I. Описание влияния алкоголя на организм.
Ведущий.Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и
попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.
Если алкоголь замедляет деятельность мозга (является депрессантом), как
вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты
воздействия алкоголя на организм?
Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов
влияния алкоголя на организм.
Небольшие дозы алкоголя:
• снижают способность ясно мыслить и принимать решение;
• заставляют почувствовать небольшое расслабление;
• заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно.
Большие дозы алкоголя:
• замедляют деятельность отдельных областей мозга;
• вызывают головокружение;
• снижают координацию;
• приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния;
• приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению.
Некоторые люди могут:
• временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.
Поведенческие проявления воздействия алкоголя:
• драки/ссоры/насилие;
• громкие разговоры, крик;
• неприятное поведение;
• глупость/дурашливость;
• легкомыслие.
Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют
психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных
веществ может иметь вредные последствия.
II. Объяснение причин.
Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь
только иногда и в умеренных дозах.
Ведущий.Какой процент населения употребляет алкогольные напитки?
(Получить приблизительные оценки, проголосовать.) Реальные цифры таковы -
70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!
Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и
попадают в происшествия в связи с этим. (Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры – 10 - 12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю.
Объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному.
Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они
видели. Записать на бумаге (алкоголь употребляют во время обеда, во время
праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).
Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках;
перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво - прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.
Модели поведения:
1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива.
2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте
религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов.
3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых
называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время.
4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для
устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и
слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает
проблемы человека, вместо того чтобы устранить их.
Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа
употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные
происшествия, хронические заболевания, связанные с алкоголем).
Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед
собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай.
Ведущий.Существует несколько вариантов употребления алкоголя.
Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются
приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными.
В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей
значительно преувеличены.