Декорирование берестяных изделий
Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов, При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры -круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности. Инструменты для тиснения — набор штампиков — чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.
В зависимости от размера и вида изделия бересту нарезают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший наружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кладут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.
Мастера чусовских городков, что в Прикамье, славились тиснением бураков. Их изделия отличались чистотой работы и красивыми узорами. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносился костяными чеканами на наружный слой бересты.
Тагильские бураки похожи на чусовские, только отдельные элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка (ряды бусинок, звездочки в розетках, ромбах). Иногда вместо розетки в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, когда по всему полю в определенном ритме разбросаны звездочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки.
Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорезная или просечная береста на русском Севере. По праву первое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХУ111-Х1Х вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Постепенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются основные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.
В качестве инструментов используется нож-резак, хорошо заточенный на одну сторону, шильце, притупленное и отшлифованное. Подготовленную бересту разрезают на заготовки по шаблонам и наносят шильцем рисунок. Сначала режут орнамент каймы, затем центральное поле. Закончив работу, берестяные детали приклеивают на деревянную основу шкатулки, поставца, чайницы и т.д.
Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные пермогорской росписью, получившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди которых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.
Материалы для подготовки поверхности к росписи: для грунтовки - очищенный мел, столярный клей и белила; для росписи - темперные краски из сухих порошков — пигментов (красный, зеленый, желтый, черный), разводимых на яйце. Поверхность туеска расчерчивается на ярусы: верхний и нижний - узкие обрамления, каймы, в которых черной краской тонкой кистью рисуют треугольники или полукруглые фестоны. В центральном поле рисуют сцены, а свободное пространство заполняют кружками, мелкими листочками. После нанесения рисунка красной краской окрашивают пояски, ручку,каемки.
Роспись уфтюжского туеска
Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются легкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной окраской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туеска. Уфтюжские мастера любили изображать птиц с распушенным веером хвостом. Эти мотивы известны во множестве вариаций цветового и композиционного решения. Большую роль в уфтюжской росписи играют виртуозные каллиграфические приемы первоначальной прокладки цвета, последующей «разделки». Основные цвета росписи - от белого и высветленных - розового, лилового, голубого, зеленого, коричневого - до густо-желтых, синих, темно-красных. На передней стороне туеска намечают основной стебель ветки, затем наносят крупные цветовые пятна. Далее у основания цветов и листьев приписывают парные каплевидные листики белым или зеленым цветом. Затем некоторые мотивы очерчивают белой линией, проведенной одним сильным мазком, получается единая живая и пластичная форма листа. Круглой заготовке цветка можно придать форму розетки, проводя волнистую белую линию, очерчивающую лепестки, а внутрь ставится пятно-сердцевинка.