Наука как соц. и экон. фактор.
Постоянно встреч. в современной литературе, посвященной проблемам НТП, понятие интеграции науки и производства фигурирует обычно как фактор соц. и экон. развития. Инт-ция имеет этапы:
1 этап— от возникн. первых пром. лабораторийдо становления пром. сектора ИР. Пром. лаб-рии стали историч. первой формой институализации прикладных иссл-ний, а предприятия, имевшие такие лаб-рии — первой институциональной формой инт-ции науки и про-тва.
2 этап — интенсивный рост пром. сектора ИРи превращ.его в одну из основных составляющих национ. научно-технич. потенциала.С появлением пром. лаб-рий в процесс инт-ции науки с про-вом включ. рыночные механизмы. Наличие собственной исследовательской базы становится залогом успеха в конкурентной борьбе, а капиталовложения в ее развитие — чрезвычайно выгодным, хотя порою и рискованным делом. Сфера науки, в первую очередь за счет ее пром. сектора, стремительно расшир.
3 этапначинается после окончания второй мировой войны и продолжается в настоящее время.Именно на этом этапе наиболее полно проявл. и осваиваются фил-кой мыслью основные экон. и соц. последствия НТП предшествующих периодов.
Вторая мировая война была первой из войн, в кот. науч. потенциал наряду с производств. и людскими ресурсами играл роль важн. фактора, определявшего соотнош. сил воюющих сторон.
В итоге научно-технич. потенциал стан. фактором, определ.уровень и темп развития страны, ее эконом. и соц. благосостояние, конкурентоспособность на мировой арене, военную мощь. Сегодня продукция наукоемкого про-тва, передовая техника и технология буквально пронизывают все стороны жизнедеятельности людей. В этом — фундамент. особенность совр. периода инт-ции науки с производством. Ею определяются и ряд других характеристик периода. К ним относятся следующие:
1. Отмеченные изменения в структуре производит. сил вызывают перемены в сфере управления общ-ва и произ-твом как на уровне гос. структур, так и на уровне фирм и корпораций. Сразу же после войны в рассматр нами странах начинают формир. системы гос. органов, задачей кот. явл. разработка и реализация гос. научно-технич. политики.
2. Резко возраст. объективная потребность общ-ва в наращивании темпов НТП. Во-первых, потому, что ныне от них непосредственно зависит состояние и про-тва, и сферы обслуж-ия, а также уровень жизни людей и ее продолжительность. Во-вторых, потому, что в ходе НТП возникает множество серьезных угроз общ-ву. Масштабы хоз. деят-ти, мощь накопленного военного разрушит. потенциала, появл. возм-тей влияния на генофонд растений, животных и самого чел-ка — все это ведет к появл. крупных экологич. проблем. Устранить негатив. последствия НТП, ограничить их появление в будущем, предотвратить экологич. катастрофу можно лишь на основе научных подходов и «наукофикации» всех сторон общественной практики.
Происходит перераспред. полномочий м/у центр. и местными органами власти в пользу последних, и с конца 70-х — начала 80-х годов программы регионал. развития стан. одним из глав. звеньев НТП. Основ. целями их явл.:
· развитие науч. и вуз-го потенциала региона путем организации новых и расширения, модернизации сущ-щих исслед. центров и учебных заведений, укрепление связей с национал. науч. центрами, целевой подготовки кадров.
· содействие развитию наукоемких отраслей пром-сти в регионе, создание совр. инфраструктуры, обеспеч. производств. и бытовую сферу услуг, коммуникаций, транспорта, жилищные условия, экологич. безопасность, комфортные условия жизни.
На рег. уровне созданы:
Технополис— это город или несколько сливающихся небольших городов, в экономике кот. глав. роль принадлежит исследов. центрам разработки новых технологий и производствам, эти технологии использующим.
Науч. парк— это коммерч. орг-ция, созд. при исследов. центре и располагающая зданиями и терр-рией, где на условиях аренды размещаются наукоемкие фирмы.
Инкубатор— это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок (до 5 лет, обычно 2-3 года) на условиях аренды размещ. вновь создаваемые малые наукоемкие фирмы-клиенты. Чаще всего инкубатор организ. как часть науч. парка, его начальная ступень.
Программы кооперации на уровне организаций. Под эту категорию подпадают программы, направл. на развитие совместных ИР, выполняемых орг-циями, представляющими, с одной стороны, академич. или гос. сектор науки, а с другой — пром-сть. Инициатором этого могут быть сами организации, но чаще в этом качестве выступает гос-во.