Честность: слово, дело, самоосознание
Первый смысл слова «честность», о котором мы уже говорили, это «правдивость» — тот, кто не лжет, не обманывает, говорит правду, является правдивым. Однако в русском языке честность имеет и ряд других, не менее весомых смыслов.
Прежде всего, честный — это не вор. Вор отнимает и присваивает чужое, обкрадывает других людей, ему нельзя доверять, ибо он лишен совести. Честный же, напротив, порядочен и совестлив, он никогда не возьмет того, что ему не принадлежит, что заработано не им самим. Честного человека можно оставить рядом с любым богатством, доверить ему самое драгоценное, он все сохранит в целости. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодействия, это совершенно практическая добродетель, без которой невозможно простое совместное действие: как можно, к примеру, построить вместе дом, если подель-щики растащат все по кирпичу и по балке и разбегутся в
разные стороны!
Честность и справедливость
Честность в практическом ключе означает также верность. Честный человек — не предатель, он не проявит коварства, не нарушит данного слова, не обманет надежд и ожиданий, а сделает именно то и именно так, как об этом было условлено. Честность как верность выражается в совместном преодолении трудностей: если двое идут в тяжелый поход, то честный не оставит товарища на середине дороги и приложит все усилия, если его надо спасать или выручать. Честность — это последовательное и упорное выполнение взятого на себя долга. Родители должны честно заботиться о своих детях, даже если дети не отвечают их честолюбивым амбициям и фантазиям. Выросшие дети обязаны честно выполнять долг по отношению к престарелым родителям. Человек, начавший важное дело, честно стремится довести его до конца, в этом смысле честность выступает не только как верность, но и как добросовестность или надежность.
Честность как деловое, практическое качество выражается в открытости наших мыслей, чувств и намерений для других людей. Это не означает, конечно, что честный человек ходит с душой нараспашку и предлагает всем, кому не лень, в нее заглядывать. Но это означает, что по большому счету нам нечего скрывать от других: если во мне нет коварных замыслов, своекорыстных расчетов, ущемляющих соседа, хитрых планов возобладания над другими, то я могу совершенно спокойно делиться с ними своими представлениями, воззрениями и планами и делать это с тем большим основанием, чем больше мы связаны общими задачами и заботами. Признаемся: с человеком честным и открытым сотрудничать гораздо приятней, чем с непредсказуемым плутом, о чьих тайных проектах можно лишь гадать, надеясь, что они не принесут слишком большого зла.
Наконец, честность нередко выступает как справедливость. В этом случае фраза «И они честно поделили то, что вместе заработали» означает «справедливо поделили».
Лекция 4
При честном поведении каждому, кто участвует в совместном начинании, достанется та доля вознаграждения или наказания, которую он заслужил. Здесь не будет субъективизма, произвола, предпочтения любимчиков, заспин-ных сговоров и частных лавочек. Честность как справедливость прекрасно иллюстрируется примером экзамена. Если преподаватель ведет себя честно, он ставит оценки сообразно знаниям: хорошо подготовленному — пятерку, а лодырю — двойку, т. е. поступает справедливо. Если же экзаменатор нечестен, то он снизит оценку отличнику, потому что тот, возможно, отстаивал свою точку зрения или как-то иначе задел его самолюбие, а явному бездельнику поставит хорошую оценку за подарок или взятку. И это будет типичная несправедливость.
Все перечисленные смыслы честности говорят нам о том, что честный — это человек чести, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения. Честный человек — это хороший человек. И, думается, нас не могут здесь сбить с толку довольно характерные для XX в. рассуждения типа: «Я мерзавец, но я честен и своей мер-зостности не скрываю». Во-первых, если мерзавец, то уже не честен по определению. Во-вторых, подобные парадоксальные заявления не более чем бравада, попытка произвести впечатление, шокировать публику. А каков на самом деле человек, заявляющий подобные вещи, можно проверить только практически. Как любили раньше говорить: я с тобой в разведку не пойду. Так вот, честность и подлость проверяются лишь реальным «походом в разведку».
Особая тема при обсуждении феномена честности — правдивость нашего самоосознания и подлинности «я». Честность — это правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время отсутствие фальши в нашем самовыражении. Все это — и понимание себя, и личностная цельность и целостность — крупные проблемы XX в.
Честность и справедливость
В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свойственную прошлым периодам истории. Социальная жизнь похожа на венецианский карнавал, на парад масок, где люди нередко не различают, где временно надетая личина, а где их подлинное лицо. Постмодернизм (влиятельное течение духовной жизни конца века) официально утверждает, что, вообще-то говоря, никакого субъекта — личности, сознательного источника активности — и вовсе нет, есть лишь текучие и плывущие тексты, без имени и без лица, сплошь состоящие из заемных мыслей, штампов и цитат. Наша жизнь рассматривается как вакханалия обманов и самообманов, как игра без правил, как тотальная фальшь, давно потерявшая оригинал, которому она подражает. Мы выступаем как игрушки бессознательного, без зазрения совести симулируем чувства и размышления, мы лишены всего настоящего, аутентичного, и потому между ложью и правдой нет никакого различия.
Безрадостный взгляд на человека, не правда ли? Однако наш век породил и множество попыток направить людей на путь честности по отношению к самим себе, отделить в себе истинное от ложного, отмести самообманы. Этот поиск подлинности индивидов, их настоящей самости происходит в рамках психоанализа и психотерапии, эзотерической философии, во всех направлениях гуманистической мысли.
Что же значит быть честным с самим собой? Что значит быть подлинным?
Проблема честного самоосознания была поставлена в XX в. Зигмундом Фрейдом и получила продолжение в работах психологов ряда направлений, включающих современную трансперсональную психологию. Исследования Фрейда показали, что человек вытесняет в бессознательное множество собственных переживаний, которые не устраивают его сознательное морализованное «эго».
__________________________________ Лекция 4
Однако скрытые от сознания запретные и осуждаемые желания никуда не исчезают. Человек несет в себе негативную сторону, но обманывает самого себя, «не зная» о наличии в своей душе целого сонма страхов и страстей. Самообман оборачивается плачевно — неврозами и неконтролируемыми реакциями. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — научиться быть честным, посмотреть правде в глаза, вывести из тьмы бессознательного вытесненные содержания.
Соратник и оппонент Фрейда Юнг считал, что негативное в нас, то, чего мы стыдимся и не хотим за собой признавать, составляет особый пласт внутреннего мира, который он назвал Тенью. Тень бессмысленно изгонять или подавлять, делать вид, что ее не существует и мы чисты как ангелы. Развитие личности требует честности: Тень должна быть осознана, принята как факт и интегрирована в единство со всеми другими частями личности. Тот, кто лжет себе, что он свят, просто проецирует вовне собственные скверные черты, начинает приписывать их другим людям и ненавидеть их. На самом же деле он бунтует против скрытой скверны в себе самом. Честное осознание помогает инидивиду понять себя как целое со всеми реальными сторонами собственной натуры. Это дает возможность лучше ориентироваться в действительности и строить свои отношения с окружающими более справедливо и гуманно.
Человек может не только скрывать от себя свою Тень, но и в упор не видеть своих позитивных склонностей и способностей, того проекта, который как бы заложен в нем от рождения и взывает к реализации в ходе жизни. Сюжет невыполнения жизненного проекта рассматривал в XX в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Он показывает в своих работах, что многие люди всю жизнь только и делают, что бегают от собственной судьбы. Они не честны с собой и предпочитают идти по легкому и накатанному пути, они скрывают от себя и подавляют
Честность и справедливость
собственное призвание. Однако каждый не выполнивший проект и обманувший самого себя расплачивается за этот обман. Расплатой становится постоянное дурное расположение духа, депрессия, чувство бессмысленности и «невыполненности» своей жизни. Тот же, кто проявил честность и последовал своему призванию, во всем богатстве переживает радость бытия, несмотря на трудности, которые встречаются ему на жизненном пути, и удары судьбы.
Еще один вид самообмана, ставший темой обсуждения в наши дни, это самообман относительно собственной индивидуальности. Иначе говоря, речь идет о подлинности нашего «я», о его самостоятельности и уникальности. Эта проблема обсуждается у многих авторов, в том числе у таких крупных философов как М. Хайдег-гер и Э. Фромм. Большинство людей полагают себя самостоятельными личностями, в то время как они таковыми вовсе не являются. М. Хайдеггер говорит о современном мире как о мире Man (от немецкой безличной формы Man sagt — говорят, Man baut — строят). В этих языковых формах отсутствует субъект — самосознающее ответственное «я». Люди, погруженные в повседневность, мыслят как другие и действуют по типу других, но не осознают этого, пока не столкнутся с переживанием собственной грядущей смерти. По Хайдеггеру, именно бытийный ужас перед смертью пробуждает индивидов от душевного сна и заставляет их взглянуть в глаза правде — своей конечности и уникальности, которая побуждает их выйти из слепого самообманного прозябания.
Э. Фромм подчеркивает, что люди, живущие вполне обезличенно, нередко искренне уверены: их взгляды, мысли, мнения — это их собственное достояние. Однако на самом деле совокупность присущих им представлений почерпнута ими извне: из мнений родителей и родственников, друзей и знакомых, из телепередач, радио и газет. Люди тешат себя иллюзией самостоятельности, в то вре-
Лекция 4
мя как живут не собственными, а заемными чувствами и мыслями. Чтобы честно разобраться в себе, полагает Фромм, необходимо анализировать свои взгляды, внимательно проверять, откуда к нам пришла та или иная идея: была она взята у других в готовом виде или явилась результатом собственной душевной работы, своего опыта мышления и переживания.
Как на огромную современную проблему Фромм указывает на засилье в массах рыночной ориентации сознания, при которой человек вообще утрачивает свою подлинность, аутентичность. Грань между честностью и нечестностью в отношении себя самого стирается. Это происходит потому, что изменяющаяся рыночная конъюнктура все время требует от человека продавать свои способности. Но способности всякий раз требуются разные. Индивид стремится выгодно себя продать, иметь спрос, и он старательно подстраивается к запросам других, становится безликим началом, которое способно надеть любую маску, но само не имеет лица. Можно ли говорить о честности и самообмане с тем, кто не имеет устойчивого «я» и оказывается текучим, как вода, все время бегущая по новому руслу?
Быть подлинным — это значит обладать достаточно устойчивым индивидуально-личностным ядром, признавать все стороны своего многосложного «я» и выражать себя вовне свободно и спонтанно, не следуя рабски диктату людей и обстоятельств. Подлинный и честный с самим собой человек — не твердолобый догматик, затвердивший когда-то несколько истин, но и не хамелеон, постоянно меняющий свой цвет. Тот, кто честен с собой, в полноте осознает свое «я» и активно развивает лучшие свои способности, склонности и тенденции.
Последний, но очень важный и распространенный вид самообмана, о котором мне хотелось бы сказать здесь, это самообман по поводу наших достоинств и отношения к нам окружающих людей. Через розовые очки можно
Честность и справедливость
смотреть как на самих себя, так и на окружающих. В нравственном отношении этот самообман может играть как негативную, так и позитивную роль в зависимости от того, какое мироощущение ему сопутствует и какое поведение из него следует.
Негативную роль самообман играет при резко завышенной самооценке, хорошо выражаемой формулой: «Она знала себе цену, но только двойную». У человека, знающего себе двойную цену, искаженный образ себя, он может получать приятные переживания от представления о собственных достоинствах, но неизбежно сталкивается с «недооценкой» со стороны окружающих, что заставляет его вступать в конфликты, проявлять высокомерие и рьяно требовать от других признания. Честный самоанализ мог бы в этом случае придать реалистичность взгляду на себя и помочь выйти из состояния перманентной претензии ко всем вокруг.
Скверную службу может сослужить человеку и приукрашенное, идеализированное представление об отношении к нему других людей. Оно заставляет постоянно разочаровываться, испытывать горечь от того, что другие виделись исключительно милыми, добрыми и ласковыми и вдруг обнаружили гнев, зависть, грубость. Когда вместо ожидаемой любви получаешь тумаки и шишки, розовые очки слетают.
Честное видение себя и других — это максимально реалистическое видение.
Впрочем, некоторый самообман может играть весьма позитивную роль в человеческой жизни, что было мудро замечено и взято на вооружение современной психотерапией. Дело в том, что человек не просто отражает реальность, подобно гладкому зеркалу, но постоянно творит ее в самых разных формах — и практически, и интеллектуально, и своими эмоциями и переживаниями. В конце концов смысл всему на свете приписываем мы сами! Поэтому честность — это не только реалистическое вос-
Лекция 4
приятие, но и формирование определенных тенденций. Такой подход означает, что смотреть на самого себя через розовые очки в некотором роде хорошее и полезное дело. Мы являемся тем, что мы о себе думаем, потому что действие и поступок в абсолютном большинстве случаев следуют за мыслью или за установкой, сложившейся не без участия мыслей. Это прекрасно известно народу, которому принадлежит высказывание: «Если кому-то говорить: "Свинья, свинья", то, глядишь, захрюкает». Мы становимся тем, что о себе говорим, обнаруживаем у себя те черты и свойства, которые себе приписываем. Поэтому, если один твердит себе «я трус», то, скорее всего, он струсит. А если другой постоянно утверждает в глубине души «я храбрец», то в подходящей ситуации он может проявить храбрость. Мы способны программировать себя как на дурное, так и на самое лучшее. Поэтому когда человек относится к себе самому положительно, утверждает в себе доброту, справедливость, великодушие, он непременно обнаружит эти качества, даже если сегодня их еще нет в нем.
То же касается и других людей. Когда мы относимся к другим людям заведомо позитивно, без подозрительности, страха и тревоги, то вызываем такое же отношение в ответ. Открытость ведет к открытости, приязнь — к приязни. Положительное, доброжелательное, даже несколько идеализированное восприятие других как бы побуждает их тянуться вверх в ответ на высокую оценку и дорастать до своего возвышенного образа. Выпущенное в мир добро возвращается добром, порой многократно умноженным. Конечно, случаются ошибки, но все же лучше думать о людях немножко лучше, чем они есть.
Укрупненное видение лучшей стороны событий,, возвышающий и одобрительный взгляд на себя и на других был назван в современной психологии позитивным мышлением. Без обиняков можно сказать, что позитивное мышление, даже если квалифицировать его как вид
Честность и справедливость
добродетельного обмана, является совершенно реальным инструментом нравственного и психологического совершенствования как человека, так и общества в целом.
Проблема доверия
Если человек с детства получает опыт злостного обмана, его уделом может стать недоверие — одно из самых тяжелых эмоционально-нравственных состояний. Известный западный психотерапевт Э. Эриксон говорит о том, что в раннем возрасте формируются структуры либо базисного доверия — когда мать удовлетворяет нужды ребенка и объясняет смысл своих действий, либо базисного недоверия — в случае пренебрежения нуждами ребенка и отсутствия объяснений.
Люди с базисным доверием, несмотря на столкновение в более старшем возрасте с коварством, ложью и обманом, все же сохраняют позитивное мировосприятие и способность радоваться жизни. Они умеют отличать то, чему можно доверять, от того, что доверия недостойно, отделять твердь от хляби, а зерна от плевел. Те же, кто волею судеб приобрели с младенчества базисное недоверие, постоянно испытывают депрессию, тревогу, страх и чувство враждебности к окружающим. Они не доверяют всему: друзьям и недругам, далеким и близким, даже самому себе.
Люди, доверительно относящиеся к миру, разумеется, не должны быть уравнены с простаками и тюфяками, которых легко вокруг пальца обвести и которым можно лапшу на уши вешать. Старая истина «доверяй, но проверяй» действует здесь в полной мере. Однако сначала все же доверяй! Базисное доверие предполагает определенный риск, возможность быть обманутым. Другое дело, что человека доверия это не убивает, не подрывает его веру в лучшее, а лишь заставляет в очередной раз проявить великодушие по отношению к несовершенному миру. Тот, кто в целом доверяет действительности, со-
Лекция 4
храняет оптимистичное и радостное мировосприятие, несмотря на мелкие разочарования.
Человек недоверия по мере своего взросления становится все недоверчивей и подозрительней, а подозрительность исключает радость. Да и какая уж тут радость, если все, что есть вокруг хорошего, само добро, истина или красота представляются ему лишь масками, скрывающими зло, ложь и уродство. Белые одежды — всегда одеяния дьявола, невинность — лишь занавес для греха. Нет, нельзя доверять, надо разоблачать, срывать маски, изобличать лжецов и обороняться, обороняться, обороняться! Подозрительность не отличает черное от белого, верх от низа, лживость от искренности. Поэтому подозрительный, недоверчивый человек всегда дистанцирован от других, он потенциально агрессивен, ибо готов отвергать, изолировать и даже разрушать. Недоверие к другим людям — лейтмотив поведения и мышления подозрительных и готовых к самозащите индивидов, нередко предпочитающих бить первыми.
Конечно, странно было бы требовать, чтобы открытость и доверие проявлялись к заведомым врагам, недругам, противникам и конкурентам. В отношениях конфронтации и борьбы всегда есть объективные основания для большой доли недоверия. Но и здесь, если борьба зашла в тупик и противостоящим сторонам нужно найти общий язык, они должны хотя бы отчасти довериться друг другу, иначе никакого согласия не получится, и проблемы не смогут быть решены. Дело, однако, в том, что обманность, ставшая для личности наваждением, вызывает подозрительность не только по отношению к соперникам и противникам, но и к людям близким и доброжелательным, к значащим другим, как говорят психологи.
Чем может подкрепляться недоверчивость и подозрительность в отношениях с близкими? Американский психолог Э. Берн, автор книги «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», описывает в своих работах множество стереотипных взаимодействий (он
Честность и справедливость
называет их трансакциями), в результате которых участники получают психологические выигрыши. Однако эти выигрыши (чувство превосходства, эмоциональные «поглаживания» и т. д.) всегда бывают получены за счет унижения и подавления другого участника бессознательной игры. Берн показывает, что в общении с близкими мы частенько стремимся утвердить себя за их счет. Один из ярких примеров таков: мальчик и девочка играют в песочнице. Девочка просит мальчика: «Слепи мне песочный пирожок». Мальчик искренне хочет услужить подружке, он старательно лепит пирожок и радостно подносит ей свой подарок. Девочка смотрит с презрением и говорит ему: «Фи, какие у тебя грязные руки!» Девочка получила свой «выигрыш» — и пирожок, и возможность утвердить свое превосходство. Конечно, она делает это засчет мальчика, который остался без благодарности, да еще и оказался неизвестно почему облит презрением. Будет ли он радостно и доверительно бросаться «лепить пирожок» для другой подружки? Не станет ли он подозревать в совсем другой девочке тот же тайный умысел — проявить свое высокомерие именно тогда, когда другой открыт и беспомощен?
Привычка к психологически корыстным играм, удары, полученные от значащих других, вызывают порой тотальное недоверие и неспособность к искренним и открытым отношениям, которые можно назвать истинной близостью. Настоящая человеческая близость — это отношения без игр и эксплуатации, она возможна лишь при полном взаимном доверии. При таком доверии человек совершенно уверен, что его никогда не станут использовать как средство и не перешагнут через него равнодушно. Поэтому он спокоен, весел, и ему нет нужды опасаться, тревожиться и ударять первым, чтобы упредить чужой удар. К сожалению, истинная близость — не такая, как хотелось бы, частая вещь в нашей жизни. В массе люди не вполне доверяют своим близким.
_____________________ ___________ Лекция 4
Еще более печальная ситуация возникает тогда, когда индивид не доверяет и себе и другому. Тот, кто подозрительно относится к собственной личности, считает себя недостойным любви и уважения, начинает подозревать в обмане как раз тех, кто искренне его любит. Логика здесь такова: «Как можно меня любить, если я на самом деле так несовершенен и плох? А поскольку я недостоин любви, то, стало быть, тот, кто говорит, что любит меня, обманывает. Наверное, у него есть какие-то корыстные цели и эгоистические планы на мой счет! А ну-ка, где здесь таится корысть?» Самое печальное, что при этом подвергаются сомнению и недоверию самые настоящие, идущие от сердца чувства.
Протестантский теолог Пауль Тиллих в своей книге «Мужество быть» говорит о таком виде мужества, как способность принять приятие. Речь идет о человеке и Боге. Грешный человек не может поверить, что Бог принимает и любит его таким как он есть, со всеми его скверными мыслями и нелепыми поступками, он не в силах принять приятие. Для того чтобы принять приятие, необходимо мужество. Фактически речь идет о мужестве доверия, доверия полного и абсолютного, способности перешагнуть через собственные сомнения и страхи и предаться высшей и бесконечно благой любви. Конечно, другой человек — не Бог, но межличностные отношения аналогичны тем, о которых говорит Тиллих. Чтобы испытать истинную любовь и высочайшую радость, необходимо глубокое доверие к силе чужого чувства и к самому себе как существу достойному всего самого хорошего, что может дать жизнь.
В основе китайской философии, как даосской, так и конфуцианской, лежит глубокая идея доверия к миру. В ней нет христианского представления о неистинности и скверности земного мира, так же как нет индуистской идеи об эмпирической реальности как майе (иллюзии). Китайская мысль всегда исходила из убеждения, что если
Честность и справедливость
вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию. Но тогда вы просто парализованы и не можете никак действовать и никак поступать. Доверие к миру — основа любого человеческого поступка и любого осмысленного суждения. Хорошо было бы и нам, людям, выросшим на просторах Евразии, принять эту древнюю восточную истину и следовать ей как в нашем мировосприятии, так и в нравственном поведении.