Схема функционально-стилевого анализа речи
1. Объективные стилеобразующие факторы применительно к данному тексту.
2. Языковая функция, доминирующая в данном тексте.
3. Доминантные стилеобразующие признаки речи:
а. лексические,
б. морфологические,
в. синтаксические.
4. Вывод о принадлежности текста к определенному функциональному стилю.
§2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – наука.
Основная форма реализации – письменная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
1) научная тематика;
2) точность (точное определение понятий);
3) стремление к абстрактности, обобщению;
4) логичность изложения;
5) объективность.
Ведущая функция – информативная.
К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование специальной научной и терминологической лексики (Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.
Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания (система, программа, конструкция, функция и т.д.). Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (адаптация (биолог., пед.) робототехника (тех., мед.), охлаждение (хим., физ.)). Узкоспециальные терминыименуют специфические для каждой отрасли знания, реалии, понятия, категории (иммуногенетика, микропроцессор, эргономика).);
· специальных лексических единиц, подчеркивающих отвлеченно- обобщенный характер речи (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый);
· отсутствие разговорных, просторечных и эмоционально-экспрессивных слов.
На морфологическом уровне
· преобладание существительных и прилагательных над глаголами;
· преобладание глаголов несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают);
· частое употребление причастий и деепричастий (происходящие события, анализируя факты);
· местоимений 3 лица (1 лицо редко встречается, 2 лицо не используется);
· производных предлогов (в течение, в результате, в связи, за счет);
· множественного числа от абстрактных и вещественных существительных (теплоты, климаты, глины, стали);
· существительных в родительном падеже (установление длины линии волны);
· использование существительных в единственном числе, обозначающих считаемые предметы, для выражения обобщенного понятия (Лось встречается ... Дуб преобладает ...);
На синтаксическом уровне
· характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (так, таким образом, следовательно);
· употребление наречий в связывающей функции (поэтому, тогда, отсюда);
· оборотов связи (Приведу еще пример ..., Далее отметим .... Теперь перейдем к вопросу ...);
· преобладание сложных предложений над простыми;
· широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;
· использование исключительно повествовательных предложений;
· соединение предложений при помощи повторяющихся существительных в сочетании с указательными местоимениями (В каждом ощущении мы различаем силу, высоту, тембр ... Мерою силыявляется ... квадрат амплитуды ... Эта амплитуда может быть крайне мала).
§3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – административно-правовая.
Основная форма реализации – письменная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
1) точность изложения, не допускающая возможности инотолкований; детальность изложения;
2) долженствующе-предписывающий характер изложения;
3) объективность;
4) логичность;
5) стереотипность, стандартизованность изложения;
Ведущая функция – информативная (предписывающая, констатирующая).
К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование профессиональной (дипломатической, военной, бухгалтерской и др.) терминологии (закон, паспорт, прокурор, протокол, контракт и т. п.);
· узкоспециальной юридической терминологии (санкция, расследование, ответчик, истец);
· канцеляризмов (нижеподписавшийся, вышеозначенный, запротоколировать);
На морфологическом уровне
· широкое употребление отглагольных существительных (усыновление, освидетельствование и др.); существительных, обозначающих профессии, должности, звания (бухгалтер, почтальон, майор и др.); названий людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением (работодатель, свидетель, заказчик и др.). (Примечание: во избежание неточностей, существительное не заменяется местоимением и повторяется даже в рядом стоящих предложениях);
· использование имен существительных в родительном падеже;
· местоимений 3 лица;
· активное употребление инфинитивов;
· кратких прилагательных со значением долженствования (должен, обязан, подотчетен, необходим);
· отыменных предлогов (в целях, в ходе, во избежание, по линии, на предмет и др.);
На синтаксическом уровне
· употребление инфинитивных и безличных конструкций со значением долженствования (Принятые общим собранием решения должны быть выполнены к концу второго квартала);
· пассивных конструкций (Оплата гарантируется; Запрос получен);
· осложнение простых предложений многочисленными обособленными оборотами, однородными членами, часто выстраивающимися в длинную цепь пунктов, что влечет за собой увеличение размеров предложения до нескольких сотен словоупотреблений (до 2000 слов и более);
· союзных связей над бессоюзными;
· сложных предложений над простыми (среди сложных предложений лидируют СПП с придаточными условия);
· преимущественное использование косвенной речи.
§4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – общественно-политические, общественно-экономические, социально-культурные и др. общественные отношения.
Основная форма реализации – письменная и устная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
1) социальная оценочность;
2) сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях;
Ведущая функция – информативная и воздействующая.
К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:
На лексическом уровне
· преимущественное использование общественно-политической терминологии (общество, свобода, демократия и т.д.);
· экономической терминологии (бренд, мониторинг, маркетинг и т.д.);
· специальной газетной профессиональной лексики (интервью, корреспонденция, информация, репортаж);
· большого круга иноязычных заимствований (авеню, чайхана, фазенда и т.д.);
· использование фразеологизмов, которые нередко переходят в штампы (шагать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки);
· газетные клише книжного происхождения (внести огромный вклад, снято чтить, с чувством гордости);
· использование разговорной, а изредка просторечной лексики, как правило, со специальными стилистическими целями (забегаловка, небось, круто и др.);
На морфологическом уровне
· активное использование существительных с суффиксами -ость, -ств, -ние, -ие (прагматичность, сотрудничество, доверие, свершение), с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, -ист, -ация, -анти-, -контр-, де- (историзм, оптимист, социализация, контрмеры), прилагательных с префиксами меж-, сверх-, все-, обще- (межведомственный, всеобщий, общепризнанный, сверхточный);
· частое употребление страдательных причастий прошедшего времени (ознаменовав, продемонстрировав, осуществлен); прилагательных в форме превосходной степени (ярчайший, самый выразительный, наиредчайший);
· форм множественного числа существительных со значением обобщенной совокупности (наши отцы, деды, ветераны);
· глаголов в настоящем времени (приезжают, на месте знакомятся с документами и обнаруживают);
· глаголов 1-го лица;
· повелительного наклонения глаголов (голосуйте, продолжайте читать и др.);
· отрицательных частиц НЕ и НИ, усилительной частицы ЖЕ, разговорных частиц ВЕДЬ, ВОТ, ДАЖЕ, ЛИШЬ и др.;
· производных предлогов (на основе, в области, в свете, в духе, с учетом и др.);
На синтаксическом уровне
· простота синтаксических конструкций;
· употребление вводных конструкций (по сообщению информационного агентства);
· номинативных (назывных) предложений (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);
· вопросительных и восклицательных предложений;
· использование элементов поэтического синтаксиса (риторического вопроса, анафоры, эпифоры, градации и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсиса, присоединения, вопросно-ответной формы и др.).
§5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.
Основная форма реализации – устная.
Типичный вид речи – диалог.
Специфичные стилевые черты:
1) фонетическая нечеткость;
2) лексическая неточность;
3) тесная связь с невербальными средствами общения;
4) неполнота выражения (эллиптичность);
5) стремление к экономии языковых средств;
6) экспрессивность, оценочность;
7) неподготовленность.
Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.
К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);
· преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул);
· редкое использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и слов иноязычного происхождения (не являющихся общеизвестными);
· высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;
· развита многозначность;
На морфологическом уровне
· редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;
· характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех), и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;
· преобладание глаголов над существительными;
· частое употребление личных местоимений;
· притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);
· использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);
· употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);
На синтаксическом уровне
· использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);
· характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того...);
· свободный порядок слов;
· преобладание БСП и ССП над СПП;
· повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.
§6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – эстетическая сфера общения.
Основная форма реализации – письменная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
1) образность;
2) эстетическая значимость каждого элемента стиля.
Ведущая функция – эстетическая.
К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование конкретной лексики, которая способствует более легкому созданию образа;
· пласт лексики поэтической, отмечаемой в словарях пометами «поэтическое», «народно-поэтическое», «торжественное», «apxaическое» и т. д.;
На морфологическом уровне
· нагнетание глаголов, которое способствует созданию поэтапного представления движения и образа в целом;
На синтаксическом уровне
· использование всех возможных типов предложений, чужой речи, синтаксических фигур.
Дидактическая единица 2. Риторика
§7. Риторика как наука
Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой).
Становление риторики как особой науки произошло в V веке до н.э. в Древней Греции. Основоположником теории риторической науки считают Аристетеля («Риторика»), а важнейшим условием появления и развития ораторского искусства – свободный обмен мнениями по жизненно важным вопросам, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.
Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Основными разделами (по Е.В. Клюеву), частями риторики как учебного предмета (по Д.Н. Александрову) или этапами риторического канона являются:
1) инвенция (= нахождение) – раздел, в котором рассматривается процедура отбора материала для будущего сообщения;
2) диспозиция (= расположение) – раздел, регулирующий расположение материала в лучшем для конкретной речи порядке при соблюдении логичности, последовательности в изложении тезисов;
3) элокуция (= выражение) – раздел, под которым понимается учение о трех стилях (высоком, среднем, низком) и средствах возвышенного стиля (отбор слов и стилистических фигур (украшений));
4) мемория (= запоминание) – раздел, который служит разработке определенной мнемотехники, что позволяет оратору опираться на особые приемы запоминания материала, гарантирующие выступающему контроль всей структуры произносимой им речи и при необходимости подключение сведений из известных ему областей знания;
5) акцио (= произнесение) – раздел, отвечающий за пластическое решение произносимой речи, за внешнее поведение оратора перед аудиторией.
Законы общей риторики
1. Закон гармонизирующего диалога.
2. Закон продвижения и ориентации адресата.
3. Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).
4. Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).
Основные категории классической риторики:
1) логос;
2) этос;
3) пафос.
Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема).
Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого).
Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям.
§8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация
Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.
Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.
Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.
Виды публичных выступлений по форме:
1. Сообщение.
2. Выступление.
3. Доклад.
4. Лекция.
5. Беседа.
Виды публичных выступлений по цели:
1. Информационное (дает новое представление о предмете речи).
2. Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).
3. Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).
4. Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).
5. Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).
Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.
Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).
Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.
Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.
Виды красноречия
№ | Вид красноречия | |
1. | Социально-политическое | Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи. |
2. | Академическое | Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. |
3. | Судебное | Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др. |
4. | Социально-бытовое | Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь. |
5. | Духовное (церковно-богословское) | Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам. |
Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (= логичность), выразительность (= богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.
Этапы подготовки текста к публичному выступлению
1. Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).
2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.
3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.
4. Составить рабочий план выступления.
5. Написать основную часть текста выступления.
6. Написать вступление и заключение выступления.
7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.
8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:
1) выбор темы;
2) сбор материала;
3) составление рабочего плана;
4) написание основной части текста, а также введения и заключения;
5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).
Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.