Воплощение древними славянами картины мира
Характерный для мифологического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира «мировое древо». Данный образ засвидетельствован повсеместно. Он выявлен и реконструируется на основе мифологических, космологических представлений, зафиксированных в разных жанрах устного народного творчества, памятниках изобразительного искусства, жилище, костюме (в элементах и вышивке), ритуальных действиях.
Образ «мирового древа» играл особую организующую роль. «Древо мировое» помещается в сакральном центре мира и занимает вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенного пространства. При членении «д.м.» по вертикали выделяются нижняя (корни), средняя (ствол) и верхняя «ветви» части. По вертикали обнаруживаются противопоставления (верх - низ, небо - земля, земля - нижний мир и др. С помощью «д.м.» различимы: основные зоны вселенной - верхняя (небесное царство), средняя (земля), нижняя (подземное царство); пространственная сфера: прошлое - настоящее - будущее; в генеалогическом преломлении: предки - нынешнее поколение потомки и т. п. Таким образом, мы наблюдаем трехчастное членение этого образа по вертикали.
Если вертикальная структура дерева связана со сферой мифологического, то горизонтальная - с ритуалом и его участниками.
Представление о мире «по вертикали» воплотилось в народном женском костюме: голова, головной убор - мир небесный, средняя часть сарафана - мир земной, на мир подземный в костюме есть только намек - изображение голов змей на поясе. Большое символическое значение в структуре традиционного костюма имели прически, головные уборы и грим.
«Девичья коса - всему миру краса», - говорилось в народе. В будни девушки заплетали волосы в три пряди (сравни - три мира». Праздничным убранством волос было заплетение "сложных" кос (до 12 прядей). Символика волос (косы): "замыкание волос» - на замок – суженый, приди - расчеши»). Отрезать косу у девушки означало обесчестить. Женский головной убор покрывал всю голову. Их названия вновь обращают нас к представлению о мире, воплощенном в образе «д. м.», об этом свидетельствуют "птичьи названия" - "сорока", "кичка", "кокошник".
Головной убор русских крестьянок занимал главенствующее положение в иерархии частей костюмного комплекса, являлся его композиционным центром, местом наибольшего средоточия декора и отличался многозначностью и метафоричностью своего художественного образа. Он отражал космологические, эстетические и этические представления крестьянок Головной убор выполнял обереговую, продуцирующую, утилитарную и другие функции. Наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.
Что касается славянского жилища, то воплощение такого представления о мире проявилось и в этапах строительства, и в структуре самого дома, и в его декоративном убранстве.
В доме сосуществует человек и вселенная, потому часты перекодировки между частями человеческого тела, элементами космоса и деталями дома. Дом имел высокий семиотический статус. Наши предки рассматривали его как особую систему мироустройства. Поэтому традиционные формы и способы структурирования живого пространства отражают устойчивый комплекс представлений о мире. Человеку необходимо правильно ориентироваться относительно сторон света Причина тому - религиозно-мифологический характер видения мира: восток и юг - светлые начала противоположны темным - северу и западу. Отсюда и ориентация жилища окнами на юг или восток.
Значимые элементы жилища всегда обладают функцией границы. Она заключается в защите обитателей, изолирования от внешнего мира. Границы объективируют социальную структуру семьи, являются выражением особенной религиозной, ритуальной, хозяйственно-экономической и др. видов деятельности человека.
Можно выделить два типа границ в жилище любого типа: вертикальные и горизонтальные. Среди горизонтальных - особое значение приобретают двери и окна. Здесь наблюдается парадоксальное сочетание признаков: с одной стороны их наличие обеспечивает проницаемость границ, а с другой - они обильно насыщены "береговой символикой. Вертикальные границы (пол и потолок) делят дом на три части (чердак, жилое пространство, подполье) каждой, из которых приписывается особое содержание.
Пол - нижняя граница жилья, отделяющая его от подполья, а потолок - верхняя, отделяет его от чердака. С полом и потолком иногда связывались представления о пути в «иной мир». Например, если умирал некрещеный младенец его хоронили в подполье, если умирал знахарь - разбирали в его доме потолок.
Можно привести другие примеры перекодировки образа « д.м.» с костюмом и жилищем.
В культурном развитии человечества концепция «д. м.» оставила следы в многочисленных космологических, религиозных и мифологических представлениях, отраженных в языке, в словесных текстах разного рода, в поэтических образах, в изобразительном искусстве, архитектуре, планировке поселений, в ритуале, играх, хореографии, в социальных и экономических структурах, в ряде особенностей человеческой психики. Схема «д. м.» широко использовалась как средство иллюстрации целого, состоящего из многих элементов, иерархизованных в нескольких планах (можно сравнить с генеалогическим древом).