Гендерные различия в сфере способностей

Гендерные различия – это различия между людьми, связанные с их половой принадлежностью и проявляющиеся в социокультурном контексте. Мужчины в целом по всем признакам имеют большую дисперсию, чем женщины.

Маккоби и Джеклин выделили психологические отличия между полами в следующих характеристиках: способности к ориентации в пространстве, математические способности, речевые навыки и эмпатические способности.

Математические. До окончания неполной средней школы: либо совсем не обнаруживается различий между полами, либо обнаруживаются различия, говорящие в пользу девочек, старшие классы: в некоторых из них девочки выполняли задания лучше мальчиков, в других — мальчики лучше девочек, в третьих — различий вообще не обнаружилось; студенты: молодые люди выполняли задания в целом успешнее, чем девушки.

Объяснение расхождения, внезапно проявляющееся в период полового созревания:

- следствие изменения гормонального фона – не подтверждается, т.к. эти различия за последние годы значительно уменьшились (Becker & Hedges, 1984; Friedman, 1989; Hyde et al., 1990 а), и такая тенденция повсеместно наблюдается в странах, продвинувшихся по пути гендерного равноправия (Baker & Perkins-Jones, 1993);

- результат усиления социальных различий между юношами и девушками. Женщинам недостает уверенности в своих математических способностях, и они не рассчитывают на успех в этой области.

(гендерные различия в восприятии своих способностей), девочки могут считать математические достижения неподходящими для своей гендерной роли, родители и учителя редко поощряют девочек в изучении математики.

Вербальные, пространственные способности. Мужчины имеют более высокий уровень достижения в пространственных способностях. Женщины – вербальные способности.

Эмоциональные, эмпатические способности. Под различиями в эмоциональности понимают различия в способностях понимать эмоциональные состояния других (эмпатия), умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия), в переживании самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способах их выражать (эмоциональная экспрессия). Исследования, к примеру, Tavris, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению, т. к. это не соответствует их гендерной роли. Переживание и выражение собственных эмоций: по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности – в соответствии с гендерной ролью.

Т.е. различия между мужчинами и женщинами, в большинстве случаев, связаны с их гендерными ролями, результатами гендерной социализации и заключаются в различном способе выражения.

Развитие полоролевой идентичности.

Что значит для человека родиться девочкой или мальчиком? Пол генетически обусловлен, и некоторые полагают, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертам личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, учителей, друзей и общества. Когда мы рассуждаем о том, что важнее в процессе полоролевой идентичности – наследственности или культура, - мы, вероятно, неверно ставим вопрос. Наследственность и культура могут устанавливать какие-то внешние рамки полоролевой идентичности, но при формировании личности или психосексуальной идентичности они взаимодействуют, переплетенные между собой, как две нити одной веревки. Можно посмотреть, как осуществляется это взаимодействие на протяжении всей человеческой жизни.

Хотя полоролевая идентичность и устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей Я-концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда укоренившаяся особенность личности. Прежде чем мы рассмотрим то, как может меняться полоролевая идентичность вследствие ряда жизненных обстоятельств, обратимся к некоторым явным развитиям между полами и посмотрим, как эти генетически обусловленные особенности могут определять отдельные аспекты поведение.

Различия между мужчинами и женщинами.

Исследователи показывают, что мальчики рождаются, в среднем, более крупными, чем девочки. Новорожденные девочки немного обгоняют мальчиков в созревании скелета и, по всей видимости, обладают несколько более высокой кожной чувствительностью Начавшие ходить мальчики немного более агрессивны, а девочки имеют небольшое преимущество в темпах освоения речи. В США мальчики к 8-10 годам начинают превосходить девочек в оперировании пространственными представлениями и решении арифметических задач. К 12 годам средняя девочка – это уже подросток, который быстро растет и созревает, тогда как считается, что средний мальчик в физическом отношении в этот момент еще не вышел из доподросткового возраста. К 15-16 годам девочки начинают еще больше превосходить мальчиков в вербальных навыках, то же самое происходит с мальчиками по части пространственного воображения и математических задач. К 18 года средний юноше физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Организм женщин имеет ряд врожденных преимуществ, в частности, большую эластичность кровеносных сосудов и способность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо больше, чем женщины, рискуют стать жертвой таких заболеваний, как эмфизема и артериосклероз, они более подвержены сердечным приступам, чаще погибают, кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами. На 100 женщин в возрасте 65 лет приходится лишь 68 мужчин, доживших до этого возраста; 85-летних женщин почти в 2 раза больше, чем мужчин того же возраста. До 100-летнеговозраста доживает в 5 раз больше женщин, чем мужчин.

Можно говорить об отсутствии заметных различий между полами, у примеру, в социабельности, уровне самоуважения, мотивации достижения и даже в способности зазубривать учебный материал или в аналитических навыках. С большой осторожностью надо подходить к данным, касающимися различия по уровню агрессивности.

В сущности, даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. В ходе многочисленных исследований, проведенных в середине 80х годов, выяснилось, что эти тенденции не столь сильны, как считалось ранее. В среднем, мужчины обнаруживают незначительной превосходство про уровню общей активности, агрессивности и математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии. Более того, многие из действительно существующих различий в чертах личности поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.

Пол и социализация.

В том, что ребенок узнает о своей половой принадлежности, имеется по крайней мере 2 взаимозависимых компонента:

- связанное с полом поведение

- представления о половых особенностях.

Сторонники теории социального научения направляют свое внимание на то, как ребенок усваивает элементы связанного с полом поведения и как они объединяются в его половую, или гендерную, роль. В противоположность этому, сторонники когнитивного подхода изучают в первую очередь то, как ребенок приходит к понимаю пола, как складываются его представления о половых различиях – гендерные понятия – и формируется половая идентичность. Начнем с рассмотрения того, как ребенок усваивает культурно обусловленные модели поведения, которые лежат в основе половой (гендерной) роли.

· Связанное с полом поведение.В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу подведение к 5-летнему возрасту. Но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. В детских садах, например, девочек чаще всего можно видеть играющими с куклами, помогающими накрывать на стол; они проявляются больший, нежели мальчики, интерес к рисованию и музыке. Мальчики этого же возраста строят из конструктора, играют с машинками, шалят.

Иногда это типичное для пола поведение излишне подчеркивается или превращается в обязательное. Полоролевые стереотипы – это укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть мужское и женское поведение.

За ними стоит предположение, что «маскулинность» и «феминность» - это две различные, исключающие друг друга категории и что поведение человека должно соответствовать либо одной из них, либо другой. Подобные представления преобладают почти во всех культурах. В США, к примеру, родители могут побуждать своего ребенка, в зависимости от его пола, быть или «настоящим мальчиком» - сдержанным и напористым, ил «настоящей девочкой» - нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой и непрактичной. Некоторых детей просто вынуждают принять эти полоролевые стереотипы, независимо от их природных склонностей.

Усвоение половых ролей происходит с образцами для подражания и с системой поощрений и наказаний, помогающей отличить приемлемое для их пола поведение от неприемлемого, дети сталкиваются уже в младенческом возрасте. Мальчиков с первых лет жизни общество подталкивает к принятию маскулинных стереотипов физической активности и отваги. Смит и Ллойд провели исследование, во время которого наблюдали за тем, как женщины-матери ведут себя с чужими 6-месячшыми детьми. Дети «играли роли»: часть девочек выдали за мальчиков, а часть мальчиков – за девочек, остальных детей представили в соответствии с их истинным полом. Участвующие в эксперименте женщины неизменно побуждали мнимых мальчиков проявлять большую физическую активность, ползать и играть. С девочками они обращались более мягко, побуждая их больше разговаривать. По мере того как дети становятся старше, родители будут относиться к ним тем благосклоннее, чем более их поступки будут соответствовать изначально принятым половым ролям.

Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности – у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения, и, кажется, это утверждение действительно верно для дошкольного периода. Если отец покинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенных в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

· Представление о половых особенностях. Обычно считается, что развитие гендерных схем – обусловленных полом социокультурных норм и/или стереотипов – является отчасти следствием уровня когнитивного развития ребенка, отчасти – результатом влияния отдельных сторон культуры, которые ребенок может наблюдать. Частью гендерных схем является преставление о половой идентичности, которая в определенной последовательности развивается у ребенка на протяжении первых 7-8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить, как одежду, или род занятий. Дошкольник волне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уде не делают подобных ошибок. Они достигают ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола (Stangor, & Ruble, 1987).

Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, в также за счет подражания тем моделям, которые их окружают. Кроме того, в развитие этих понятий вносят определенный вклад литературные произведения, кино и телевидение. Современные исследования стереотипных моделей свидетельствуют о том, что полоролевые образы, появляющиеся на телеэкранах в течение прошедших 10-15 лет, остаются в целом устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям. Даже анализ книг для чтения учеников начальных классов, который был проведен в 1972 году, а затем 17 лет спустя, показывает, что в учебной литературе для младших школьников преобладают все те же устоявшиеся половые модели. Не приходится удивляться, что представления детей о половых особенностях часто бывают стереотипными и характеризуются противопоставлением одного пола другому.

Андрогинная личность.

Тридцать лет назад родителям и учителям советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Как их убеждали, не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводившаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.

Многие психологи начинают понимать, что а одном и том же человеке могут существовать позитивные мужские и женские качества. Мужчины и женщины в равной мере способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и решительными, и чуткими. Эта смесь человеческих качеств образует то, что называют андрогинной личностью. При этом указанные качества вовсе не ограничивают андрогинную личность в ее проявлениях. В зависимости от обстоятельств, мужчины с андрогинными чертами личности могут быть независимыми и решительными, но вместе с тем способными приласкать младенца или внимательно выслушать другого человека. Женщины с такими чертами личности могут быть деятельными, разбираться в материальных вопросах и тем не менее свободно выражать свои чувства и одаривать окружающих своей заботой.

Андрогинная личность формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов. Кстати, раньше родители допускали подобное поведение, главным образом, у девочек. Сохраняемая в течение всей жизни андрогинная половая идентичность, которая сочетает в себе черты маскулинности и феминности, как правило, вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах у ребенка и принимается другими, что достигается, когда родитель одного с ребенком пола показывает ему образец андрогинного поведения, а родитель противоположного пола поощряет подобные действия.

Полоролевая идентификация в семье.

Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой идентификации, и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.), - одна из актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и в обществе.

Современная наука располагает данными о том, что в первые 5-6 лет жизни формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация и идентификация (Кон И.С., Плисенко Н.В., Чекалина А.И. и др.). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Половая принадлежность - самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное "Я" (Б.Г. Ананьев).

Невнимание к проблеме полоролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Результаты "бесполой педагогики и психологии" не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально-устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.

Рассмотрим некоторые точки зрения на сущность и генезис психологического пола и полоролевой идентичности в целом. Пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, пол психологический, социальный, усваивается прижизненно, на его формирование оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Т.А. Репина). Половая дифференциация - сложный биосоциальный процесс, следствие биологических и социальных детерминант, которые трудно различить, так как они проявляются в непрерывном взаимодействии (Я.Я. Коломинский, М.Х. Метлас).

С точки зрения социальной психологии, психологический пол - результат сложного процесса половой социализации, усвоения ребенком норм половой роли, производной от норм и обычаев соответствующей культуры. Другими словами, формирование половой идентичности - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон, А.И.Белкин и др.).

Теория социального научения рассматривает "идентификацию" ("подражание") - как процесс, при котором человек воспроизводит поведение реальной или символической модели (А.Бандура). Половая идентификация - эмоционально-познавательное отождествление ребенком себя с представителями своего пола, действенную ориентацию на них (Н.В. Плисенко).

Существует взгляд на идентификацию не как на корпорацию с другим, а как на особым образом детерминированный процесс принятия или проигрывание роли. Исходя из этого, полоролевая идентификация рассматривается как способность, представляя себя на месте родителя того же пола, воспроизводить его образ действий, соответствовать ему (А.И.Захаров).

Дошкольный возраст.

Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошкольниками, оказываются понятия и нормы, связанные с соответствующим полу поведением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепления за соответствующее полу поведение. Однако дети не перенимают все подряд, обнаруживая избирательность в отношении того, что они повторяют вслед за моделью и затем интернализируют. Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений – гендерных схем – способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Более того, эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода.

К возрасту 2,5 года большинство детей уже может категоризовать других как мальчиков и девочек, мужчин или женщин, а также ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?» Но, несмотря на то, что дети в состоянии разделить человечество на мужскую и женскую половины, они могут не знать, в чем заключаются различия между ними. Например, многие 3х летние дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки – мамами. Но уже к 6-7 годам дети понимают, что их пол устойчив и сохраняется на протяжении всей жизни, несмотря на изменения внешности. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. Позже, между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, то есть понимания того, что мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени.

В течение раннего детства дети постепенно постигают смысловое значение, лежащее в основе половых стереотипов. Когда в экспериментальной обстановке 4-летним детям предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предоставляли мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам – пушистых котят. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа «куклы для девочек, машинки для мальчиков». Согласно выводам одной группы исследователей, «дети, даже в таком раннем возрасте, возможно, начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие - в такую же связь с женским» (Fagot, Leinbach, & O’Boyle, 1992, p. 229)

Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализации. Дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться. Ребенок обычно больше внимания обращает на особенности поведения, соответствующего его полу, и не проявляют интереса к неуместному для его пола поведению (Martin, & Halverson, 1981).

Действительно ли маленькие дети более внимательны к одним вещам, чем к другим, и запоминают одно лучше другого потому, что это согласуется с их гендерными схемами? Некоторые исследования подтверждают это утверждение. Например, в тестах памяти мальчики обнаруживают тенденцию лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускают ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушаются половые стереотипы. Они могут сказать, что мальчик рубил дерево, когда в рассказе это делала девочка. Такие данные свидетельствуют о мощном влиянии развивающихся у детей гендерных схем на их внимание и процессы научения (Martin, & Halverson, 1981). В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности во времени, дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении. Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости.

Табл. Развитие гендерных схем на протяжении раннего детства.

Уровень схем Приблизительный возраст Особенности поведения
Половая идентичность От 2 до 5 лет К возрасту 2,5 года дети могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя); не вполне понимают, что значит быть мальчиком или девочкой; считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду
Постоянство пола От 5 до 7 лет Понимают, что пол устойчив и постоянен (мальчики растут, чтобы стать папами, или мужчинами, девочки – чтобы стать мамами, или женщинами) и сохраняется не протяжении жизни и в любых ситуациях.

Психосоциальное развитие происходит не в вакууме. Конечно же, оно осуществляется в ближайшем семейном окружении ребенка и испытывает влияние более широких социальных и культурных факторов. Для большинства детей наиболее сильным фактором является семья, в которой они растут.

Школьный возраст.

Половые различия и успехи в учении.

На успехи в школе определенное влияние оказывает и пол учащихся. В совеем пионерском исследовании накопленных в литературе данных о половых различиях Маккоби и Джеклин пришли к выводу, что девочки, в среднем, превосходят мальчиков в вербальных навыках, тогда как мальчики, в среднем, достигают лучших результатов в вычислениях и оперировании пространственными представлениями. Эти различия имеют множество причин. Например, несмотря на то, что в уровне развития мозга у разных полов существенных различий не наблюдается, на поведение детей, бесспорно, влияют разные социальные ожидания в отношении мальчиков и девочек. Как указывает Кэрол Гиллиган, девочки, которые в период среднего детства[1] отличаются уверенностью в себе и обладают сильным чувством личной идентичности, в отрочестве и юности сталкиваются с серьезными препятствиями в своем интеллектуальном развитии. С началом полового созревания у них возникает необходимость привести собственные представления о том, что значит быть женщиной, в соответствие с тем, что они видят вокруг себя. Внешняя привлекательность и соответствие общепринятым стандартам могут оказаться важнее, чем хорошие отметки в школе.

Кроме того, в обществе порой существует убеждение, что математика и точные науки являются в большей степени мужскими дисциплинами, чем литература и языки. Таким образом, многие взрослые – даже учителя - пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и поэтому уделяют им больше внимания при преподавании этого предмета.

Недавнее исследование показало, что, хотя половые различия и проявляются при измерении специальных способностей стандартизированными тестами, в последние годы эти различия стали менее выраженными. Например, анализ результатов Предварительного теста академических способностей (PSAT) с 1960 по 1983 год выявил наличие статистически значимых половых различий. Девочки, в среднем, продемонстрировали лучшие знания в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации. Мальчики, в среднем, отличались лучшим пространственным воображением, большими успехами в школьной математике в старших классах и более развитыми механическими способностями. Не было выявлено различий в способности рассуждать при работе со словесным, числовым и образным материалом. Несмотря на то, что отмеченные половые различия на протяжении анализируемого периода резко уменьшились, разрыв в максимальных достижениях по математике в старших классах между мальчиками и девочками постоянно сохраняется.

Негативный опыт, получаемый в школе и дома, в сочетании с широко распространившимися стереотипами, возможно, вносит больший вклад в проявление половых различий в академических достижениях, чем физиология мозга.

Подростковый возраст.

Мухина.

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствует бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка мо взрослыми.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес к друг другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Диспропорция в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимодействиях мальчиков и девочек возникает б’ольшая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Подростки тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Стремление нравится становится одним из значимых стремлений. Особую цену приобретают прикосновения. Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям. Это развивает рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий.

Сексуальность в отрочестве.

В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимость. (гиперсексуальность). Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения,, например физические контакты, и запретами, как внешними – со стороны родителей, так и собственными внутренними табу.

Подростки при этом часто не решаются выступить инициаторами физических контактов. Социально приемлемой формой таких контактов считаются танцы, где приглашение партнера требует от подростка определенной уверенности в себе (первые опыты телесных контактов посредством танцев со временем содействуют их увеличению).

Психологическая фиксация на сексуальных переживаниях может быть направлена на мечту, на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола. Поэтому в отрочестве под влиянием комплекса весьма разнообразных ситуаций могут возникать девиации сексуального поведения. В этом отношении наиболее подвержены сексуальным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов, бездуховные, инфантильные, развитые физически, но не способные при этом давать несексуальный выход своей энергии. Отставание в развитии социальной и психологической зрелости и быстрое физическое созревание открывают путь половому влечению у одних, неадекватное же представление о взрослости подогревает стремление к сексуальным контактам у других.

Интерес к сексуальным контактам у многих подростков с Вилу своей значимости и одновременно отсутствия средств для выражения зачастую приводит их к канализации всего того, что связано с половой идентификацией. Когда возникает повод, мальчики с интересом переодеваются в девичьи платья, а девочки – в одежду мальчиков. В этом случае отрок старается не только передать манеру двигаться и проявить себя в общении как представитель другого пола, но и вчувствоваться в глубинные свойства противоположного пола. Само по себе переодевание как знак возбуждает и придает особый смысл тому, что происходит в момент идентификации с противоположным полом.

В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих любовных победах. Эти рассказы отличаются гиперболизацией описываемых ситуаций, своего поведения и невероятных последствий. Иногда подростковая гиперсексуальность приводит к реальным сексуальным отношениям, когда одни подростки могут совращать других (в более резких формах – подростки могут совершать насилие над сверстниками; лишь в некоторых случаях насилие, садизм или мазохизм сексуально фиксируются человеком и могут сочетаться с нормальной половой жизнью).

Подростки с высокой сексуальностью часто занимаются онанизмом (в том числе, групповым – форма сексуального поведения чаще проявляется у подростков из неблагополучных семей). Неокультуренная сексуальность, соединенная в совместных переживаниях, частично компенсирует нереализованную потребность в недостаточных положительных эмоциях, в любви, частично дает выход своему сексуальному напряжению.

В отрочестве некоторые подростки начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизация и наркотизация родителей, сиротство) и недоразвитие нравственных ценностных ориентаций. У подростков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение. Подросток этого типа уходит полностью в сексуальные отношения, и все остальное в мире перестает для него существовать.

Согласно статистике ежегодно в России у 15летних матерей рождается около 1,5 тыс. младенцев, у 16летних – 9 тыс., у 17летних – 30 тыс. Ежегодно создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка, но внебрачная рождаемость имеет тенденцию к росту. В последние годы беспорядочное начало половой жизни стало типичным явлением.

Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме того, беременность создает для девочки-подростка особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка, связанные с беременностью, усугубляются также отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чад

Наши рекомендации