Справедливость: история и виды
Понятие справедливости — одно из самых сложных и туманных в этической мысли прежде всего потому, что оно не ограничивается чисто нравственными аспектами и всегда прочитывается как социально-экономическое и идеологическое. Нравственное, экономическое и социальное так тесно переплетены здесь, что создают в некотором смысле амальгаму, из которой лишь путем специального анализа можно извлечь собственно моральное содержание.
Справедливость — мерная характеристика человеческих отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием, достоинством и вознаграждением. Сразу видно, что справедливость имеет как бы два лица: одно — карающее, выносящее суровый приговор, определяющее наказание за преступления и проступки, а другое — одобряющее, выдающее в той или иной форме награду за добрые дела и образцовые труды. Это распределение поощрений и наказаний, раздача поглаживаний и пинков производится при справедливом подходе сообразно заслугам и промахам людей, — не взирая на лица!
Справедливость по главной своей интенции объективна. Если мы раздаем поощрения и наказания по личной симпатии, по знакомству, за взятки, то о справедливос-
__________________________________ Лекция 4
ти нет и речи. В том-то и дело, что справедливость (если представить ее в виде некоей высшей инстанции или силы) действует сообразно характеру поступка и без всякой личной склонности. Недаром богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины, у которой глаза завязаны, а в руках весы. Богиня взвешивает добро и зло вслепую, так же вслепую уравнивает она на своих весах преступление и наказание, подвиг и награду. Фемида руководствуется найденным равновесием, стремясь, чтобы никакая страсть и никакое корыстное желание не покачнули чашу весов. Обманы, подлоги, подкупы, пылкие увещевания, богатство или социальный статус — ничто для поистине справедливого суда. Перед ним равны монархи и нищие, рабочие и президенты, знаменитости и люди совсем обыкновенные. Каждый получает по заслугам. Таков идеал справедливости, такова мечта о ней и таков ее пугающий образ для тех, кто хотел бы остаться безнаказанным.
В древних доклассовых обществах первичная экономическая справедливость существовала прежде всего как уравнительная справедливость. Это значит, что все члены рода или племени получали равную долю совместно добытого на охоте или собранного в лесу. Уравнительная справедливость позволяла первобытному человеку выжить в условиях дефицита средств к существованию. Если бы средства делились иначе, племя просто бы вымерло. Впрочем, надо думать, что моменты воздаяния тоже имели место в жизни наших далеких предков. Скажем, нарушение того или иного табу (сурового запрета), несомненно, каралось смертью или изгнанием, а выдающееся деяние, приносящее пользу племени, поощрялось — ритуальное восхваление или что-то в этом духе.
С появлением земледелия и скотоводства, с образованием прибавочного продукта и социально-классовых групп уравнительная справедливость, до конца не исчезая, по-тесняется в экономической жизни распределительной спра-
Честность и справедливость
ведливостью, которая проникает во все сферы общества. Распределение благ согласно труду, сословие-классовой, кастовой и племенной принадлежности становится мощным двигателем развития общества и культуры. Однако рождение всеохватывающей распределительной справедливости означает одновременное появление несправедливости, поскольку произведенный трудом прибавочный продукт теперь может быть отнят и отнимается силой. Условия жизни и, как говорят теперь, качество жизни разных людей стали несопоставимыми. Появляются бедные и богатые, которые вступают в конфликт между собой, отстаивая свои интересы под флагом справедливости. Эта справедливость является формой выражения своей правды — своих потребностей и точек зрения, которые не только радикально различны, но и противоположны.
С возникновением государственности появляются писаные законы, право, закрепляющее сложившееся положение вещей и претендующее на выражение настоящей полной справедливости. Впрочем, моменты уравнивания и распределения, которые совсем не ограничены областью хозяйственной жизни, еще долго остаются под патронажем традиции. Именно традиция, а не только закон в течение столетий продолжает определять, кому, за что и как должно воздаться. Нередко справедливость права даже вступает в весьма острые конфликты со справедливостью традиции. Добрая традиция может отвергать несправедливый по сути закон, однако в других случаях передовой закон может отменять косную и антигуманную традицию.
На фоне всех этих сложных процессов формируется собственно нравственное представление о справедливости, когда справедливость начинает рассматриваться как качество, присущее человеку, его сознанию и воле, его свободному решению — быть или не быть справедливым.
Впрочем, до собственно человеческого понимания справедливости в раннеклассовом обществе еще далеко. Пока она предстает как особый мировой закон. Бросим
__________________________________ Лекция 4
взгляд на историю философии, чтобы лучше представлять себе, какой являлась справедливость людям прошлого.
В древней ведической философии существовало учение о рите — порядке вещей и незыблемом мировом законе справедливости, который определяет место всему существующему. Кроме риты, как часть миропорядка действует также закон кармы. Карма — связь событий, следующая из поступков людей и вообще всех живых существ. Закон кармы справедлив, так как каждый сам определяет свое последующее состояние, ему не на кого жаловаться. Если человек в цепях — он сам выковал эти цепи, если он страдает — его страдание следует из его собственного поведения. Карма никого не наказывает, она лишь воплощает то качество, которое содержится в действии. Ничто не может коснуться человека, чего он сам не заслужил. Чтобы кармическая справедливость стала к нам более благосклонна, нужно просто изменить свое поведение и исправить последствия прошлых поступков, а это зависит от самого человека.
В древнекитайской философии роль мирового закона и справедливости играет дао — естественный текучий порядок вещей. Свободное подчинение ему делает человека просветленным и мудрым, а те, кто нарушают естественный порядок и вмешиваются в мир своей напористой и капризной волей, получают весомые удары судьбы, которые оцениваются людьми как несправедливые. Однако они вполне справедливы, ибо являются следствием противостояния дао.
В древнегреческом учении Анаксимандра речь идет о принципе, согласно которому первые элементы — земля, вода, воздух и огонь — находятся в определенных пропорциях, они виновны друг перед другом, если нарушают пропорцию, и справедливо поглощаются первоосновой.
Первая фундаментальная концепция справедливости как социального явления была высказана Платоном. Его справедливость элитарна и иерархична. В трактате «Государство» Платон пишет о трех сословиях, каждое из
Честность и справедливость
которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государство, а ремесленники и земледельцы ведут хозяйственную жизнь. Платон считает справедливым то, что никто из представителей сословий не претендует на чужую роль, а каждый строго выполняет вмененные ему функции. Чтобы обосновать это разделение, Платон говорит, что боги подмешали людям в кровь разные металлы: одним золото, другим серебро, а третьим медь. Таким образом, социальная справедливость определена волей богов, и сословия функционируют согласно нерушимому порядку.
Аристотель стал тем мыслителем, который заговорил о справедливости как соразмерности. Справедливость выступает для него как средняя точка между крайностями — несправедливостями. В основу справедливости он кладет принцип неравенства и впервые вводит существующие по сей день понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В средневековье христианство учит верующих тому, что Бог не только всемогущ и всеблаг, но и справедлив. Его справедливость — высшая сила, он всем воздает по заслугам. Правда, многие деяния Бога и акты его воли непонятны людям в силу ограниченности человеческого ума. Нам не дано осмыслить промысел Божий, поэтому человек не должен подходить со своими ограниченными мерками к свершению небесной справедливости.
Представители эзотерической философии часто упрекают христиан в том, что их Бог несправедлив: одним он дал долгую счастливую и богатую жизнь, а других выпустил в мир нищими калеками. При этом жизнь дана только одна, и по ее порой весьма скудным плодам будет вынесено решение о вечном спасении или вечном проклятии. Эзотерики указывают на то, что шансы разных людей на духовный рост и прозрение оказываются слишком неравными, а наказание чересчур сурово — вечный ад за какие-нибудь 60-70 лет земных мучений. То ли дело кар-
Лекция 4
ма, по крайней мере знаешь, за что страдаешь... К тому же можно попробовать все исправить и перерождаться до тех пор, пока не научишься добру и справедливости. Однако христиане стоят на своем, утверждая, что нам неведом высший промысел, который на Страшном Суде все поставит на свои места, первые Здесь будут последними Там, и справедливость свершится.
В средние века выражением справедливой воли Бога было иерархическое строение феодального общества с его сословным разделением, которое приписывало человеку одну и ту же социально-классовую роль от рождения и до смерти.
Только в Новое время появляется идея равенства как выражения справедливости. Она приходит вместе с победой «третьего сословия» — восходящей буржуазии. Однако равенство понимается не как экономическое или социально-статусное (эти виды неравенства остаются неприкосновенными), а как равенство правовое, как требования соблюдения заключенных соглашений всеми без исключения.
Человек Нового времени — разумный эгоист, он понимает, что война всех против всех способна уничтожить его самого, и он заинтересован в равенстве определенных социальных обязанностей, а также в том, чтобы все договоры соблюдались. За нарушение договоренностей должно следовать справедливое наказание, а иначе никакой бизнес не удастся! Юридическое представление о справедливости выдвигается на первый план.
Можно сказать, что буржуазно-рыночная справедливость провозглашает: живи сам и жить давай другим! Справедливость теперь включает:
• равенство права моего и других;
• равную обязанность мою и других заботиться о на
ших общих интересах;
• справедливое наказание за нарушения общественного
порядка и преступления против общества и индивидов.
Честность я справедливость
Справедливость Нового времени теряет свой запредельный сакральный характер и становится собственно человеческой, делом договоренности, консенсуса, решения голосованием в парламенте. В ее сердцевине заложена идея неприкосновенности частной собственности, которая считается гарантией существования всех других видов справедливости. Право на частную собственность не должно быть подорвано ничем, напротив, оно должно быть гарантировано всей мощью государства и нравственно-правовыми убеждениями и представлениями индивидов.
Справедливость, истолкованная как обеспечение владения, делается рациональной, понятной и выражает в первую очередь интересы тех социальных групп, которые уже обладают собственностью на средства производства и могут оказать наибольшее влияние на установления общезначимых юридических и нравственных норм. Понятно, что такой перенос справедливости с небесного на земное не отменяет разгула реальной несправедливости в конкретных жизненных ситуациях. Несправедливость, принявшая облик эксплуатации, кризисов и других несообразностей рыночного общества, продолжает царить в людских делах, постоянно выводя нас за рамки рационально-рассудочных суждений и толкая к надежде на высшую справедливость, на оценку по Гамбургскому счету, на Божий суд.
Буржуазная справедливость выдвигает формальный принцип равенства и создает этим условия для существования демократического строя, массового общества и всех реалий современного западного мира. Однако, провозглашая равенство в праве, она далеко не всегда создает равенство в реальных возможностях. Каждый бьется здесь один, сам за себя, общество не гарантирует своей помощи тем, у кого нет материальной стартовой площадки для успеха. Сделать самого себя, реализовать свои способности без социальной поддержки удается далеко не всем. Вопиющие социальные контрасты, борьба за спра-
Лекция 4
ведливость рабочих и студентов, женщин и представителей национальных меньшинств — типичная картина в нынешних развитых странах.
Марксизм XIX в. попытался создать свое учение о социальной справедливости, основав его на принципе, прямо противоположном буржуазному, — на принципе общественной собственности. Последующий опыт реального социализма в СССР и странах Восточной Европы показал, что простая отмена частной собственности и замена ее государственно-бюрократическим владением не обеспечивает того равенства для развития человеческих возможностей, которое Маркс и его сподвижники понимали как справедливость. Социальный эксперимент оказался неудачным. Справедливость еще раз показала туманность и неуловимость своего лика.
В современном мире справедливость так или иначе всегда включает оба момента, еще в древности отмеченные Аристотелем: момент уравнительный и момент воздающий. Равенство выступает как важнейшее условие самой жизни человека и развития его индивидуальности. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу и равенство независимо от классовой принадлежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение имуществом. Можно и дальше перечислять многообразные права, записанные во Всеобщей декларации прав человека. Но реальная справедливость не сводится к установлению равенства, она включает в себя конкретное материальное и организационное воздаяние во всех сферах жизни, которое часто закреплено в законе. Это и распределение благ сообразно конкретным принципам, и наказания за преступления, и поощрение со стороны общества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.
Нравственные представления о справедливости сопровождают социально-правовые установления, порой совпа-
Честность и справедливость
дая с ними, а порой вступая в конфликт. Следует заметить, что у власти и у масс представления о справедливости часто не совпадают, нередко являясь прямо противоположными. Для современного развитого общества эта ситуация не менее типична, чем для средневековья или зари Нового времени.
Власть, которая претендует на выражение мнения всего народа, как правило, выражает интересы наиболее обеспеченных правящих групп — олигархии, поэтому столкновения интересов, представлений, требований неизбежны. Однако, обладая в современном мире большими возможностями, в том числе владея средствами массовой информации, власть активно навязывает массам свое представление о справедливости, изображает все производимые ею акции как справедливые, стремится развенчать оппонентов, отстаивающих свою правду. Впрочем, в отличие от деспотических былых времен, демократическое рыночное общество признает публичные дискуссии по вопросам справедливости. Руководители развитых государств не без оснований полагают, что пар, уходящий в гудок, позволяет сохранять или мягко преобразовывать наличную социальную ситуацию, не доводя ее до разрушительных бунтов и революций. Власть, которая позволяет громко кричать и критиковать ее, оценивается людьми как более справедливая, чем та, что казнит за каждое слово.
Буржуазно-демократическое представление о справедливости, основанное на принципе равенства прав и дифференциации вознаграждений, — отнюдь не единственная точка зрения на справедливость, присутствующая в общественном сознании XX в. В наши дни в трудах представителей религиозного фундаментализма и эзотерического традиционализма все больше звучат призывы к восстановлению теократической государственности, которой будут править великие посвященные, жрецы, определяющие судьбы людей согласно божественному провидению. Предлагается разрушить демократическую уравни-
__________________________________ Лекция 4
тельность, разогнать общество массового потребления и установить подлинную справедливость, при которой все будут разделены на сословия сообразно своим способностям и станут вести строго определенный для сословия образ жизни. Разумеется, для современного сознания такие предложения выглядят как полнейшее мракобесие и попытка повернуть человечество вспять.
Проблема справедливости как социально-экономического и нравственного явления продолжает оставаться открытой для дискуссий и социальных, проектов.