История и сист.: фил-ия, н., кул-ра.
Ряд концепций о взаимоотношении:
Трансценденталистская («метафизическая» (особенно у позитивистов) и «натурфил-ия») (с античности до середины XIX в.). «Философия — наука наук»: во-1, подчеркивание гносеологич. приоритета фил-ии как более фундамент. вида знания по сравнению с конкретными науками. Во-2, руководящую роль фил-ии по отношению к частным Н. В-3, существенную зависимость частных Н. от фил-ии.
Отличия с антич. до Ср. века : 1) фил-ия формулирует наиб. общие законы о мире, чел-ке и познании; 2) частные науки изуч. не мир в целом, а только отдельные его фрагменты («сферы») и потому их истины не имеют всеобщего характера; философское знание — всеобще; 3) источником фил-ких истин явл. самопознающее мышление, Логос, Разум (иначе им и неоткуда появиться), тогда как источником частных наук явл. эмпир.опыт и послед. его логич.обработка с помощью мышления (абстр-ния, индукции и интуиции —Аристотель) и т.д. Фил-ия всегда поддерживала, защищала и развивала культуру рац. мышления, в рамках которой только и могли развив. науч. иссл-ния. Истина при этом понималась как абсолют. тождество содержания сознания и бытия.
Второй этап эволюции концепции охватывает период «Новое время — середина XIX в.». Частные науки начин. играть все большую роль в развитии производ. сил общ-ва, повышать свой вес, практич.и теоретич. значимость в общей системе культуры. Завершением этого процесса стан. создание такой новой культурной реал-ти - «классич. наука». Ее символом стан. «классическая механика Ньютона». Частные Н. и фил-ия уже поним. как качественно различ. (и по предмету, и по результатам) виды рац. знания. Наибольший вклад в ее трансформацию внесли предст. нем. классич. фил-ии (Кант и Гегель). Кант путем разведения предметов философии и науки, Гегель — путем определения и разведения их методов (диалектич. и метафизич.). Кант вывел за пределы фил-ии сферу онтологии, область объектив. рац. знания, оставив ее исключительно за наукой. По Канту предмет фил-ии — сознание, гносеология и теория ценностей.
Частно-науч. же тип познания— это по Гегелю односторонний, метафизич.способ позн-я. Т.к. Н. при построении своих теорий абстрагируются от идеи развития изучаемых ими объектов и делают ставку на эмпирич.опыт, математику и формальную логику, кот. по самому своему существу, считает Гегель, явл. метафизич. науками.
Позитивистская(О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль). Чтобы исследовать науч.способом природу, общ-во, познание и чел-ка фил-ия должна испол. науч. метод, то есть наблюд., обобщение и математич. формулировку своих законов. Не сущ. и науч. фил-ии «Наука — сама себе фил-ия» (О. Конт). Попытки построить науч. фил-ию как одну из конкрет. Н, отлич. от др.только ее специфич. предметом (науч.система мира — Г Спенсер, методология науки — Дж. Ст Милль, психология науч. деят-ти — Э. Мах и др.закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных фил.допущений «метафизического» хар-ра, что обусловлено целостностью функц-ния человеч. сознания и внутр. взаимосв. всех его когнитивных структур.
Антиинтеракционистская(дуализм Н. и Ф.), согласно кот. Ф. и Н. различны по своим целям, предметам, методам. Фил-ия относится к гуманитарной кул-ре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и др. С точки зрения гум. видения ее глав. предметом явл. вовсе не мир и его законы, а чел-ки его отношение к окруж. событиям: Богу, космосу (природе), общ-ву, к самому себе.
Диалектическая, согласно кот. они - качественно различ. виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны м/у собой и активно исп. когнитивные ресурсы друг друга в процессе функц-ния и развития каждого из них.
Предмет фил-ии, особенно теоретич. — чистое всеобщее. Идеальное всеобщее — цель и душа фил-ии. При этом фил-ия исходит из возможности постигнуть всеобщее рац.-логически, вне-эмпир. путем. Предметом же любой Н. явл. частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпир. и теор. полностью контрол-ый, а потому осваиваемый и практически. Однако, они внутр. взамосв-ны.
Конкретным выражением внутр. взаимосвязи явл., с одной стороны, наличие слоя фил. оснований у всех фунд. науч. теорий, а с др. — слоя частно-научного знания, исп. в фил. аргументации и построениях. Граница м/у фил. и конкретно-науч. знанием явл. историч.подвижной и относительной и зависит от опр. времени.
Фил-ия вып.по отношению к част.Н. оценочную и общекультур. функции. И это связано с тем, что Н. есть органич. часть культуры, а с помощью фил-ии кул-ра возвращает себя как целое и свои основания.
Вторым конкретным выражением необх-сти внутр. взаимосвязи явл. «фил-ия науки». Ее основными задачами явл. – систематич. фил-ая рефлексия над наукой, вписывание достижений науки в наличный социокультур. контекст эпохи, осущ. синтеза фил. и частно-науч. знания.