Наука в соврем. мире. Предмет ф-ии Н.
Наука в соврем. мире. Предмет ф-ии Н.
Наука явл. опред. фактором развития чел-ва. Риски и выгоды, которые закл. в развитие совр. Н. требует её серьёзного осмысл-я извне, но это невозможно без фил-ии. С точки зрения фил-го метода Н. может быть определена как рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внеш. опыта. Рац-сть— тип мышления, обладающего след. свойствами: 1)языковая выразимость; 2)опред-ть понятий и состоящих из них суждений, их значения и смысла; 3)системность; 4)обоснованность; 5)открытость для внутр. и внеш. критики оснований, средств и результатов мышления; 6)рефлексивность; 7)способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. Источником рац. знания может быть только мышление. Получ. в результате деят-ти мышления - рациональное знание. Науч. рац-сть. отличается от общей рац-сти более точной доказательности, объективной истинности рационального знания. Так как в современности 4 класса наук, то соотв-нно 4 типа науч.рац-сти: Логико-математич.; Естественнонаучная: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность; Инженерно-технологич.: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рац-сти приводит к порождению соотв-го вида знания.
Ко всеобщим хар-кам понятия «Н» относится также выделение в ней трех ее основных подсистем: 1) Н. как специфич. тип знания – система знаний, отвечающим критериям объективности, адекватности, истинности. Науч. знание пытается обеспечить нейтральность к идеологич. и политич. приорететам; 2) Н. как особый вид деятельности, направл. на фактич. выверенное и логически упорядочен-ое познание действ-ти; 3) Н. как особый соц.институт или форма обществ. сознания, связан. с произв-вом науч.-теоретич. знания, представл. опред. сист. взаимосвязей м/у науч. организ-ми, членами науч. сообщ-в.
Фил-я науки (Ф.Н.) сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характ-к когнитивной, теоретич. деятельности. Ф.Н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультур. функции науки в условиях НТР.
Предметом Ф.Н. явл. общ. структура и закон-сти функц-ния и развития Н. как системы науч. знания, когнитивной деят-сти, соц. института, основы инновационной сист. современного общ-ва. Одной из важных задач Ф.Н. является изучение механизма взаимоотношения фил-ии и науки, исслед-ие фил-их оснований и фил-их проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общ-ва. Основными разделами современной Ф.Н. являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.
Научная теория
Науч. теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе ид. объектов, их свойствах и отношениях. Она не выводятся логически из эмпирич. знания, а из творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логич. выведены только теоретич. следствия.
Для любого теоретич. конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкрет. теорией, имеется два способа обоснов-я их объектив. характера. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием науч. теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практич. полезности, в частности, возможности их эмпирич. применения. Другим способом оправдания идеал. объектов явл. их способность быть средством внутр. соверш-ния, эффективного решения имеющихся теоретич. проблем и постановки новых.
Фил-ф Э. Мах считал, что глав. целью науч. теорий явл. их способность экономно репрезентировать всю имеющ. эмпирич. инфор-ию об определенной предметной области. Введение идеал. объектов и явл. той платой, которую мышлению приходится заплатить за эффективное выполнение указанной выше цели.
Сформулир. Махом инструменталистскому взгляду на природу идеал. объектов и науч. теорий противостоит в философии науки эссенциалистская интерпретация. Согласно последней, идеал. объекты и науч. теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирич. знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструм-кая интерпретации теоретич. знания имеют достаточное число сторонников и в фил-ии науки, и среди крупных ученых.
Если источником содержания эмпирич. знания явл. информация об объектив. реальности, то основой содержания теор. знания явл. информация об идеал. объектах, являющ. продуктами конструктивной деят-сти мышления. Науч. теории не выводятся логически из эмпирич. знания, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения определенных функций (понимание, объяснение, предсказание) Создаются же они благодаря творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логически выведены только теоретич. же следствия.
Схематич взаимосвязь между (Т) и (Э) знанием может быть изображена след. образом:
Ао |— Тео |— ао ~ ео
где Ао — аксиомы, принципы, наиболее общие теоретич. законы, |---знак логического следования, Тео - частные теоретические законы, ао — единич. теоретич. следствия, ео — эмпирич. утверждения.
Науч. наблюдение, сравнение
Науч. набл-е, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деят-сти (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реал. науч. практике набл-е предст. собой активный познават. процесс, опирающийся не только на работу органов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувств. данных. К науч. набл-ию предъявл. жесткие требования:
■четкая постановка цели набл-ия;
■выбор методики и разработка плана;
■систематичность;
■контроль за корректностью и надежностью результатов набл-я;
■обработка, осмысление и истолкование получ. массива данных.
Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого объекта явл. необх. условием набл-я. Столбик термометра показ. -210С. Это характ.след. свойствами: 1) независимое от наблюдателя событие (объективное содержание; 2) наблюдение доступно контролю. М.Борн предусматривает: «сделать набл-я настолько независ. от наблюдателя, насколько возможно».
Для большей эфф-сти и организации набл-я прим. сравнение. Материалом для сравнения могут быть получ. данные набл-я. При анализе объектов (две подобные фигуры, слегка различ. по величине), во избежании ошибки мы наклад. друг на друга. Для сравнения предметов треб. выделять признак, каждый из которых сравнивается обособленно. В выше прив. случае – размер.
Сравнению подверг. объекты, для которых выдел.: 1) способ, которым может быть осущ. операция сравнении (накладывание); 2)ситуация, где проводится срав-е.
Эксперимент. Прибор.
Исследователь прибег. к эксперименту, когда необх. изучить некоторое состояние предмета наблюдения. Целью Э. явл. получ. нового знания, когда учёный уже нечто знает об ответе. При этом присутствует активное вмешательство, воспроизводимость (в любое время). В основном сущ. 2 типа Э.: 1) исследовательский, кот. связан с поиском неизв. зависимостей м/у несколькими параметрами объекта; 2) проверочный, кот-й прим. для подтв-я или опроверж-я теорий. Сущ. также: мысленный (Галилей). В 70-х годах XVIII в. англ. физик Кавендиш проделал опыт с целью определения закона, харак.силы взаим-вия между электрич. зарядами. Для этого он «взял две металл. полусферы, закрепл. на изолирующей раме, кот. могли соединяться и разъединяться. Внутри этих полусфер он поместил шар, покрытый фольгой, посаженный на стекл. ось, так что между полусферами, когда они были соединены, и шаром не было контакта. После этого он соединил полусферы и шар тонкой проволокой и сообщил им электрич. заряд. Разъединив затем полусферы, он вынул шар и исследовал, какой заряд остался на нем. Измерения показали, что заряд на шаре равен нулю». Вывод – электрич. притяжение и отталкивание должны быть обратно пропорц. квадрату расст-ия. Этот вывод мог поставить только физик.
В эксперим. могут испол. приборы – искус. или естеств. матер. системы, исп. в познават. цели. Приборы делят на классы: 1)П. усил-я и уточн-я: Усилители – усил. сигнала от объекта выше порога ощущения или из-за особенностей среды; Анализаторы – спектроскоп – путём непосредств. возд-вия на объект преобразов. в понятную форму для органов чувств чел-ка; Преобразователи – влагомер; 3) Регистраторы – регистрация и хранение инф-ии (фото); 4) Измерит.-информац-ые системы – совокуп. первых трёх (ракетный спектрограф).
Приборные иссл-я опираются на 2 предпосылки: 1) всякое исслед-е должно опир. на гипотезе (Поппер); 2) прибор должен быть исправен.
Обобщение и абстрагирование
Обобщ-е предусм. переход (по 4 уровням эмпир. знания: протокольные предлож-я, факты, законы, теории) от знаний отд. элементов к знаниям о классе. Обобщ-е тесно связ. с абстраг-ем.
Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения. Абстракция есть способ мысл. членения реальности, механизм кот. тесно связан с самой нашей возмож-тью рац. постижения наблюд. мира, истолкование природы. Сформир. подходы истолк-я природы познания: платонизм, номинализм, концептуализм.
Идея абстр-ия принадлежит Аристотелю. «Если абстракция – мысленное разделение того, что в действит-ти сущ. нераздельно, то результат абстр-ии сущ. только в уме познающего».
В отличие от него сторонники платонизма исходят из того, что абстракция есть результат умств. постиж. некот. универсалий: вид, род, класс, отношение. Т.о., абстракциям соотв. некая реальность, кот. носит идеал. характер. Смысл той или иной абстр-ии - логично пытаться искать в сфере самого мышления через другие абстракции, опираясь на законы логики.
В Ср. века развивается номинализм (Р.Бекон, У.Оккан и др.), согласно кот. предметный мир вне сознания - это исключительно чувств. мир, состоящ. из отдельных отличных друг от друга вещей и явлений. Общего не сущ. не только как самосущих универсалий, но и как общего в вещах Сходство вещей — важный элемент нашего обыд. опыта. Для них важно то, что в силу уник-сти всего сущ-го факт сходства явл. чем-то случ. и внешним для самих сравнив. вещей.
Промежут. позицией явл. концептуализм (Локк). « Все вещи по своему сущ-ию единичны; общее и универсальное создано разумом для собств. употребления и касается только знаков — слов и идей. Общее в результате абстр-ия - то, что мы сами создали. Данная позиция более гибкая, ибо она определенно настаивает на творчески активной природе разума.
Каковы объективные основы абстрагир-ия? Абстр-ия и структура реальности.
1)Объект сущ. в опред. условиях, по отнош. к кот. он имеет свой-ва (определ-ые, неотчётлив-е, невидимые), т.о. для исходной ступени абстраг-я явл. редукция многообр-я потенциал. свойств к актуал. Иссл-ль фиксир. актуал. св-ва и экперим-но – неустановл. свой-ва среды, с отвлеч. от остал. свойств.
2)По отнош-ю к среде св-ва объекта делят на 2 типа: замкнутые и неизмен. при переходе ситуаций.
3)Объект вступ. во взаимод-я, ведёт себя специфич. образом. Т.о. предметом иссл-я – не сам объект, а характер поведения в реал-ти.
Абстр-ие имеет предел – запреты природы, границы, когда потенциальное стан-ся актуальным.
Индукция. Методы.
И – метод движ-я мылси от менее общего знания к более общему (протоколы, испытания – факты, законы).
Перечисленная И – умозаключ. или переход от знаний об отдел. предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. 2 разновидности перечисл. И: 1) полная; 2) неполная И.
Дж. Ст. Милль разработал логич. схемы элиминативной И – методы установления причинных связей.
Метод сходства - если два или более случая подлежащего иссл-нию явления имеют общим лишь одно обст-ство, то это обст-ство, — в кот. только согласуются все эти случаи — есть причина данного явления (АВС—N & YTA—N, A-фактор основы события N).
Метод различия - если случай, в кот. исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного— причина или необходимая часть причины явления (ABCD—N & BCD—N, A-фактор).
Метод сопутств. изменений – ABC—N & A|DE—N & A||MF—N, A – фактор. Например, Э. Дюргейм – анализ самоубийств 19в. - Зависимость уровня образования и числа самоубийств от ослабления религ. традиций.
Метод остатка – ABC—N & B –c & C—b, A причина N. Например, Дж. Блаут – объяснение Европ. чуда (возвышение Европы). Из-за трансконтинентального коллективизма с 1492г. (открытие Америки) происх. повыш. уровня образ-я, развитие науки и технологий и т.д.
Испол. методов И. сопровожд. теоретико- вероятностной инерпритацией резул-ов P = m/n, m - число интересующ. фактов, n – общее число фактов. (Г. Рейхенбах).
ПомимоИ есть:1) Экстраполяция - экстенсивное приращение знания путем распростр. следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы 2) Согласно Попперу, доказ-тво ложности научных гипотез с помощью эмпирич. опыта, названное им фальсификацией.
Социалогия Н. и З.
Знание – своеобр. мир идеал. сущностей, позвол. чел-ку ориентир-ся в окруж. дей-ти, выявлять и фиксировать её законом-ти.
Век Просв-я – открыты особенности науч. знания с точки зрения рац-ой картины природы. Знание стало неотъм-м элементом соц. системы. Знание – сила! Особое знач-е идеал науки как зания приобрёл в период форм-я соц-гии как нвуки, когда она доказ. право на сущ. в качестве дисц-ны, собствен. методами изуч. собств. объекты.
Классич. соц-гия знания. Для Европы(1870-1914гг.) – время пром. и эконом. развития c соц. и полит. преобр-ми. Н. стала символом рацион-ти совр. общ-ва, происх. оправдание и усил. науч. знания как авторитета жизни. Франц. рационалист Э.Дюргейм «Элементарные формы религ. жизни». Социологич. теория знания развив. паралл. с общей проблемой соц. порядка. Религия заним. переводом идеал. сущностей (идей чел-ка, природы, общ-ва) на понятный язык, как в Н.. Оба пытаются связать вещи друг с другом, класс-ть и сист-ть их. Но Н. развивает их, чтобы самой ими пользоваться. Она отчищ. её от ненуж. элементов.
Немецкая соц-гия знания (20-е 20в.). Германия пережив. послевоенн. время и дробленность политич. идеологии и раскол на многие политич. напр-ния. Развитие соц-гии связано с двумя фил-м М.Шелер и соц-гом К. Мангейма, кот. явл. представ-ми историцизма.
М Шелер – основатель соц-гии З., видел в соц-гии знания инструмент, кот. нужно прим., чтобы разреш. в нем. республике идеологич. конфликты. Его аргументация строится на различении, с одной стороны, «реал. фактора», и с др.— «идеал. фактора». К формам знания относ. историч. и соц. условия, при кот. развив. мышление. Знания - вместилище нравств. и дух. идеалов, как «идеал. фактор», искл. из соц. анализа. 2-ой центр тяжести Шелер распол. в определении того, что он называет «относительно естеств. картиной мира», которая является способом, каким индивид воспринимает мир вокруг себя, она зависит от положения чел-ка в общ-ве. Чтобы решть проблему ракола, необх. изм. взгляды аристократов на мир.
Маннгейм в значит. мере принимал идеологич. доктрину марксизма. Если получ.е Н. знание объективно и истинно, то каким образом можно говорить о его соц. обуслов-ти, и в чем предмет соц-гии знания. Объектом соц-гии знания, идеалом организации любого выступает не науч.знание, а некот. более сильная абстракция. Отражением мира идеал. сущностей стан. понятие идеологии. Он разделяет частную и тотальную ид-гию. Частичная — это более или менее сознат. извращение челом или соц. группой каких-либо представлений с целью соблюсти собствен. интересы— от лжи и недосмотра до подстановки, от намеренных попыток введения в заблуждение до самообмана. Тотальная— это картина мира, связанная специфич. историч. и социальным контекстом. Интеллектуалы — это неоднородная комплексная группа, кот. благодаря получ. обр-нию приобретает способн. синтезировать и критик-ть все др. классовые интересы. Позиция инт-лов оказыв. выше прочих точек зрения.
Формирование соц-гии науки связ. с Мертоном. Его обращение к соц-гии Н. было связано с критич.анализом сущ-х концепций соц-гии знания. С.Н. - область соц. иссл-ний, изуч. науку как соц. институт. Предметом изучения С.Н. выступают как внутр. отношения, обеспечив. функционирование и развитие науки, так и взаим-ния науки с др. институтами совр. общ-ва С.Н. иссл. сущ-щие м/у учеными взаим-ния, вопросы о том каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения принятые в науч. сообщ-ве.
Р. Мертон сформировал императивы научного этоса, обеспеч. нормативную составл-ю науч. сообщ-ва.
Имп-вы — это своего рода миним. нормы гарантир. честную конкуренцию в науке. Он выд. 4: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие. Ученики сформир. поведенческие им-вы.
Унив-зм обуслав. интернац. и демократичный характер Н. Коллективизм говорит о том, что плоды науч. познания принадлежат всему науч. сообществу и общ-ву в целом. Они всегда являются результатом коллективного науч. сотворчества. Бескорыстностие означает, что глав. целью деят-ти ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не должна быть средством для достижения личных выгод, а только — общественно-значимой целью. Организованного скептицизм предполагает проф. обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег (вкл. критику в свой адрес), если на то имеются малейшие основания.
Понятие науч. профессии.
Для конца 19 – нач. 20в. сформировался конвейер подготовки учёных с рассмотрением науч. деят-ти в аспекте соц. института. Целью науч. Д.— про-тво знания о свойствах, отношениях и закон-тях объектов, средствами — различные методы и процедуры иссл-ния. Чтобы понять процесс форм-я – история.
Первый институт – храм. Начин. от антич. формир-ся академии Платона и лицей Аристотеля, принцип которых – сохранение и передача знаний.
В Ср. века с выд-м городов появл. университеты: 1)высший теологич. факул-т; 2)низший прикладной ф-т.
Универ-кая революция свормир. спец-ов, кот. будут вкл. в отдел. сферы жизни и развивать её.
Вслед за М.Вебером, Р.Мертон расматр. становл-е науки в проф. аспекте в среде новоевроп. городской культуры. Развитие проф-сии идёт по 2 напр-ям. Преоблад. явл. цеховой (в основном ремесленники). Деят-ть отдел. цехов корпоративна и как правило предполаг. осёдлость членов, образ. кварталы.
С эпохи Возраж-я появ. др. тип – свободные профессии. Первонач. к ним относ. юристы, врачи, преподы. Их отличала активность, ответственность перед бюракратич. цехом, перед сообществом корпорации. В процессе развития формир. и науч. деят-ть.
Т.к. науч. проф-ии различны, но есть схожие признаки:
1)Обладание спец. знаниями и ответственность за их расширение, передачу, хран-е;
2)Автономность проф-ии. Она проявл. в возможн-ти привлеч. новых членов в контроле за их проф. поведением;
3)Наличие специфич. форм вознагр-я (Лучшие, должности, звания);
4)Наличие интереса соц. окруж-я к продуктам деят-ти сообщ-ва.
В воспроизводстве науч. проф-ии выделяют: 1) 25-28 лет; 2) 28-43 г.; 3) старше.
В соврем. науч. воспроизводстве особое место заним. стажировки – обмен инф-ии, кадров, миграция спец-ов, мобилизация иссл-ий. Также коммуникации:
1. Обсуждение (неформальные, академические);
2. Соавторство (внутридисцип, междисцип.);
3. Наставничество – передача знаний, трудов;
4. Коллегиальность – предусм. меры обмена инф-ии м/у спец-ми.
Культурная компонента.
Ведущ. составляющая профес-ии – сов-ть спец. знаний: 1)Производство; 2)Проверка; 3)Отчуждение --- 1)Производство№2; и т.д.
Н.знание – результат работы науч. сообщ-тв., предусм.:1)Итериоризация – внутренняя переработка; 2)Экстериоризация – выплеск (внешний) – осуждение со стороны, предпологающее потерю контроля над произведённым знанием (испол-е науч. рез-ов в военн. деле). Научное сооб-во и соц. окружение по разному оценивает науч. продукт.
Науч. публикации.
В конце 17 – нач. 18в. измен. соотнош-е м/у религ. и сетской лит-рой. С нач. 18в. произ-во светской лит-ры начин. возрастать, среди них и науч. публ-ции. С помощью них осущ. передача, сохр-е и возможность для освоения получ. науч. резул-ов.
Практич. одноврем. с этим возник вопрос эксперизы (о ранге, проф-ии, статусе). Экспертиза осущ. уже после их выхода. Экпертиза устан. баланс м/у 2 треб-ями: 1)Новизна; 2)Применяемость, корректность (в русле традиций – терминология, понимаемость). Система науч. публ-ий – сист. жел. дорог: науч. издания – ж/д узел; серии матер-ов – эшелоны; отдел. публ-ии – состав эш.
В процессах передачи инф-ии в публ-цию проходят отрезки времени, кот. необходимы для того, чтобы получ. на переднем крае результат мог быть опубликован в каждом из жанров: 1 уровень – оригинальнальная статья; 2 ур – статьи обзоры (3-4 года); 3 ур. - моногр-я(5-7лет); 4 ур. - уч.лит-ра(10 лет).
Применительно к пуб-ии можно исп-ть онто-, филогенез. Онто – при движении пуб-ии от 1 этапа к 4 осущ., или нет, процесс осужд-я – экстериоризация. Фило – развитее дисциплины в эшелонах публ-ий.
Функции публ-ий:
1.Движ-е инф-ии в дисциплине;
2.Предоставление содерж-я дисц. на уровне послед. получ. рез-ов;
3.Воспроизвод-во знаний (расширение);
4.Межпоколенная трансляция знания: ученик – учитель;
5.Коммуникац-ая фун-я. Публ-ии – особые компоненты в структурных связях учёных, сообщ-в;
6.Поддержание гомеостаза: стремление получить резул-ты, либо подтвердить их, либо опроверг., или объяснить на основе имеющ. теорий.
Интеллек. собственность.
Понятие И.С. связано с инновациями (первые суждения об этом в 19в.).
И.С. – исключ. право юрид. или физич. лица на результаты интел-ой деят-ти (ГК РФ ст.1-38).
Ведущая хар-ка И.С. – право испол-я резул-та идив. деят-ти (монополия на потенциал. прибыль).
Состав объектов И.С. опред. конвенцией об учреждении всемир. организацией И.С. Права И.С.:1) лит-ра, худ. и науч. произв-я; б)исполнительская деят-ть артистов; в)изобр-я и полез. модели; г)пром. образцы; д)товарные знаки; е)открытия; ж)инжиниринг и НОУ-ХАУ.
Структура И.С.: 1)промыш. соб-ть; 2)авторское право; 3) смежные права.
Дикрет в 1918г по авт. праву – все произв-я объявл. достоянием гос-ва.
Управление И.С. предусм.: 1)систему учёта собств-ти; 2)порядок испол-я И.С.; 3)правозащита и контроль.
Передний край науки.
По мере того, как науч. проф-сия стан. массовой, ее соц. и организац.особенности начали приобретать все бол. значение, а их изучение — выделяться в самостоят. сферу – «передний край Н». Она выражает два уровня: интро – (вглубь), экстранауч. иссл-я (вширь) относит. дисципл. системы.
Инро – сосредотач. научно-иссл. коллективы для проработки получ. рез-ов, проверка, уточнение их, вывод следствия, обеспеч. трансляции в др. дисциплины.
Экстра – орг-ция знания уже не задается состоянием дисцип. системы, а отражает принципиально иную функцию знания — интеллект. обеспечение иссл-ний, прагматика кот., в свою очередь, опред. теми более широкими областями науч. и/или практич. деят-ти, в кот. вкл. иссл-ния.
Под П.К. поним. также взаим-е науки и общ-ва – наличие переходной обл-ти, где с одной стороны общ-во со своими интересами, с др. – продукт иссл-ий. Интересы Н. и общ-ва в наст. время согласуются по след. усл-ю «Н. формир. Интел. обеспеч-е для решения практич. задач. Роль фундамент. науки сохр. посколь, постольку, поскольку за ней сохр. ф-ия формир. П,К. инел. кул-ры, получ. высших интел. достиж-ий».
НТП связан с индустр-ой революцией, наукой быстр. открытий, установка на прогресс. Это понятие предусм. постоянное соверш-е на основе Н., разума, практики и общ-ой жизни – идея тотальности рацион-ой орг-ции (совершенства во всём).
В основу иссл-ний НТдеят-ти была положена принятая ЮНЕСКО типология видов деят-ти:
1. Фундаментальные иссл-ния (поисковые и целевые). Они направ. на усил. интел. потенциала общ-ва (страны, региона...) путем получ. нового знания и его использ. в общем обр-нии и подготовке спец-ов. Целевые – чётко сформул-на задача иссл-я; Поисковые –классы иссл-ия, где чёткой цели пока нет: подготовит. и венчурные (рисковые, что если…)
2. Прикладные направ.на обеспечение инновац. процесса. Знания, получ. в прикладных иссл-иях, ориентир. на непосредственное использ-е в др. областях деят-ти (технологии, экономике, социальном упр-ии и т. д.).
3. Опытно-конструкторские разработки (ОКР) – проектировоч. деят-ть, инж. компании, результатом кот. должно быть устр-во, образец, проект.
4. Рыночное освоение продукта (РОП). Необх. компонентом явл. бизнес. Неориентир. в рынке Н. сейчас бесперспективна.
Совр. Н.:
Междисц. иссл-я – иссл-я, образов. на обл-ти пересеч. различ. дисц-н.
Многодисц. иссл-я – есть общ. предмет, кот. изуч. с нескольких дисцип. позиций (город – глазами экономиста, эколога…).
Кроссдисц. иссл-я – соедин. дисцип., усилив. др. друга (биофизика).
Трансдисц. иссл-я – иссл-я осущ. внутри дисц-ны, потом выходит за рамки опр. дисц-ны.
Функции методологии и фил-ии Н. в междисц. иссл-ии:
1.Опред. и формирование (сист. подход: вещь, сво-во, отношение) общей цели – что будет входить в обл-ть иссл-ий;
2.Опред. задач иссл-ия – субъективно-объектив. фактор;
3.Формир-е стратегии, плана работы, коммун-ции;
4.Представление работы в ранге проекта и его продвижение: оформление проекта и его реклама.
Наука в соврем. мире. Предмет ф-ии Н.
Наука явл. опред. фактором развития чел-ва. Риски и выгоды, которые закл. в развитие совр. Н. требует её серьёзного осмысл-я извне, но это невозможно без фил-ии. С точки зрения фил-го метода Н. может быть определена как рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внеш. опыта. Рац-сть— тип мышления, обладающего след. свойствами: 1)языковая выразимость; 2)опред-ть понятий и состоящих из них суждений, их значения и смысла; 3)системность; 4)обоснованность; 5)открытость для внутр. и внеш. критики оснований, средств и результатов мышления; 6)рефлексивность; 7)способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. Источником рац. знания может быть только мышление. Получ. в результате деят-ти мышления - рациональное знание. Науч. рац-сть. отличается от общей рац-сти более точной доказательности, объективной истинности рационального знания. Так как в современности 4 класса наук, то соотв-нно 4 типа науч.рац-сти: Логико-математич.; Естественнонаучная: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность; Инженерно-технологич.: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рац-сти приводит к порождению соотв-го вида знания.
Ко всеобщим хар-кам понятия «Н» относится также выделение в ней трех ее основных подсистем: 1) Н. как специфич. тип знания – система знаний, отвечающим критериям объективности, адекватности, истинности. Науч. знание пытается обеспечить нейтральность к идеологич. и политич. приорететам; 2) Н. как особый вид деятельности, направл. на фактич. выверенное и логически упорядочен-ое познание действ-ти; 3) Н. как особый соц.институт или форма обществ. сознания, связан. с произв-вом науч.-теоретич. знания, представл. опред. сист. взаимосвязей м/у науч. организ-ми, членами науч. сообщ-в.
Фил-я науки (Ф.Н.) сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характ-к когнитивной, теоретич. деятельности. Ф.Н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультур. функции науки в условиях НТР.
Предметом Ф.Н. явл. общ. структура и закон-сти функц-ния и развития Н. как системы науч. знания, когнитивной деят-сти, соц. института, основы инновационной сист. современного общ-ва. Одной из важных задач Ф.Н. является изучение механизма взаимоотношения фил-ии и науки, исслед-ие фил-их оснований и фил-их проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общ-ва. Основными разделами современной Ф.Н. являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.