Фонология и основы семиотики
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель курсасостоит в том, чтобы дать слушателям представление об основной проблематике общей фонологии (в узком смысле термина) и основам семиотики; дать студентам общие сведения о семиотике как науке о знаках и знаковых системах, показать её комплексный характер и сформировать у студентов представление о содержании и структуре знаковых систем.
Задача курса в его фонологической части – познакомить студентов с речевыми и слуховыми механизмами человека, обеспечивающими звуковые аспекты речевой деятельности, представить основные типы артикуляций в соотношении с акустическими коррелятами, их классификацию, типы ударения, тона, интонации с точки зрения их реализационных характеристик; дать минимум теоретико-фонологических представлений, в которых предположительно должен ориентироваться любой специалист, занимающийся (общей) лингвистикой, а также обеспечить первичную теоретическую базу для тех, кто выберет фонологию в качестве области своих профессиональных занятий.
Задачи дисциплины в его семиотической части – показать, что общение на естественном языке – не единственный способ общения в окружающем нас мире, дать представление о вербальном и невербальном общении, видах коммуникации и её составляющих. При изучении указанного теоретического курса студенты овладевают знаниями о семиотике как инженерной дисциплине, пытающейся сконструировать язык для коммуникации в гетерогенной языковой культуре. Курс «Фонология и основы семиотики» имеет большое общеобразовательное значение и продолжает формирование широкой теоретической базы лингвистов. Курс подготавливает студентов к более детальному и углубленному изучению семиотических проблем, предлагаемому в курсе «История языка и введение в спецфилологию» (3 курс, 5, 6 семестр) и последующему написанию курсовых и дипломных работ по семиотическим проблемам коммуникации.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
2. имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-3);
3. умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-4);
4. умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);
5. владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);
6. умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-8);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· историю, современное состояние и тенденции в развитии науки;
· систему научной терминологии в области социолингвистики и диалектологии;
· основную научную литературу по этой дисциплине на русском и английском языках;
· социолингвистические детерминанты языка и их отличительные черты;
· грамматические формы и конструкции, типичные для формального и неформального регистров общения, письменной и устной коммуникации различных социальных и территориальных диалектов на английском языке;
уметь:
· ориентироваться в социолингвистическом многообразии дискурсов с учетом специфики используемых языковых средств;
· осуществлять предпереводческий анализ текста на основе интерпретации социолингвистических детерминант языка;
· анализировать тексты, принадлежащие различным диалектам, во взаимосвязи их смыслового содержания и языковых особенностей;
· работать с мультимедийными средствами;
· работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;
· пользоваться электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;
· применять полученные общие и специальные знания по социолингвистике и английской диалектологии в профессиональной деятельности.
владеть:
· научной терминологией в области социолингвистики и диалектологии;
· навыками анализа дискурсов, содержащих различные социолингвистические детерминанты языка;
· навыками предпереводческого анализа текста;
· навыками интерпретации текстов, принадлежащих различным диалектам, во взаимосвязи их смыслового содержания и языковых особенностей;
· основами современной информационной и библиографической культуры, навыками осуществления поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях;
· навыками аналитического восприятия информации, составления аннотаций и рефератов текстов, содержащих различные социолингвистические детерминанты.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Семиотика как наука, как инструмент познания и феномен повседневного общения. |
Тема 2. Структура знака: количественные и качественные модификации. |
Тема 3. Знаки и символы как средство паттернизации образа мира. Архетипы как культурные универсалии. |
Тема 4. Прагматика и философия эгоцентрических слов. |
Тема 5. Фонологические аспекты порождения и восприятия речи. |
Тема 6. Фонологический компонент в системе языка и речевой деятельности. |
Тема 7. Этапы фонемного анализа. |
Тема 8. Фонология слога. Слог и мора. |
Тема 9. Интонационный субкомпонент фонологии. |
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины:
Целью дисциплины «Теоретическая грамматика» являетсяпредоставить студентам глубокое представление о грамматическом строе английского языка с точки зрения системного подхода к языку.
Задачи освоения дисциплины: представить студентам теоретически обоснованную и систематизированную информацию по основным разделам грамматики, обобщив основные сведения, усвоенные ими в курсе практической грамматики, и дополнив их в соответствии с новейшими исследованиями в лингвистике; ознакомить студентов с наиболее важными спорными вопросами грамматики в изложении разных языковедов, развивая способность к сопоставлению различных точек зрения и научной аргументации; научить студентов применять знания, полученные в курсе теоретической грамматики в переводческой работе; развивать умение самостоятельно работать с научной информацией по грамматическим исследованиям в лингвистике, филологии.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способности демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
· владения коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умеет адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);
· способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
· владения навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
· владения навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. (ПК – 6);
· владения навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материалов для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
· иметь представления: об основах теоретической грамматики;
· знать: основные понятия и методы теоретической грамматики, этапы развития теоретического осмысления грамматики, основные теоретические подходы и главных представителей различных теоретических направлений в грамматике;
· уметь: формулировать проблемы, спорные вопросы и пути их решения в теоретической грамматике, аргументировать выбор собственной точки зрения по каждой проблеме, проводить теоретический анализ различных грамматических явлений на материале английского языка и в сопоставлении с аналогичными явлениями русского языка.
· владеть: методами анализа; способами самостоятельной работы с текстами.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Язык и грамматика. Системный подход
Тема 2.Морфемная структура слова
Тема 3: Грамматические категории слова
Тема 4: Теория частей речи
Тема 5: Имя существительное
Тема 6: Глагол
Тема 7: Прилагательное и наречие
Тема 8: Синтаксис словосочетания
Тема 9: Синтаксис предложения. Номинативное строение предложения
Тема 10: Актуальное членение предложения
Тема 11: Коммуникативные типы предложения
Тема 12: Парадигматика предложения
Тема 13: Сложное предложение
Тема 14: Осложненное предложение
Тема 15: Синтаксис текста
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины:
Целью курса «Лексикология английского языка» является описание закономерностей лексико-семантической системы современного английского языка, определение ведущих тенденций ее развития, обусловленных лингвистическими и экстралингвистическими причинами.
Задачи учебного курса:
- анализ общих и частных проблем традиционных и современных направлений лексикологии английского языка;
- установление закономерности функционирования единиц языка и речи (морфем, слов, словосочетаний, контекста) и их типологию;
- формирование у студентов представления о системности лексики и о роли лексических категорий (синонимии, антонимии, полисемии) в построении речи;
- определение специфику словарного состава английского языка с точки зрения стилистической окраски, социальной и территориальной дифференциации;
- ознакомление с возможными способами, средствами и приемами преобразования языковых единиц лексического уровня в типичных дискурсивных ситуациях;
- выработка умения определять такие типичные ситуации и применять наиболее эффективные приемы преобразования;
- анализ в различных контекстах наиболее частотных, употребительных языковых единиц с целью выработки автоматизированного навыка их толкования;
- развитие навыков редактирования и саморедактирования;
- выработка умения реферировать и аннотировать.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
(ПК-1) - владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка;
ПК-3) - владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия);
(ПК-4) - владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания — композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями;
(ПК-5) - умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;
(ПК-6) - владеет основными лексическими особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;
(ПК-8) - умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба и др.);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- историю, современное состояние и тенденции в развитии науки;
- систему научной терминологии в области лексикологии;
- основную научную литературу по этой дисциплине на русском и английском языках;
- фонетические, лексические, словообразовательные явления и морфологические, синтаксические особенности и закономерности развития лексики английского языка;
- систему научной терминологии в области лексикологии;
- современное состояние и тенденции в развитии методов лексикологического исследования;
- способы словообразования и типологию морфем;
- роль лексических категорий (синонимии, антонимии, полисемии) в построении речи;
- особенности семантической, стилистической, социальной и территориальной дифференциации словарного состава современного английского языка;
- особенности английской фразеологии в сопоставлении с фразеологией русского языка;
- проблемы лексикографии.
уметь:
- ориентироваться в научной литературе по лексикологии;
- профессионально характеризовать лексический состав различных типов текста на английском языке;
- применять полученные общие и специальные знания по лексикологии в профессиональной деятельности, в преподавании языка;
- работать со словарями различных типов;
- работать с мультимедийными средствами;
- работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;
- пользоваться электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;
- применять полученные общие и специальные знания по лексикологии английского языка в профессиональной деятельности
владеть:
- научной терминологией в области лексикологии английского языка;
- навыками лексического анализа дискурсов;
- основами современной информационной и библиографической культуры, навыками осуществления поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях;
- навыками редактирования и форматирования текста;
навыками аналитического восприятия информации, составления аннотаций
и рефертатов текстов различных стилей и жанров.
Тематическое содержание дисциплины:
Тема 1: Методы лексикологического исследования
Тема 2: Семантические изменения в слове: причины и результаты
Тема 3: Семантическое варьирование как основа экспрессивности речи
Тема 4: Словообразовательные модели английского языка
Тема 5: Идиоматическая и неидиоматическая фразеология.
Тема 6: Изменения заимствованной лексики
Тема 7: Социально-территориальная дифференциация лексики
Тема 8: Типы словарей
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
СТИЛИСТИКА
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины:
Целью курса “Стилистика” является формирование навыка выявления языковых особенностей стилей современного английского языка, определение ведущих тенденций их развития, создание систематического представления о способах, средствах и приемах преобразования языковых единиц в различных дискурсах, а также развитие навыков общения на английском языке с учетом различных дискурсивных ситуаций.
В задачи дисциплины входит:
- анализ общих и частных проблем традиционных и современных направлений стилистики английского языка;
- знакомство с функциональными стилями современного английского языка, выявление их особенностей;
- ознакомление с возможными способами, средствами и приемами преобразования языковых единиц различного уровня в типичных дискурсивных ситуациях;
- выработка умения определять такие типичные ситуации и применять наиболее эффективные приемы преобразования;
- ознакомление со специализированными языковыми лакунами;
- анализ в различных контекстах наиболее частотных, употребительных стилистических преобразований языковых единиц с целью выработки автоматизированного навыка их толкования;
- развитие навыков редактирования и саморедактирования;
- выработка умения реферировать и аннотировать.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
- - владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);
- владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания — композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);
- - умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);
- владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);
- - умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба и др.) (ПК-8);
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представления: об основах современной концепции развития социального государства и социальной работы;
знать:
- историю, современное состояние и тенденции в развитии науки;
- систему научной терминологии в области литературоведческой и функциональной стилистики;
- основную научную литературу по этой дисциплине на русском и английском языках;
- фонетические, лексические, словообразовательные явления и морфологические, синтаксические особенности и закономерности создания стилистических средств выразительности английского языка;
- выразительные средства английского языка и способы их перевода;
- функциональные стили, подстили языка и их отличительные черты;
- грамматические формы и конструкции, типичные для формального и неформального регистров общения, письменной и устной коммуникации на английском языке;
- специфику жанров дискурсов различного типа.
уметь:
- ориентироваться в стилистическом и жанровом многообразии дискурсов с учетом специфики используемых языковых средств;
- профессионально анализировать тексты, принадлежащие различным функциональным стилям, во взаимосвязи их смыслового содержания и языковых особенностей:
- осуществлять предпереводческий анализ текста на основе интерпретации языковых средств передачи;
- работать с мультимедийными средствами;
- работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;
- пользоваться электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;
- применять полученные общие и специальные знания по стилистике в профессиональной деятельности
владеть:
- научной терминологией в области литературоведческой и функциональной стилистики;
- навыками стилистического анализа дискурсов, принадлежащих к различным функциональным стилям;
- навыками предпереводческого анализа текста;
- навыками интерпретации дискурсов, принадлежащих к различным функциональным стилям;
- основами современной информационной и библиографической культуры, навыками осуществления поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях;
- навыками редактирования и форматирования текста;
навыками аналитического восприятия информации, составления аннотаций и текстов различных стилей и жанров.
Тематическое содержание дисциплины:
Тема 1: Учебный план: изучение, исследование
Тема 2: Категории и социолингвистические типы дискурса
Тема 3: Функциональные стили языка
Тема 4: Стилистические средства на фонографическом и морфологическом уровнях языка
Тема 5: Стилистические средства на лексическом уровне языка
Тема 6: Синтаксический уровень стилистического анализа
Тема 7: Лексико-синтаксический уровень стилистического анализа
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины