Манипуляция и ее характеристики
Манипуляция — побуждение др. чел. к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей».К числу характеристик можно отнести:
1)манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);2)манипуляции имеют скрытый характер; 3)манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.); 4) манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.
Манипуляции — важный элемент деловых отношений и м.б. конструк-тивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов: во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения; во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю; в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей орга-низации.
Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом обще-нии, можно условно объединить в 3 группы: 1)организационно-процедурные;2)психологические;3)логические манипуляции. 1.Организационно-процедурные манипуляциим.б. использованы органи-заторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения. Примерами являются:
1)«формирование первичной установки» (изначальное предоставление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации); 2)«предоставление материалов лишь накануне» (предостав-ление участникам взаимодействия рабочих материалов — проектов, кон-трактов, программ — незадолго до начала работы затрудняет ознакомление с этими материалами);
3)«недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения);4)«накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, ведет к тому, что атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и может спровоцировать прекращение, обсуждения
2.Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыдаПримеры:
1)«раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение); 2)«использование непонятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает значения какого-либо слова); 3)«перевод в сферу домыслов» (полемика переводится в русло обличения, оппонента вынуждают либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет отношения к обсуждаемой проблеме); 3.Логические манипу-ляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Примеры:
1)«неопределенность тезиса» (нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса позволяет по-разному интерпретировать высказанную мысль); 2)«несоблюдение закона достаточного основания» (доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны); 3)«порочный круг в доказательстве» (данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной иными словами);
Предпосылки манипуляции
Манипуляцияне появляется сама по себе - всегда существуют условия, способствующие ей(культурные, исторические).
Наибольшее распространение и влияние манипуляции получили благодаря средствам массовой информации в XX веке.
Манипуляция тесно связана с пропагандой. Преднамеренный и относительно сильный акцент на манипуляцию отличает пропаганду от случайного разговора или от свободного или непринужденного обмена мнениями. В ходе пропаганды пропагандист для достижения своих целей намеренно отбирает факты, аргументы, а также способы их демонстрации и представляет их таким образом, какой, по его мнению, даст наибольший эффект.
Еще один процесс «коллективного убеждения» получил название «промывки мозгов», которая заключается в систематической попытке убеждения неверующих принять определенный приказ или доктрину. «Промывка мозгов» происходит путем осуществления контроля над природной и социальной средой, для того, чтобы уничтожить лояльность к любым нежелательным группам или индивидам, чтобы продемонстрировать индивиду, что его установки и образцы мышления (аттитюды и паттерны) неверны и должны быть изменены, а также, чтобы развить преданность и не вызывающую сомнения покорность по отношению к правящей партии. «Промывка мозгов» начала широко использоваться после второй мировой войны, в коммунистических странах и американских сектах. При этом применялись такие приемы, как изоляция от прежних групп, вознаграждения за сотрудничество и наказания за отказ от взаимодействия и др.
Средства массовой информации, пожалуй, наиболее часто применяют манипуляцию. Первым из них стала печать. За двухсотлетнюю историю своего существования она овладела богатством культуры аргументации. Журналистика, кроме основных целей (информировать, ориентировать, просвещать, развлекать), имеет и цели сугубо психологические: изменять или поддерживать установки аудитории, превращать их в убеждения, формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом.
Э. Шостром предложил следующий перечень причин манипуляции: конфликт человека с самим собой , недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви, ощущение абсолютной беспомощности, боязнь тесных межличностных контактов и некритичное стремление получать одобрение всех и каждого.
Предпосылок манипуляции можно назвать множество; но они не могут быть рассмотрены в одном ряду. Их разведение может быть следующие уровни: культура (общечеловеческий контекст), общество (совокупность социальных контекстов), общение (межличностный контекст), личность (мотивационный внутрипсихический контекст) и технология (контекст деятельности, ее операционального состава).
Манипулятивные технологии
В основе лежит манипулятивное воздействие. Его составляющие:
-А)Целенаправленное преобразование информации.
1. Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций.
Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала. Подпороговая подача информации(смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории).
2. Сокрытие воздействия- цель замаскировать цели манипуляции, а в идеале и сам факт воздействия сделать незамеченным.
3. Средства принуждения
Часто обсуждаемая тема — характер применения силы, степень принудительности силового давления, его неотразимости, способы скрытого или явного принуждения, предпосылки силового давления(Как правило, речь идет о силе властных политических структур. К межличностному воздействию в рамках официальных соц. структур обсуждается проявление сильной или слабой позиций. Позиция строгого начальника, практикующего тотальный контроль расценивается как слабая позиция].
4. Мишени воздействия- воздействиестроится в расчете на низменные влечения человека или его агрессивные устремления:чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас, неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши. Отмечается, что, как, манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т. п.
5. Роботизация:люди — объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» — средств массовой информации. Манипуляторы использ-т «готовые к употреблению» программы стереотипного поведения,предусматривающие унификацию способов мышления, оценку и реагирование больших масс людей.