиональной деятельности, передача которого в эксплуатацию подтверждается актом внедрения. Например, опытным образцом могут являться сайты, базы данных, электронные издания, электронные коллекции, виртуальные выставки, музейные экспозиции, архивы, мультимедийные летописи, фотовыставки, фильмы, произведения декоративно-прикладного искусства, серии плакатов, дизайн книги и др.
3.5.3.Творческо-исполнительская работа как часть выпускной квалификационной работы – самостоятельно созданный выпускником продукт профессиональной деятельности (исполнительской, концертной и др.), связанный с осуществлением творческих и социально-культурных проектов. Например: исполнение музыкального произведения, танца, сольной концертной программы; выступление в составе ансамбля, выступление в спектакле, руководство творческим коллективом, постановка праздника и др.
3.6. Выбор той или иной формы представления выпускной квалификационной работы зависит от специфики профессиональной деятельности выпускника специалитета. Принятое в КемГУКИ соотношение между специальностью, осваиваемой выпускником специалитета, и формой выполняемой им выпускной квалификационной работы приводится в приложении 1 настоящего стандарта.
3.7. Целью дипломирования является определение степени готовности выпускника специалитета к самостоятельному решению профессиональных теоретико-прикладных задач, определяемых установленными ГОС ВПО по соответствующим специальностям (квалификациям) видами профессиональной деятельности дипломированного специалиста (производственно-практическая, проектную, оpганизационно-упpавленческой; научно-исследовательская, художественно-творческая;, исполнительской и др.).
3.8. Задачами дипломирования являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом за время обучения в вузе знаний, умений, навыков при проведении конкретного научного исследования, выполнении проектной разработки, создании продукта профессиональной деятельности в виде опытного образца, реализации творческо-исполнительской работы.
3.9. При выполнении дипломных работ (проектов) студент должен продемонстрировать способности:
· самостоятельно поставить профессиональную задачу (исследовательскую или проектную), оценить ее актуальность и социальную значимость;
· собрать и обработать информацию по теме дипломирования;
· изучить и критически проанализировать полученные материалы;
· квалифицированно исследовать выявленную проблему или осуществить проектирование по определенной теме;
· выработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы (свою творческую позицию);
· создать продукт профессиональной деятельности в виде опытного образца или представить результат творческо-исполнительской работы;
· сформулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.
3.10. Специальные требования к выполнению дипломных работ (проектов), связанных с созданием продукта профессиональной деятельности в виде опытного образца, представлением результатов творческо-исполнительской работы, определяются соответствующими выпускающими кафедрами.
3.11. Тема дипломной работы (проекта) может представлять собой дальнейшее развитие и углубление тем ранее выполненных курсовых работ (проектов), в которых, как правило, рассматриваются более узкие вопросы и решение которых носит преимущественно учебно-познавательный характер с элементами научного исследования, проектирования или художественного творчества.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
4.1. Студент выполняет дипломную работу (проект) по утвержденной теме в соответствии с заданием и планом-графиком под руководством преподавателя, являющегося его научным руководителем. В необходимых случаях, кроме научного руководителя по специальным вопросам дипломной работы (проекта), назначаются научные консультанты из числа преподавателей КемГУКИ или ведущих специалистов в соответствующей области профессиональной деятельности.
4.2. Научный руководитель составляет задание на дипломную работу (проект), осуществляет ее календарное планирование и текущее руководство. Текущее руководство дипломной работой (проектом) включает систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи дипломнику, контроль за осуществлением дипломирования в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной выпускной квалификационной работы, подготовку отзыва на нее, периодическое информирование кафедры о состоянии работы студента-дипломника.
4.3. Выбор и утверждение темы дипломной работы (проекта).
4.3.1.Тема дипломной работы (проекта) должна характеризоваться социальной значимостью, определяться заказами учреждений культуры и образования, предприятий и организаций, отражать реальные потребности практики в решении актуальных проблем, иметь творческий характер.
4.3.2.Студент может выбрать тему дипломной работы (проекта) из числа тем, предложенных выпускающей кафедрой, или выдвинуть ее самостоятельно с необходимым обоснованием.
4.3.3. Тема дипломной работы (проекта) должна иметь интегративный характер, отражающий содержание нескольких учебных дисциплин.
4.3.4. Допускается привлечение к выполнению дипломной работы (проекта) по одной теме коллектива студентов, при этом каждый из них должен отвечать за ее конкретную часть, удовлетворяющую вышеназванным требованиям.
4.3.5.Тематика дипломных работ (проектов), задания на их выполнение, списки студентов-дипломников, научных руководителей и консультантов утверждаются выпускающей кафедрой. Утверждение документации по дипломированию осуществляется в конце предпоследнего или в начале завершающего года обучения в вузе. В отдельных случаях утверждение темы дипломных работ (проектов) может производиться выпускающими кафедрами после прохождения студентом преддипломной практики.
4.4. Задание на выполнение дипломной работы (проекта).
4.4.1. Задание на выполнение дипломной работы (проекта) является регламентирующим документом, устанавливающим формы представления выпускной квалификационной работы (текст, текст и опытный образец, текст и творческо-исполнительская работа, границы и глубину исследования темы, а также сроки представления работы на выпускающую кафедру в завершенном виде.
4.4.2. В «Задании» указывают:
· тему дипломной работы (проекта);
· форму представления дипломной работы (проекта) (текст, текст и опытный образец, текст и творческо-исполнительская работа;
· состав исходных данных;
· перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломной работе (проекте);
· требования к представляемому в составе дипломной работы (проекта) продукту профессиональной деятельности в виде опытного образца;
· требования к представлению в составе дипломной работы (проекта) результатов творческо-исполнительской работы;
· сведения о консультантах по отдельным разделам дипломирования;
· срок сдачи выполненной дипломной работы (проекта) на выпускающую кафедру.
Состав элементов «Задания» на выполнение дипломной работы (проекта) определяется выпускающей кафедры в зависимости от формы ее представления. Требования к представляемому в составе дипломной работы (проекта) продукту профессиональной деятельности в виде опытного образца и результатам творческо-исполнительской работы устанавливаются выпускающими кафедрами в соответствии с особенностями области профессиональной деятельности выпускника специалитета. Образец задания на выполнениедипломной работы (проекта) приведен в приложении 2.
4.4.3.Задание на выполнение дипломной работы (проекта) составляется в двух экземплярах, подписывается дипломником, научным руководителем и утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Один экземпляр задания выдается дипломнику, другой остается на выпускающей кафедре.
4.4.4.Изменение «Задания» (в отдельных случаях) производится выпускающей кафедрой по письменному заявлению студента-дипломника и представлению научного руководителя. Результаты изменения «Задания» фиксируются в протоколах заседания выпускающей кафедры.
4.5.План-график выполнения дипломной работы (проекта).
4.5.1.План-график выполнения дипломной работы (проекта) содержит сведения об этапах работы, сроках выполнения заданий, отметки научного руководителя о выполнении объемов работы (дата, подпись).
Образец плана-графикавыполнения дипломной работы (проекта) приведен вприложении 3.
4.5.2. В составе важнейших этапов дипломной работы (проекта) должны быть предусмотрены:
· подготовка аналитического обзора по теме работы;
· сбор исходных эмпирических данных;
· обработка и анализ полученной информации;
· выполнение проектно-расчетных работ (для дипломных проектов);
· подготовка и оформление текстовой части дипломной работы (проекта);
· создание опытного образца (сайта, базы данных, электронного издания, электронной коллекции, виртуальной выставки, музейной экспозиции, архива, мультимедийной летописи, фотовыставки, фильма, произведения декоративно-прикладного искусства, серии плакатов, дизайна книги и др.);
· подготовка творческо-исполнительской работы (исполнение музыкального произведения, танца, сольной концертной программы; выступление в составе ансамбля, выступление в спектакле, руководство творческим коллективом, постановка праздника и др.).
Выделение в составе названных этапов дипломной работы (проекта) конкретных видов работ (например, определение цели и задач, объекта и предмета работы; проведение структурно-семантического анализа темы, установление обследуемой совокупности объектов, определение состава методов сбора эмпирических данных и т.д.) осуществляется в соответствии с утвержденной выпускающей кафедрой формой представления выпускной квалификационной работы.
4.5.2.2. Подготовка аналитического обзора по теме работы выполняется в соответствии с требованиями пункта 5.8.3 настоящего стандарта.
4.5.2.3. Выполнение проектно-расчетных работ (для дипломных проектов).
Проектно-расчетные работы предусматривают:
· выработку и обоснование проектных решений, обеспечивающих практическую реализацию поставленных задач по созданию опытного образца;
· расчет эффективности предложенных проектных решений.
4.5.2.5. Подготовку и оформление текста дипломной работы (проекта) осуществляют в соответствии с требованиями разделов 6 и 7 настоящего стандарта.
4.5.3. Нормоконтроль за соблюдением требований настоящего стандарта к структуре, представлению содержания и оформлению текста дипломной работы (проекта) осуществляется заведующим выпускающей кафедры.
СТРУКТУРА ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
5.1.Структурными элементами текста дипломной работы (проекта) являются: обложка, титульный лист, задание, реферат, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, вспомогательные указатели, приложения.
5.2.Обложка дипломной работы (проекта) должна содержать следующие сведения:
· полное наименование министерства, в систему которого входит вуз;
· полное наименование вуза;
· название темы дипломной работы (проекта);
· название вида документа: дипломная работа или дипломный проект;
· наименование места и год выполнения.
Образец обложки дипломной работы приведен в приложении 4.
Образец обложки дипломного проекта приведен в приложении 7.
5.3. Титульный лист дипломной работы (проекта) должен содержать
следующие сведения:
· полное наименование министерства, в систему которого входит вуз;
· полное наименование вуза, института, выпускающей кафедры;
· название темы дипломной работы (проекта);
· название вида документа (дипломная работа или дипломный проект);
· сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента-дипломника, номер студенческой группы, подпись);
· сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, подпись);
· сведения о заведующем выпускающей кафедры (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, подпись);
· дата допуска дипломной работы (проекта) к защите;
· наименование места и год выполнения.
Образец титульного листа дипломной работы приведен в приложении 5.Образец титульного листа дипломного проекта приведен в приложении 8.
5.4. Задание на дипломную работу (проект) оформляется в соответствии с пунктом 4.4. настоящего стандарта.
5.5. Реферат представляет собой изложение главных положений и основных выводов дипломной работы (проекта). Реферат составляется на двух языках: русском и иностранном, его объем не должен превышать одну тысячу знаков. Общие требования к реферату на дипломную работу (проект) — по ГОСТ 7.9-95.
5.6.Оглавление должно содержать перечень структурных элементов дипломной работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
· введение;
· главы, параграфы, пункты, подпункты основной части;
· заключение;
· список литературы;
· вспомогательные указатели;
· приложения.
Образец оглавления дипломной работы приведен в приложении 6.
Образец оглавления дипломного проекта приведен в приложении 9.
5.7.Введение характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике; цели и задачи, объект и предмет, базу научного исследования или проектирования, методы сбора и обработки информации, обоснование выбора использованных источников, композиционные особенности и краткое содержание глав и параграфов основной части дипломной работы (проекта).
5.7.1. Формулировка цели дипломной работы (проекта) не должна подменяться процессом ее достижения. Например, неверными являются формулировки цели типа: «исследование…», «изучение…», «разработка….», «создание…» и т.п.
5.7.2. Задачи дипломной работы (проекта) определяются поставленной целью и отражают собой конкретные последовательные этапы достижения ее цели.
5.8. Основная часть дипломной работы (проекта).
5.8.1. Основную часть дипломной работы (проекта) следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
5.8.2. В структуре основной части дипломной работы (проекта) должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т.д. Название главы не может повторять название дипломной работы (проекта), а название параграфа не может повторять название главы.
5.8.3. Обязательным структурным элементом основной части текста дипломной работы (проекта) является аналитический обзор по теме работы.
5.8.3.1. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.
5.8.3.2. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
· полнота и достоверность информации;
· наличие критической оценки использованной информации;
· логичность структуры;
· композиционная целостность;
· аргументированность выводов;
· ясность, четкость и лаконичность изложения;
· отсутствие плагиата, в том числе некритическое заимствование материалов из Интернета.
5.8.3.3. Ответственность за достоверность содержания аналитического обзора, корректное использование заимствованных материалов, соблюдение норм научного цитат-поведения несут студент-дипломник и научный руководитель дипломной работы (проекта).
5.9. Заключение.В заключении дипломной работы (проекта) раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам.
5.10. Список литературы.
5.10.1.Основные требования, предъявляемые к списку литературы:
· соответствие теме дипломной работы (проекта) и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;
· разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;
· наличие электронных документов (электронных информационных ресурсов);
· отсутствие устаревших документов.
5.10.2. Общее количество документов, включенных в список литературы, должно отвечать требованиям количественной и качественной представительности документального потока по теме дипломной работы (проекта).
5.10.3. Библиографические описания документов в списке литературы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.
5.10.4. В библиографических описаниях допускаются сокращения в области выходных данных по ГОСТ 7.12 -93 и ГОСТ 7.11-2004.
5.10.5. Библиографические описания документов располагают в алфавитном порядке их элементов: авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий.
Библиографические описания на языках с разной графикой группируются в два алфавитных ряда:
· вначале на русском языке или языках с кириллической графикой;
· затем на языке (языках) с латинской графикой (например, английском, немецком и др.)
5.10.6. Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.
Примеры библиографического описания документов в списке литературы дипломной работы (проекта) приведены в приложении 10.
5.11. Вспомогательные указатели.
В состав вспомогательных указателей дипломной работы (проекта) могут входить:
· список сокращений;
· список условных обозначений;
· указатель авторов;
· указатель таблиц;
· указатель иллюстраций и др.
Состав вспомогательных указателей дипломной работы (проекта) определяется студентом-дипломником исходя из особенностей представления ее содержания.
5.11.1. Список сокращений оформляется в виде алфавитного перечня принятых в тексте дипломной работы (проекта) сокращений и аббревиатур и соответствующих им полных обозначений понятий.
5.11.2. Список условных обозначений оформляется в виде перечня использованных в тексте дипломной работы (проекта) условных обозначений с соответствующей их расшифровкой.
5.11.3. Указатель авторов оформляется в виде алфавитного перечня фамилий и инициалов авторов документов, использованных при подготовке текста дипломной работы (проекта) с указанием соответствующих им порядковых номеров документов в списке литературы.
5.11.4. Указатели таблиц и иллюстраций оформляются в виде перечня названий таблиц (иллюстраций), упорядоченных в соответствии с их порядковыми номерами, с указанием страниц их месторасположения в тексте дипломной работы (проекта).
5.12. Приложения призваны облегчить восприятие содержания текста дипломной работы (проекта) и могут включать материалы, дополняющие текст, в том числе: таблицы исходных данных; иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики, скриншоты и т.д. В дипломных работах, предусматривающих выполнение творческо-исполнительской работы, в качестве приложений могут выступать афиши, программы, фото и видеоматериалы, протоколы репетиционной работы, отклики в прессе и других средствах массовой коммуникации и т.д.
Приложения следует оформлять в соответствии с пунктом 6.7. настоящего стандарта.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
6.1. Содержание текста дипломной работы (проекта) может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций, формул, уравнений и других составляющих.
6.2. Текст дипломной работы (проекта).
6.2.1. Текст дипломной работы (проекта) должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
· четкость структуры;
· логичность и последовательность;
· точность приведенных сведений;
· ясность и лаконичность изложения материала;
· соответствие изложения материала нормам литературного русского языка и научного стиля.
6.2.1.1. В тексте дипломной работы (проекта) не допустимо употребление местоимений «я», «мной» и т.п. Взамен следует использовать конструкции типа: « Для проведения эксперимента нами был определен следующий объем выборки..» , «В дипломной работе использовались следующие методы…», «Прежде чем характеризовать…, определим понятие …», Следует подчеркнуть, что…», «В ходе проведенного исследования сначала был осуществлен отбор…, затем проведен анализ …, выявлены особенности.., и на этой основе сделан вывод о ….».
6.2.1.2. В тексте дипломной работы (проекта) не допустимо смешение разговорного, публицистического и научного стилей изложения.
6.2.2. В тексте дипломных работ (проектов) могут использоваться следующие виды ссылок:
· ссылки на структурные элементы дипломной работы (проекта), таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения, приложения и т.п.;
· ссылки на документы (библиографические ссылки).
6.2.2.1.Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста дипломной работы (проекта) оформляют по следующим правилам:
· при ссылках в тексте на структурные элементы дипломной работы (проекта) или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: «... в разделе 1 были рассмотрены...», «... согласно 1.1», «... в соответствии с таблицей 1», (таблица 1), «... на рисунке 1», (рисунок 1), «... по формуле (1)», «... в уравнении (1)», «... в перечислении (1)», «... в приложении 1», (приложение 1) и т.п.;
· если в тексте приводится только одна таблица, одна иллюстрация, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «... на рисунке», «... в таблице», «... по формуле», «... в уравнении», «... в перечислении», «... в приложении ».
6.2.2.2. Ссылки на документы (библиографические ссылки). При подготовке текста дипломной работы (проекта) допускаются следующие формы ссылок: на документ в целом, на определенный фрагмент документа, на группу документов.
6.2.2.2.1. Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в квадратных скобках без точки, например: Гегель в «Феноменологии духа» представил духовную культуру человечества как.....[5].
6.2.2.2.2. Ссылки на определенный фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Такие ссылки следует приводить в квадратных скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы с отделенным от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент, перед которым записывается буква «с» с точкой. Например: Архивный документ – документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества и равно имеющий ценность для собственника [3, с.4].
Если фрагмент документа в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записывают через тире. Например: Определение состава документов, подлежащих размещению в электронном архиве, осуществлялось с учетом основных групп критериев экспертизы ценности документов: критериев происхождения документов; критериев содержания документов; критериев внешних особенностей документов [33, с.201-202].
6.2.2.2.3. Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, которые разделяются точкой с запятой. Например: Известны исследования по... как отечественных [16-23], так и зарубежных ученых [44-56]. Результаты исследований [12-15; 31] доказали, что… . Метод... нашел отражение в работах [3, с.56-78; 14, с.21-34].
6.3.Таблицы.Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст дипломной работы (проекта), обеспечить обозримость и наглядность информации.
6.3.1. Правила обозначения таблиц:
· каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание.
· таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста, за исключением таблиц приложений;
· таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Таблица 1.1., Таблица 1.3.;
· слово «Таблица», порядковый номер таблицы, знак дефис и название таблицы помещают над таблицей посередине строки. Например:
Таблица 20 - Виды объектов культурного наследия
· если в тексте дипломной работы (проекта) имеется только одна таблица, то ее не нумеруют.
6.3.2. Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложениях.
6.3.3. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) над ее частью пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы. Например: «Продолжение таблицы 1».
6.3.4. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
6.3.5. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте дипломной работы (проекта).
6.3.6 Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
6.3.7.Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
6.3.8. На все таблицы в тексте дипломной работы (проекта) должны быть ссылки.
6.4.Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в дипломной работе (проекте). Иллюстрации могут быть как черно-белыми, так и цветными. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
6.4.1. Правила оформления иллюстраций:
· иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста дипломной работы (проекта), за исключением иллюстраций приложений;
· иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок 1.1., Рисунок 1.3.;
• все иллюстрации должны иметь название;
• слово «Рисунок», порядковый номер иллюстрации, знак дефис и её название помещают под иллюстрацией посередине строки. Например:
Рисунок 3 – Структура электронных путеводителей
• если в тексте дипломной работы (проекта) только одна иллюстрация, то ее не нумеруют;
• иллюстрации в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.
6.4.2. На все иллюстрации в тексте дипломной работы (проекта) должны быть ссылки.
6.5. Формулы.Все формулыследует выделять из текста в отдельную строку.
6.5.1. Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами в пределах всего текста дипломной работы (проекта);
6.5.2. Пояснения символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
6.5.3. На все формулы в тексте дипломной работы (проекта) должны быть ссылки. 6.6. Математические уравнения. Порядок представления математических уравнений такой же, как и формул.
6.7. Приложения. Правила представления приложений в тексте дипломной работы (проекта):
· приложения помещают в конце дипломной работы (проекта);
· каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
· приложения обозначают арабскими цифрами;
· слово «Приложение» и его цифровое обозначение размещают в правом верхнем углу страницы, с которой начинается приложение;
· содержательный заголовок приложения записывают посередине страницы с прописной буквы отдельной строкой;
· текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения;
· приложения должны иметь общую с остальной частью дипломной работы (проекта) сквозную нумерацию страниц.
· на все приложения в основной части дипломной работы (проекта) должны быть ссылки.
6.8. Сокращения и условные обозначения. Использованные в тексте дипломной работы (проекта) сокращения и условные обозначения должны быть расшифрованы в соответствующих вспомогательных указателях.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
7.1. Текст дипломной работы (проекта) должен быть выполнен с применением персонального компьютера.
7.2. Текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5. При оформлении текста дипломной работы (проекта) необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему объему печатного текста.
7.3. Распечатку текста дипломной работы (проекта) следует производить на листах формата A4. Допускается применение формата А3 при наличии таблиц и иллюстраций данного формата.
7.4. Текст дипломной работы (проекта) следует размещать на одной стороне листа бумаги, выравнивая его в абзацах по ширине страницы с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое 10 мм, верхнее и нижнее 20 мм; абзацный отступ - 1,25 см.
7.5. Объем печатного текста дипломной работы (проекта) при использовании установленного настоящим стандартом шрифта, кегля, междустрочного интервала, размеров полей должен составлять 50-70 страниц.
7.6. Нумерация страниц текста дипломной работы (проекта).
7.6.1. Страницы текста дипломной работы (проекта) следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
7.6.2. Реферат (на русском и английском языках) в общую нумерацию страниц текста дипломной работы (проекта) не включают.
7.6.3 Титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию страниц текста дипломной работы (проекта). Номер страницы на титульном листе и оглавлении не проставляется.
7.6.4. Иллюстрации и таблицы