Нравственность перед искушением иномирностью
1. Нравственный смысл ориентации на жизнь
В одной из наших предыдущих лекций мы уже обсуждали вопрос о высших ценностях и ориентирах религиозной и безрелигиозной морали. Однако теперь, когда нами рассмотрен и проанализирован целый ряд важных этических категорий, мы можем на новом уровне вернуться к вопросу о нравственных основаниях мировоззренческого и жизненного выбора. Для нас важно выяснить, когда ориентация на потустороннее помогает людям жить и совершенствоваться, а когда она становится тормозом на пути их морального поведения — собственно человеческого поведения, ибо мораль — явление человеческое.
Человек нуждается в Боге — сей старый тезис обрел в последние годы новую популярность в России, и это, наверное, неудивительно, ибо после долгого периода гонений церковь возрождается и все более берет в свои руки духовные бразды. «Человек нуждается в Боге»,— утверждают журналисты, писатели, политические комментаторы, утверждают утром и вечером, пишут страстно и прочувственно, постепенно создавая иллюзию, будто народ, более семи десятилетий проживший в атмосфере безбожия, на самом деле пылко религиозен. Почитаешь, послушаешь и кажется, будто россиянин конца XX в. только и думает о потустороннем, пост и молитва — его лю-
Нравственность перед искушением иномирностью
бимейшее времяпрепровождение, а истовая духовная приверженность Господу до сегодняшнего дня просто вынужденно таилась и скрывалась под маской официозного атеизма. Выглядит эта картина, конечно, эффектно, тем более, что разрушает привычную, надоевшую парадигму, и все же, если не гнаться за злобой дня, стоит признать: массовое сознание на самом деле в большинстве своем безбожно, безрелигиозно, и его обмирщенность имеет гораздо более глубокие причины, нежели политическое насилие и атеистическая пропаганда.
Если исследовать сознание не только как исторический, но и как онтологический феномен, то мы увидим, что в нем всегда, во все времена и эпохи существует некий мирской, профанный пласт. Это мысли, чувства и переживания людей, непосредственно связанные с их повседневным бытием, с физическим и социальным выживанием, с обыденными заботами и земными радостями. Профанный пласт включает в себя все: от культурных форм обеспечения физиологических нужд до высоких межличностных и общественных переживаний (любовь, дружба, патриотизм, политические страсти и т. д. и т. п.). Бог заглядывает в этот регион нашего внутреннего мира в основном как помощник и советчик. А порой не заглядывает вовсе, ибо верующий, честно выполняя обряды, оставляет за собой полную свободу в мирских делах и в их оценке. Считая себя приверженцем той или иной веры, человек нередко ведет себя в практической сфере как атеист, чисто по-людски отделываясь от запредельности покаянной молитвой и мелким житейским жертвоприношением.
Такое сугубо мирское отношение к потустороннему находит выражение в народной речи, изобилующей поговорками типа: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Богу — богово, кесарю — кесарево», «Твои слова — да Богу в уши» и др. Собственно говоря, процесс секуляризации, который характерен для XX в., явился во мно-
Лекция 8
гом просто выведением на поверхность этих обыденных прагматических взглядов, латентно содержащихся в реальном сознании и поведении тысяч людей, искренне называющих себя верующими. Бог и потустороннее занимают первое место и оказывают реальное влияние на жизнь лишь весьма узкого круга: подвижников, аскетов, отшельников, монахов, святых. Оттого они и святы, что до зыбкой паутинки истончили пласт повседневных мирских забот и интересов.
Основной постулат объективно существующего наивно-материалистического сознания прост, хотя из него делались и делаются очень разные нравственные и житейские выводы. Его можно сформулировать так: этот эмпирический, данный мне в каждодневном опыте мир — единственная реальность, известная мне непосредственно и достоверно. Потому в своем практическом поведении я поступаю, исходя из единственности наличного мира, где для выживания нужны материальные блага, где практически невозможно игнорировать требования чувственности, а человек смертен и умирает навсегда.
Разумеется, данная формула не претендует на полноту. Здесь лишь вкратце обозначается содержание тех важнейших установок, которыми руководствуется нормальный человек в повседневном поведении: заботится о хлебе насущном, не пытаясь быть как птица небесная; горюет об умершем, забывая о вечности души; увлеченно трудится, не считая свой пот расплатой за Адамов грех, и даже в молитвах просит о делах житейских — об урожае, о здоровье, о земной чувственной любви. Живущий неизбежно погружен в жизнь с ее грехами, огрехами, текучестью и потому по строю своего внутреннего мира тем-порален, изменчив, неабсолютен, даже если в помыслах искренне тяготеет к Божественному. В сознании человека мир дольний преобладает над миром горним, ибо властно диктует свои правила игры. Мысли и чувства, обращенные к земному, материальному, выступают не-