Лекция: функции народного костюма.

Одежда появилась 10-25 тыс. лет назад как предмет утилитарный. Основным ее назначением явилась защита от особых климатических условий. Эстетические представления у человека, очевидно, возникли позже, чем он начал изготовлять нужные ему предметы. Постепенно человек начинает вносить в создаваемые им предметы, в том числе предметы одежды, свое представление о красоте, которое выражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий данной эпохе. При этом в основе эстетического формирования костюма остается его функциональное назначение.

Костюм выполнял ряд функций: защитную, эстетическую, дифференцирующую и магическую. Так, например, передник (фартук) женского костюма являлся своеобразным паспортом - по нему можно было определить место проживания хозяйки, семейное положение, количество детей и их пол. Эти функции выполняют не только детали костюма, но орнамент вышивки.

Из разнообразия женской русской народной одежды выделяют два типа - южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный).

В основе женской русской народной одежды - рубаха. Еeносили наши предки с незапамятных времен, с ней было связано много поверий. Например, собственную сорочку не продавали, считалось, что заодно продашь свое счастье.

В старину рубахи шили из цельного холста, пропуская целое полотнище отворота до подола. Швы и открытые" для проникновения нечистой силы участки наиболее тщательно орнаментировались.

На Руси никогда не ходили распоясыми, и первой одеждой, которую получал младенец, был именно пояс. Он оберегает от бед и болезней. Многие были со "словесами" - искусно вытканной молитвой или посвящением.

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто не мыслим. По древнему обычаю, замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой, т.к. считалось, что волосы женщины как солнечные учи должны нести тепло и счастье будущим детям, а "дурной глаз" может навредить им. Девушки же могли не открывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней - глухая шапочка, у девушки - перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Одежда являлась своеобразным оберегом, о чем свидетельствует и семантика орнамента.

Сюжеты узоров русского костюма разнообразны:

1. Геометрический орнамент теснейшим образом связан с изображением людей и животных:

- ромб (простой, с крючками, лучистый) иногда, квадрат - женский знак, обозначающий землю. Образ связан с магией плодородия.

- точка - символ начала, зерно в земле.

- волнистая линия или ломанная - вода.

2. Зооморфный - с изображением животных и фантастических существ. Птица - один из любимых и наиболее распространенных образов вышивки. Чаще образ птицы обобщен, в нем воплотились мечты о счастье (лебедь - символ чистоты и непорочности; павлин - приветствие наступающему дню; голуби - супружеской верности и т.д.).

Основными мотивами животных в орнаментации костюма являются олень (лось), кони, лев (барс).

В виде коня обычно представляли солнце, обилие густых веток по контуру и взвившийся хвост кверху олицетворяет живительную силу солнца.

3. Растительный. Наиболее популярен мотив "древа мирового", к которому обращены животные. Вероятно, это было выражением одухотворения окружающей природы, что является древней чертой.

4. Антропоморфный - с изображением человека. Как правило, это сложные композиции с женской фигурой. Женщина - символ плодородия, пробуждения женского начала в природе. Женский пол определяется по платью в виде треугольника или прямоугольника.

Руки персонажей в зависимости от смысловой нагрузки обращены к небу (в восхвалении бога и просьбе помочь уродиться хорошему урожаю) или повернуты вниз - осенний костюм.

Один из устойчивых элементов архаических сюжетов - изображение рук с четко выделенными пальцами - благословляющий жест.

Таким образом, одной из функций костюма является изолирование человека от внешней среды. Всякий вид защиты, по верованиям наших предков, можно было сохранить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента, в формах произведений искусства. В одежде, непосредственно связанной с телом человека, магический смысл отдельных частей костюма и орнамента ярче проявляется в его праздничных обрядовых вариантах. При этом орнаменту отводится особое место, он есть воплощение знаний о мироздании.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

План.

Следует рассказать о каком-либо одном календарном празднике.

Рассказать о каком-либо семейно-бытовом обряде.

Семинар

Наши рекомендации