Тема 1.4.Морфологические нормы
I.Задания для самостоятельной работы
Выполните тестовые задания:
Тест содержит шесть заданий, на выполнение которых отводится три минуты. Выберите один из вариантов ответов, который, по вашему мнению, является правильным, и поставьте метку в крайней правой графе. | ||||
Речевая ошибка допущена в предложении | a | Необходимо обязательно указывать ценность бандероли, отправляющейся за границу | ||
b | В кулуарах съезда обсуждались новые назначения | |||
c | Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоев населения, к которым относится большинство россиян в провинции. | |||
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Получив письмо, | a | оно оставлено без ответа. | ||
b | я не торопился с ответом | |||
c | меня охватила радость. | |||
В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить? | a | Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы. | ||
b | Вам нужно срочно представить отчет о о командировке. | |||
c | Актер умел представить пение соловья. | |||
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании | a | любоваться природой | ||
b | рассуждать о морали | |||
c | говорить за погоду | |||
Ударение поставлено неправильно во всех словах ряда | a | знамение, сосредоточение, обеспечение | ||
b | дефис, ходатайство, каталог, договор | |||
c | генезис, новорождённый, апартаменты | |||
Лексическое значение слова указано верно в примере: | a | альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений | ||
b | кодекс – процедура привлечения к суду | |||
c | инвестор – вкладчик, лицо, осуществляющее инвестиции |
Ключи к тесту № 2: 1 – а; 2 – b; 3 – a; 4 – c; 5 – b; 6 – c
II. План практического занятия
1. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Стилистическое использование и ошибки, связанные с неправильным употреблением
2. Глагол. Грамматические характеристики виды, залога, наклонения, переходности. Ошибки в их употреблении.
3. Варианты форм причастий. Стилистическая оценка и ошибки в употреблении.
4. Варианты форм деепричастий. Стилистическая оценка и ошибки в употреблении.
III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий
При ознакомлении с данной темой следует обратить внимание на морфологические трудности в употреблении той или иной языковой единицы, что связано с наличием ее литературного варианта или инварианта. Так, для некоторых имен существительных трудностью являются колебания в роде, падежные окончания, образование форм родительного падежа множественного числа. Существуют трудности в управлении имен существительных и прилагательных (например, контроль за кем\чем, над кем\чем, кого\чего) и у глаголов (оплатить что, заплатить за что). Кроме того, глаголы в русском языке могут быть недостаточными, например, отсутствует форма 1 лица единственного числа настоящего времени (убедить, победить). У некоторых глаголов совпадают формы совершенного и несовершенного вида. Трудность создают омоформы глаголов в страдательном залоге и возвратных глаголов на –ся. Замещение в тексте формы страдательного залога возвратным глаголом создает двусмысленность и искажает смысл высказывания.
При подготовке вопросов для устного ответа на практическом занятии следует приводить больше примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 71 – 89
2. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 2. Культура речи / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 30 – 37
Дополнительная литература
1.Боярышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.
2.Зарецкая, Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.
3.Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е.В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с
4.Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.
5.Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
6.Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info
2.Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru
3.Универсайт. Портал // http://www.universite.ru