Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
В соответствии с теорией хозяйственных порядков фрайбургской шкоды, которая была разработана немецким ученым Вальтером Ойкеном, существующие социально-экономические системы можно распределить по линейной шкале, двумя крайними границами которой будут являться «чистые формы» хозяйственных порядков — централизованно управляемая экономика и рыночное хозяйство типа laissez-faire. В первом случае государство берет под свой непосредственный контроль всю предпринимательскую деятельность в экономике, директивно планирует и руководит всеми народно-хозяйственными процессами из единого центра. Прн-этом государство концентрирует в своих руках практически всю собственность и все финансовые активы общества, неся за свою чрезмерную активность и соответствующие весьма значительные расходы по содержанию всей общественной" инфраструктуры. Хотя, по Ойкену, «чистые формы» хозяйственных порядков и являются научной абстракцией, но наибольшее приближение к централизованно управляемой экономике было достигнуто при сталинском социализме в СССР и гитлеровском национал-социализме в Третьем рейхе.
В экономике типа laissez-faire государству, напротив, отведена весьма скромная роль, характеризующаяся практически полным невмешательством в действие рыночных механизмов. Направлять социально-экономические процессы должна «невидимая рука» А. Смита, в связи с чем ситуацию свободной и полной конкуренции более правомерно считать анархичной и чреватой отрицательными последствиями из-за несовершенства рыночных механизмов саморегуляции. Классическим примером несовершенства экономики laissez-faire можно считать Веймарскую республику в Германии (1919-1932 гг.), когда слабое правительство канцлера Г. Брюнинга в 1930-1932 гг., отрицая необходимость государственного вмешательства в экономику для принятия срочных антикризисных мер, не сумело справиться с последствиями масштабного экономического кризиса. Это привело к падению веймарской демократии и становлению национал-социалистического тоталитаризма.
В реальной жизни различные страны пытаются комбинировать в своей модели социально-экономического развития лучшие черты «чистых форм» хозяйствования, минимизируя при этом их негативные стороны. Так, в послевоенный период в странах Западной Европы преимущественное развитие получила концепция активного государства, вмешивающегося в рыночные процессы для преодоления негативных последствий бесконтрольного развития частного бизнеса. Кроме того, вступив в идеологическое и экономическое противостояние с советской социалистической системой, странам Запада пришлось дополнить свой капиталистический строй расширенными программами социального обеспечения, гарантирующими стабильность и устойчивость общества.
Представление о характере экономического порядка в ключевых странах Европейского союза (группировка ЕС-15) в настоящий период времени дает табл. 7.1. Стоит отметить, что в большей степени ориентирована на ценности рыночной экономики лишь треть «старых» государств — членов Евросоюза, в то время как две трети из них в своей форме хозяйственных порядков стремятся занять «золотую середину», используя преимущества организованности и предсказуемости плановой экономики и принцип конкуренции рыночной системы.
Таблица 7.1. Модели хозяйственных порядков и страны Европейского союза (группа ЕС-15)
Централизованно управляемая экономика (административно-командная система) | «Третий путь» — социальная рыночная экономика | Рыночное хозяйство свободной конкуренции (laissez-faire) |
«Абсолютный порядок», поддерживаемый исключительно государством | Сочетание преимуществ рыночной системы и социальной политики государства,государственное регулирование рыночных отношений | Анархия и «невидимая рука» как основной экономический регулятор |
Максимальное государственное регулирование | Оптимальное вмешательство государства в экономику | Минимальное государственное вмешательство в экономику |
Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция | Великобритания, Ирландия, Испания, Греция, Португалия |
Изначально традиционное для капиталистических государств рыночное хозяйство свободной конкуренции в XX в. претерпело серьезные изменения. Фактически в период 1930-1970-х гг. в условиях экономических кризисов, войн и послевоенного восстановления народного хозяйства наметилась тенденция к огосударствлению экономики практически во всем капиталистическом мире. Государство обзавелось значительной собственностью, стало активным хозяйствующим субъектом, увлеклось не только задачей макроэкономической стабилизации, но и полномасштабным вмешательством в экономику. Возврат к неизменным консервативным ценностям капитализма наметился только в начале 1980-х гг. и был связан с «тэтчеризмом» в Великобритании и «рейганомикой» в США.
В ходе неоконсервативной революции 1980-х гг. Великобритании удалось возродить дух частного предпринимательства и преодолеть иждивенческие настроения части своих граждан. Уже в 1990-е гг. к неоконсервативным ценностям приобщилась Ирландия. Однако ни британская, ни ирландская экономика не являются системой laissez-faire, в которой частному бизнесу позволено все. Тем не менее их хозяйственные системы более либеральны, чем в следующей группе стран, где распространение получило социальное рыночное хозяйство, функции государства в экономике еще шире и оно перераспределяет еще ббльшую часть ВВП (за основной критерий классификации стран ЕС-15 мы примем степень государственного участия в перераспределении ВВП, в том числе показатель уровня налогового бремени (табл. 7.2)).
Условно к странам с рыночной формой хозяйственного порядка могут быть отнесены и южноевропейские государства — Греция, Испания и Португалия. В данном случае основным критерием их классификации будет не только доля государственных расходов в ВВП, но и низкий уровень финансирования социальных программ, характерный для традиционной рыночной экономики типа laissez-faire.
Большинство же стран Евросоюза (ЕС-15) относится к государствам социальной рыночной экономики. Особая форма экономического"порядка — социальное рыночное хозяйство как «золотая середина» и «третий путь» развития по отношению к капитализму возникла после окончания Второй мировой войны в ФРГ на основе синтеза идей представителей фрайбургской школы, неолнбералов гуманистических традиций и социал-либералов, ориентированных на католическое социальное учение.1
Таблица 7.2. Доля государственных расходов в ВВП и уровень налогового бремени в странах Европейского союза (группа ЕС-15)
№ | Страна | Доля государственных расходов в ВВП,% | Уровень налогового бремени (доля налогов в ВВП, %) | |
1998 г. | 2003 г. | 2000 г. | ||
АНГЛОСАКСОНСКИЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
Великобритания | 39,8 | 42,2 | 37,4 | |
Ирландия | 35,0 | 35,2 | 31,1 | |
ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
Греция | 47,8 | 47,2 | 37,8 | |
Испания | 41,4 | 39,5 | 35,2 | |
Португалия | 44,1 | 47,9 | 34,5 | |
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
Австрия | 54,0 | 51,2 | 43,7 | |
Бельгия | 50,7 | 51,4 | 45,6 | |
Германия | 48,8 | 48,9 | 37,9 | |
Дания | 57,6 | 56,1 | 48,8 | |
Италия | 49,9 | 48,9 | 42,0 | |
Люксембург | 42,0 | 46,9 | 41,7 | |
Нидерланды | 47,2 | 48,9 | 41,4 | |
Финляндия | 52,8 | 50,6 | 46,9 | |
Франция | 53,7 | 54,5 | 45,3 | |
Швеция | 60,7 | 58,2 | 54,2 | |
В среднем для ЕС-15 | 48,4 | 48,5 | 41,6 |
Составлено по: www.oecd.org/dataoecd/5/51/2483816.xls; OECD in Figures: Statistics in the Member Countries. Paris, 2003. P. 38-39.
Концепция социального рыночного хозяйства как «третьего пути» развития помимо ФРГ была также реализована во Франции, Австрии, Италии, государствах Бенилюкса, Скандинавии и Финляндии. В каждой из вышеназванных стран существовала своя специфика в путях построения социальной рыночной экономики.
Так, германское социальное рыночное хозяйство зиждется на малом и среднем предпринимательстве как основе всей системы, а государству в период до 1967 г. отводилась преимущественно нейтральная роль в процессе предпринимательской активности. Начиная с 1967 г. немецкое социальное рыночное хозяйство под влиянием политики социал-демократического правительства постепенно превратилось в так называемую экономику благоденствия, в рамках которой механизмы социальной защиты населения стали сдерживать предпринимательскую активность и конкурентоспособность национального хозяйства. Близка к немецкой модели развития и Австрия.
Скандинавские страны исторически ориентировались на социал-демократические ценности, на партнерство бизнеса и общества, на перераспределение доходов в пользу малообеспеченных граждан, поэтому там социальное рыночное хозяйство изначально было «экономикой благоденствия». Аналогичная Скандинавии социальная рыночная система существует в странах Бенилюкса и в Финляндии.
Франция, в свою очередь, традиционно тяготела к государственному предпринимательству, в ней достаточно сильны были антикапиталистические настроения и стремления к «свободе, равенству и братству». Поэтому социальное рыночное хозяйство в его французском варианте означает значительную опеку государства над экономикой, высокий уровень социальных гарантий многочисленным государственным служащим и ограниченную поддержку частного предпринимательства.
«Третий путь» развития Италии еще более своеобразен: исключительная конкурентоспособность малых и средних предприятий (преимущественно семейных) и полная неэффективность коррумпированной государственной системы, называемой из-за частой смены правительств «стабильной нестабильностью». Вместе с тем степень социальной защиты населения в Италии тоже достаточно высока.
Поскольку основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — прообраза современного Евросоюза в 1957 г. составили страны, которые тяготели к социально-рыночной модели развития, то концепция социального рыночного хозяйства стала основой западноевропейской интеграции. Сильная социальная политика, защита общечеловеческих ценностей и всемерная поддержка рыночных механизмов, открытость экономики (отмена таможенных границ и прочих барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и граждан) — эти принципы последовательно реализовались в ЕЭС и продолжают реализовываться в Евросоюзе.
Однако для реализации роли государства в социальном рыночном хозяйстве требуются более существенные финансовые ресурсы, чем в рамках традиционной либеральной капиталистической экономики. Доля государственных расходов в ВВП для стран с социальным рыночным хозяйством даже после неоконсервативных преобразований в их экономике, проведенных в 1980-1990-е гг., достигает 47-56% ВВП (см. табл. 7.2). При этом значительную часть расходов (свыше половины) составляет финансирование социальных программ. А основой расходов государства на социальные цели служат в первую очередь налоговые поступления, дополняемые еще и взносами предпринимателей и трудящихся в специальные социальные фонды, что тоже по своей сути является налогом. Вот почему для стран, которые тяготеют к «третьему пути» развития, характерны более высокая доля налогов в ВВП (41,4-48,8%, табл. 7.2) и высокий уровень налогообложения, особенно в части индивидуальных подоходных налогов (величина максимальных ставок индивидуального подоходного налога составляет 56% в Швеции, 53 — в Финляндии, 48% — во Франции).
Если рассматривать функции государства в современной экономике (табл. 7.3), то вновь можно сделать вывод о том, что в странах, тяготеющих к рыночной форме хозяйственного порядка, реализуются преимущественно минимальные функции и функции средней степени сложности. Определенные исключения, касающиеся координации деятельности частных структур, существуют, впрочем, в странах Южной Европы, в то время как в Великобритании и Ирландии от них отказались.
В странах социального рыночного хозяйства, напротив, присутствуют все три функции, в том числе перераспределение активов во имя обеспечения социальной справедливости через механизм налогообложения высоких доходов высокими налоговыми ставками.
Итак, отталкиваясь от классификации форм хозяйственных порядков В. Ой-кена, можно предложить следующую группировку стран ЕС по моделям их социально-экономического развития: страны с либерально-рыночной экономикой (англосаксонского типа), страны Южной Европы, тяготеющие к рыночной форме порядка, и страны социально-рыночной ориентации. От разных регулирующих функций государства в рамках каждой из этих моделей и разной степени социальной защиты населения зависит и уровень налогового бремени, и величина
Таблица 7.3. Функции государства в современной экономике
Там, где рыночная система не работает | В области обеспечения социальной справедливости | ||
Минимальные функции | |||
Предоставление элементарных общественных благ. оборона, законность и правопорядок, гарантии прав собственности, макроэкономическое управление, государственная система здравоохранения | Защита бедных: программы по борьбе с нищетой, помощь пострадавшим от различных бедствий | ||
Функции средней степени сложности | |||
Преодоление экстернальных эффектов: начальное образование; охрана окружающей среды | Регулирование монополий: регулирование коммунальной среды, антимонопольная политика | Преодоление эффектов несовершенной информации: страхование (здоровье, жизнь, пенсионное обеспечение), финансовое регулирование; защита прав потребителей | Обеспечение социального страхования: пенсионное обеспечение для бедных, пособие на членов семьи, страхование от безработицы |
Функции активного вмешательства | |||
Координация деятельности частных структур: содействие рынкам, координация инициатив | Перераспределение: перераспределение активов | ||
Источник: Отчего мировом развитии 1997: Государство в меняющемся мире. М.. 1997. С. 33.
налоговых ставок. Основные модели экономического развития стран ЕС резюмирует табл. 7.4, в том числе с учетом роли налогов в системе рассматриваемого хозяйственного порядка.
Таблица 7.4. Основные модели экономического развития стран Европейского союза (ЕС-15)
Англосаксонская (неолиберальная) модель рыночной экономики | Южноевропейская модель рыночной экономики | Континентальная европейская модель социального рыночного хозяйства |
Доля государственных расходов в ВВП — 35-42%; незначительное вмешательство государства в экономику (концепция "Эффективного правительства»); оптимально допустимые социальная инфраструктура и финансирование социальных программ | Доля государственных расходов в ВВП — 39,5-48%; сочетание государственного патернализма по отношению к частному бизнесу и незначительного финансирования социальных программ; слабость развития социальной инфраструктуры и высокая доля неформального сектора экономики | Доля государственных расходов в ВВП — 47-58%; активная роль государства в регулировании социально-экономических процессов; высокоразвитая социальная инфраструктура и масштабное финансирование социальных программ |
Умеренные расходы государства — невысокий уровень налогового бремени (31-37,5% ВВП); реализация концепции экономики предложения в сфере налогообложения: преимущество регулирующей и стимулирующей роли налогов(реализация принципа экономической эффективности) | Умеренные расходы государства (исключая Грецию) и невысокий уровень налогового бремени (34,5-38% ВВП) дополняются высокими ставками определенных налогов (традиционное уклонение граждан и компаний от налогообложения компенсируется высоким уровнем действующих налоговых ставок и акцентом на косвенное налогообложение) | Высокие расходы государства — высокий уровень налогового бремени (выше 38% ВВП); существенно большая фискальная ориентация налоговой системы, перераспределительный характер налогов (реализация принципа социальной справедливости) |
Страны-представители: Великобритания, Ирландия | Страны-представители: Греция, Испания, Португалия | Страны-представители: Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция |