Возникновение сравнительного менеджмента в России
В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы:
• копирование зарубежной теории менеджмента: перевод западных, по преимуществу американских учебников и монографий на русский язык; построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям и, наконец, использование на практике основных положений теории;
• адаптация западной теории менеджмента: приспособление западной теории к современным российским условиям; подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики.
Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое и второе одинаково неприменимо... Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета».18 Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России.
Понятия «сравнительный менеджмент»и «кросс-культурный менеджмент» появились в российской литературе сравнительно недавно, когда в середине — второй половине 1990-х гг. стали публиковаться отдельные статьи и монографии, а в учебные планы управленческих специальностей и различные программы профессиональной переподготовки стали вводиться отдельные дисциплины с такими названиями. Заметный вклад в становление и разработку учебно-методического обеспечения курса сравнительного менеджмента внесли С. Р. Филонович и М. В. Грачев (Государственный университет - Высшая школа экономики), С. П. Мясоедов (Институт бизнеса и делового администрирования при АНХ). а также коллектив кафедры международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Важную роль сыграла реализуемая с 1998 г. Президентская программа подготовки управленческих кадров. Несколько тысяч молодых российских управленцев прошли профессиональную переподготовку на базе российских образовательных учреждений, а затем зарубежную стажировку в Западной Европе, США, Канаде и Японии. По рекомендации Федеральной комиссии по организации подготовки в учебные планы был включен курс сравнительного менеджмента, а для преподавателей вузов организована целая серия методических семинаров. Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) были проведены конференции по проблемам кросс-культурного менеджмента и совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) организован конкурс на лучшую разработку программы курса «Бизнес-культура и сравнительный менеджмент».19
Во введенных в действие с 2000 г. Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521500 — Менеджмент среди специальных дисциплин, рекомендуемых Учебно-методическим объединением вузов (УМО), впервые оказался «Сравнительный менеджмент». В 2003 г. появились первые учебные пособия.20 Таким образом, сравнительный менеджмент начинает утверждаться в российских вузах в качестве учебной дисциплины и в целом как новый раздел теории и практики менеджмента.
Вопросы межкультурных различий и их проявлений в различных сферах жизнедеятельности в настоящее время изучаются и в рамках других специальностей и направлений высшего профессионального образования. В качестве примера укажем на появившиеся в вузовских учебных планах такие дисциплины, как «Основы межкультурной коммуникации», «Сравнительная культурология», «Культурная антропология» в рамках направления подготовки дипломированного специалиста 620100 — «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а также специальности 023000 — «Теория и практика межкультурной коммуникации». Кроме того, в курсе «Культурология», представленном в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин всех специальностей и направлений, рассматриваются такие вопросы, как морфология культуры, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира и т. д.
Изучение культурных и институциональных оснований менеджмента в России, его рассмотрение в общемировом контексте фактически стало проводиться с начала 1990-х гг., времени радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни. Применение методики Хофстеде позволило провести первые сопоставления российской управленческой практики с западными моделями менеджмента (работы П. Н. Шихирева, М. В. Грачева, А. И. Наумова и ряда других авторов).
Между тем отечественная управленческая культура и технологии менеджмента нуждаются в системной интерпретации, позволяющей выявить культурную и институциональную специфику российского менеджмента, что, в свою очередь, даст возможность какие-то его особенности использовать в качестве источников определенных конкурентных преимуществ на глобальном уровне.
Контрольные вопросы
1. Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента?
2. Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту в научной литературе?
3. Каким образом курс сравнительного менеджмента соотносится с другими в бакалаврской программе по направлению «менеджмент»?
4. Что изучает сравнительный менеджмент?
Литература
1. Adler N.J. A Typology of management studies involving culture //Journal of International Business Studies, Fall 1983, Vol. 14 Issue 2. - P. 29-47.
2. Boyacigiller N. A., Adler N.J. The Parochial dinosaur: Organizational science in a global context // Academy of Management Review, April 1991, Vol. 16, Issue 2. - P. 262-290.
3. Laurent A. The Cultural diversity of western conception of management // International Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2.-P.75-96.
4. Negandhi A. R. Cross-cultural management research: Trend and future directions // Journal of International Business Studies, Fall 1983, Vol. 14 Issue 2. - P. 17-28.
5. Redding S. G. Comparative management theory: Jungle, zoo or fossil bed? // Organization Studies, 1994, Vol. 15, No. 3. - P. 323-359.
6. Ronen S., Shenkar O. Clustering variables: The Application of nonmetric multivariate analysis techniques in comparative management research // International Studies of Management & Organization, Fall 1988, Vol. 18, Issue 3. - P. 72-87.
7. Tayeb M. Conducting research across cultures: Overcoming drawbacks and obstacles // International Journal of Cross Cultural Management, 2001, Vol. 1(1). — P. 91-108.
8. Мясоедов С. П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. — М.: Дело, 2003.
9. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент, 1996, № 3. — С. 70-103.
10. Пивоваров С. Э., ТарасевичЛ. С, МайэельА. И. Международный менеджмент. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
11. Симонова Л. М., Стпровский Л. Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003.
12. Холден Н. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Примечания
1 Schollhammer Н. The Comparative Management Theory Jungle // Academy of Management Journal, March 1969, Vol. 12, Issue 1, P. 81-97.
2 Farmer R. N., Richman В. M. A Model for Research in Comparative Management // California Management Review, Winter 1964, Vol. II, No. 2. — P. 55-68.
3 Ibid., Р. 65.
В настоящее время проводятся различные эмпирические обследования подобного рода. Например, Всемирный экономический форум ежегодно составляет рейтинги конкурентоспобности стран. На основании статистических данных и опросов нескольких тысяч менеджеров высшего звена составляется индекс перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index — GCI) , оценивающий перспективы экономического роста на 5-8 лет, и индекс деловой конкурентоспособности (Business Competitiveness Index — ВСГ). GCI складывается из оценок за макроэкономическую ситуацию, качество государственных институтов и способность страны создавать и внедрять новые технологии, a BCI оценивает деятельность и качество бизнес-среды. (http://www.weforum.org/site/homepublic.nsf/Content/Global + Competitiveness + Programme).
Рейтинг, составляемый Центром мировой конкурентоспособности (бизнес-школа IMD, Швейцария), в систему факторов национальной конкурентоспособности вводит менеджмент (http://www02.imd.ch/wcc/).
4 Negandhi A. R., Estefan В. D. A Research model to determining the applicability of American management Know-How in differing cultures and/or environments // Academy of Management Journal, December 1965, Vol. VII, No. 4. — P. 319-323.
5 Perlmutter H. The Tortous evolution of the multinational corporation // Columbia Journal of World Business, 1969, January-February, Vol. 4. — P. 9-18. Данная статья является наиболее известной его работой, в которой изложена данная модель.
6 Копо Т., CleggS. Trends in Japanese management: Continuing strengths, current problems and changing priorities. — Palgrave Macmillan, 2001. — P. 15-16.
7 Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. — Beverly Hills, CA: Sage, 1980; Hofstede G. Cultures and organizations: Intercultural cooperation and its importance for survival, software of the mind. — N.Y.: McGraw Hill, 1991.
8 В настоящее время эта консалтинговая фирма, занимающаяся проведением семинаров и тренингов по кросс-культурному менеджменту для международных компаний, названа по фамилии ее руководителей: Trompenaars Hampden-Turner Intercultural Management Consulting. (При.чеч. авт.)
9 Laurent A. The Cultural Diversity of western conception of management // International Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2.— P. 75-96.
10 См. специальный выпуск журнала Journal of World Business, 2002, Vol. 37; а также: House R., et al. Cultural influences on leadership and organizations: project GLOBE // Advances in global leadership, 1999, Vol. 1. - P. 171-233; Koopman P.L., Den Hartog D.N., Konrad E., et al. National culture and leadership profiles in Europe: Some results from the GLOBE study // European Journal of Work and Organizational Psychology, 1999, Vol. 8, No. 4. - P. 503-520; House RJ., Hanges PJ.,Javidan M., Dorfman P.W., Gupta V. (eds.) Culture, leadership, and organizations: The Globe study of 62 societies. — SAGE Publications, 2004.
11 Отметим, что в GLOBE Россия была не только объектом исследования наряду с 60 странами мира, но и впервые стала полноправным участником международных исследовательских проектов: в составе исследовательской группы были и российские специалисты (М. В. Грачев и др.).
12 Redding S. G. Comparative management theory: Jungle, zoo or fossil bed? // Organization Studies, 1994, Vol. 15, No. 3. - P. 331.
13 Виханский O.C., Наумов А. И. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента, № 3, 2004. С. 116.
14 Для примера назовем сборники: 1) Warner М. (ed.) Comparative management: Critical perspectives on business and management. Vol. 1: North American Management; Vol.2: European management; Vol. 3: Asia-Pacific Management; Vol. 4: Management in the Newly Industrializing Countries. — London: Routledge, 1997; 2) Pugh D.S., Plath A. (ed.) International Business and Management. Vol.1: Internationalization and international Strategy; Vol. 2: The Impact of national culture on management; Vol. 3: Government, operations and finance; Vol.4: Human resources management and marketing. — London: Sage, 2002.
Кроме того, можно отметить выходящие с 1984 г. в издательстве Elsevier сборники под общим названием «Advances in International Comparative Management* (недавно стал называться чуть короче: «Advances in International Management*).
15 Бизнес-образование, 2000, № 1(8). - C.118.
16 Пивоваров С.Э., Тарасевич Л. С., МайзельА. И. Международный менеджмент. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 36.
17 Ronen S. Comparative and multinational management. — N. Y: John Wiley& Sons, 1986.
Из новых изданий учебных пособий с подобным наименованием можно назвать: Коеп С. Comparative international management. — McGraw-Hill, 2005.
18 Картавый M. А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. - № 3. - С. 11-29.
19 Итоги конкурса подведены в журнале «Бизнес-образование», 2000, №1(8), 2(9).
20 Мясоедов С. П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. - М.: Дело, 2003; Симонова Л. М., Стровский Л. Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003; Эпштейн М. 3. Сравнительный менеджмент. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
Кроме того, в ряде учебных пособий появились отдельные разделы и главы, посвященные вопросам сравнительного менеджмента. См., например: Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С, Майэель А. И. Указ. соч.; Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров. Модуль «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. — М.: ИНФРА-М, 1999; Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Ли-иса. - М.: ИНФРА-М, 2001.