Этнический стереотип и этнический образ.

Жизнь каждого этноса протекает в относительно одинаковых ус­ловиях совместного существования, что вполне закономерно поро­ждает у его членов единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процесс фор­мирования оценочных суждений происходит постепенно и заверша­ется появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, об­рядов, мифов, стереотипов, оценок и т.д.

Таким образом, окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведение челове­ка, т.е. подчиняют нормам, выработанным и принятым в сообщест­ве. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых про­грамм, направленных на усреднение поведения людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контролировалось — это грозит распадом общества. Но типовые программы не могут учитывать всего разно­образия возможных ситуаций, и некоторые фрагменты поведения людей, обычно социально незначимые, остаются нерегламентиро-ванными. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фраг­ментов поведения. Но в любой культуре действует правило: чем бо­лее значима сфера поведения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандартов и образ­цов. Причина их появления в том, что человеку свойственно приме­нять способ экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения каких-то вопросов и проблем. Такой способ на­много облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть доволь­но много.

Этнические образы народов мира.

Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя абстрактно. Необходимо обращаться к конкретным психологическим особенно­стям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставления со свойствами собственного народа. В результате складываются со­ответствующие этнические стереотипы и образы каждого рассмат­риваемого этноса. В этой связи большой интерес представляет наше государство – одно из самых полиэтничных в мире, на терри­тории которого проживает свыше 70 народов. Большинство из них существенно отличается по своей численности: 125 млн – русские; 5,5 млн – татары; 4,4 млн – украинцы. Около 2 млн составляют чува­ши. Всего десять национальностей имеют численность более 1 млн -человек, еще пятнадцать имеют численность более 100 тыс. чело­век. Есть и этнические общности, которые насчитывают менее 1 тыс. человек.

Итоги занятия:

Контрольные вопросы

1. Какую роль в межэтническом взаимодействии играют этнические установки?

2. Какова природа этнических стереотипов и как они формируются?

3. Чем различаются этнические автостереотипы и гетеростереотипы?

4. Что представляют этнические предубеждения и предрассудки?

Тема лекции №12. Этногенез и антропогенез

Цель:Исследование и сопоставление этапов этногенеза и расогенеза

План:

1.Антропогенез и его основные периоды

2. Антропогенез и расогенез

3. Этногенез и его основные факторы

4. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

виды демонстрационных материалов:презентация, фильм, схема, карта

тип (вид лекции):информационная лекция

Ключевые понятия:антропология, антропогенез, пассионарий

Антропогенез и его основные периоды

Антропогенез (греч. Anthropos – человек и genesis – происхождение, возникновение) – происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке).

Этапы антропогенеза

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
40 тыс. лет назад Стадия неоантропа(кроманьонца). Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных
200—500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа(неандертальца). Человек неандертальский Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений
1—1,3 млн. лет назад Стадия архантропа(питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем
2—2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объем мозга 500-800 см3. Изготовление первых орудий труда (галечная культура)
9 млн.лет назад Стадия протантропа.Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности
25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность


Антропогенез и расогенез

Расогене́з — процесс возникновения и становления человеческих рас.Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные особенности главных расовых делений человечества, существующих в настоящее время, уже были выражены в эпоху позднего палеолита достаточно отчётливо, хотя, по-видимому, всё же меньше, чем в настоящее время. Они более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная — в Азии, представители негроидной расынаселяли Африку, австралоиды Австралию. Исключение составляли пограничные зоны – Средиземноморье, где на европейском побережье встречались представители негроидной расы, а на африканском – европеоидные группы; Кавказ и Средняя Азия, заселённые преимущественно представителями европеоидной расы; Южная и Юго-Восточная Азия, где австралоиды смешивались с монголоидами и европеоидами. Таким образом, в образовании морфологических различий между тремя большими расами человечества (расовых различий первого порядка) основная роль принадлежала, вероятно, двум факторам: приспособлению к среде, различавшейся на разных материках, и изоляции в результате естественных границ между материками.

Среда обитания негроидов характеризуется высокой температурой и большой влажностью, что могло привести к появлению тёмной кожи, курчавых волос, широкого носа, толстых губ. Так, тёмный цвет кожи объясняется наличием в покровных слоях кожи большего, чем у других рас, количества меланина — пигмента, предохраняющего кожу от ожогов. Курчавые волосы создают вокруг головы воздухоносную прослойку, которая предохраняет от перегрева. Широкий нос с крупными ноздрями и толстые губы с обширной поверхностью слизистой оболочки усиливают теплоотдачу, как и большее количество потовых желёз на единицу поверхности тела. Большая высота и удлинённая форма черепной коробки также способствует защите от перегрева.

Монголоидная раса сложилась в областях с жарким, но сухим континентальным климатом в условиях полупустынного и степного ландшафта, где ветер гонит тучи песка. В результате лицо представителей монголоидной расы покрыто слоем жира, значительно превосходящим слой жира на лице представителей других рас. Глаза характеризуются узким разрезом и наличием особой складки во внутреннем углу глаза — эпикантуса. Аналогичные особенности сформировались у бушменов иготтентотов Южной Африки, также живущих в условиях полупустынного и степного ландшафта.

Наши рекомендации