Распределение часов по темам и видам занятий
МиОЛК(очная форма обучения)
№ раздела | Раздел программы | Объем работы студента, час | Форма контроля успеваемости | |||
Всего | Лек- ции | Прак-тика | Самостоя-тельная работа | |||
Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии. | ТТЧ ИРТР | |||||
Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей. | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности публицистического стиля | ТТЧ | |||||
Особенности публичного выступления. Ораторская речь | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности полемики. Основные виды аргументов | ТТЧ ИРТР | |||||
Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | ТТЧ ИРТР | |||||
Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | ТТЧ ИРТР | |||||
Использование технических средств в коммуникации | ТТЧ ИРТР | |||||
Культура речевого общения. | ТТЧ ИРТР | |||||
Язык документа | ИРТР | |||||
Особенности проведения деловых бесед, дискуссий | ТТЧ ИРТР | |||||
Получение информации высокого уровня точности | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности телефонного разговора | ТТЧ ИРТР | |||||
Документы для внутреннего пользования | ТТЧ ИРТР | |||||
Документы для внешнего пользования | ТТЧ ИРТР | |||||
Подготовка к зачету | Зачет | |||||
Всего |
МиОЛК(заочная форма обучения)
№ раздела | Раздел программы | Объем работы студента, час | Форма контроля успеваемости | |||
Всего | Лек- ции | Прак-тика | Самостоя-тельная работа | |||
Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии. | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей. | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности публицистического стиля | ТТЧ | |||||
Особенности публичного выступления. Ораторская речь | 3,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Особенности полемики. Основные виды аргументов | 2,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | ТТЧ ИРТР | |||||
Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | 4,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Использование технических средств в коммуникации | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Культура речевого общения. | 3,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Язык документа | 1,5 | 0,5 | ИРТР | |||
Особенности проведения деловых бесед, дискуссий | 2,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Получение информации высокого уровня точности | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Особенности телефонного разговора | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Документы для внутреннего пользования | 2,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Документы для внешнего пользования | 2,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Подготовка контрольной работы | ||||||
Подготовка к зачету | Зачет | |||||
Всего |
ЭиУ АПК(очная форма обучения)
№ раздела | Раздел программы | Объем работы студента, час | Форма контроля успеваемости | |||
Всего | Лек- ции | Прак-тика | Самостоя-тельная работа | |||
Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии. | ТТЧ ИРТР | |||||
Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей. | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности публицистического стиля | ТТЧ | |||||
Особенности публичного выступления. Ораторская речь | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности полемики. Основные виды аргументов | ТТЧ ИРТР | |||||
Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | ТТЧ ИРТР | |||||
Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | ТТЧ ИРТР | |||||
Использование технических средств в коммуникации | ТТЧ ИРТР | |||||
Культура речевого общения. | ТТЧ ИРТР | |||||
Язык документа | ИРТР | |||||
Особенности проведения деловых бесед, дискуссий | ТТЧ ИРТР | |||||
Получение информации высокого уровня точности | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности телефонного разговора | ТТЧ ИРТР | |||||
Документы для внутреннего пользования | ТТЧ ИРТР | |||||
Документы для внешнего пользования | ТТЧ ИРТР | |||||
Подготовка к зачету | Зачет | |||||
Всего |
ЭиУ АПК (заочная форма обучения)
№ раздела | Раздел программы | Объем работы студента, час | Форма контроля успеваемости | |||
Всего | Лек- ции | Прак-тика | Самостоя-тельная работа | |||
Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии. | ТТЧ ИРТР | |||||
Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей. | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности публицистического стиля | ТТЧ | |||||
Особенности публичного выступления. Ораторская речь | ТТЧ ИРТР | |||||
Особенности полемики. Основные виды аргументов | ТТЧ ИРТР | |||||
Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | ТТЧ ИРТР | |||||
Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | ТТЧ ИРТР | |||||
Использование технических средств в коммуникации | 3,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Культура речевого общения. | 6,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Язык документа | 1,5 | 0,5 | ИРТР | |||
Особенности проведения деловых бесед, дискуссий | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Получение информации высокого уровня точности | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Особенности телефонного разговора | 1,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Документы для внутреннего пользования | 2,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Документы для внешнего пользования | 2,5 | 0,5 | ТТЧ ИРТР | |||
Подготовка контрольной работы | ||||||
Подготовка к зачету | Зачет | |||||
Всего |
Текущая успеваемость студентов контролируется тестами по теоретической части дисциплины «Русский язык и культура речи» (ТТЧ), индивидуальной работой со студентами в процессе подготовки публичного выступления по выбранной теме реферата (ИРТР). Итоговая успеваемость студента определяется на зачете.
3. Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов
Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательную, организационно и методически направленную деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.
В курсе изучения политологии студенты должны выполнить следующие виды самостоятельных работ:
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе.
2. Самостоятельное изучение тем, не рассмотренных на лекциях.
3. Подготовка к семинарским занятиям.
4. Подготовка индивидуального домашнего задания.
5. Написание студентами заочного формы обучения контрольных работ.
6. Подготовка к зачету.
3.1. Методические рекомендации по самостоятельной проработке
Теоретического материала
Наименование темы | Контрольные вопросы |
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии | · Назовите характерные особенности речи. · Какова структура речевой коммуникации? Дайте определение понятий «сообщение, референция, код, контекст». · Назовите отличия речи в межличностном общении и в социальном взаимодействии. · Что является общим в речи при межличностном общении и в социальном взаимодействии? · Покажите, что для взаимопонимания в речевом общении играют роль особенности языка в речи. |
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей | · Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи? · Назовите все подстили каждого функционального стиля языка. · Что общего в научном и официально-деловом стилях? · Что общего в разговорном и публицистическом стилях? |
Тема 3. Особенности публицистического стиля | · В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? · Назовите морфологические, синтаксические и лексические особенности научного стиля. · Какой жанр научной прозы является одним из важнейших и почему? |
Тема 4. Особенности публичного выступления. Ораторская речь | · Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются? · Что изучает риторика? Дайте определение понятий «риторика», «публичная речь». · Назовите самые важные моменты для публичного выступления. · Опишите приемы завоевания внимания аудитории. · Опишите приемы начала и концовок выступления. · Дайте описание четырех общепринятых вариантов подготовки речи и ее произнесения. |
Тема 5. Особенности полемики | · Что такое эристика? · Опишите основные признаки спора: доказательность и убедительность. · Дайте определение видов спора, таких, как дискуссия, полемика. · Отразите логические аспекты спора. · Покажите логические уловки в споре. · Опишите различные виды вопросов. |
Тема 6. Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | · Назовите жанры официально-делового стиля и форму реализации каждого. · Назовите морфологические, синтаксические и лексические особенности официально-делового стиля. · Что относится к служебной документации? · Назовите, какие документы относятся к документам внутреннего и внешнего пользования. |
Тема 7. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | · Какова роль вопросов в деловой беседе? · Назовите виды деловых бесед. · Отразите структурную организацию беседы. · Что является целью инструктивных совещаний, оперативных, проблемных совещаний? · Назовите деловые формы взаимодействия по телефону. |
Тема 8. Использование технических средств в коммуникации | · Дайте определение технических средств коммуникации. · Что к ним относится? · Опишите принцип их функционирования в деловом общении. |
Тема 9. Культура речевого общения | · Покажите, что для культуры речевого общения необходимо соблюдать фонетические нормы, вежливые формы речи, правильное ударение и правильную дикцию. |
3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к
Практическим занятиям
Тема семинарского занятия | План семинарского занятия | Доклады |
Тема 1. Язык документа (2 часа) | 1. Язык и стиль распорядительных документов 2. Язык и стиль инструктивно-методических документов 3. Устная речь и письменная речь 4. Специфика письменной речи 5. Специфика устной речи перед публикой | 1. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи 2. Основные виды документов 3. Речевой этикет в документах |
Тема 2. Особенности проведения деловых бесед, дискуссий. (2 часа) | 1. Цели и задачи каждого этапа деловой беседы 2. Цели и задачи руководителя дискуссии | 1. Особенности проведения деловых бесед 2. Факторы успеха в проведении делового совещания 3. Особенности проведения деловых переговоров |
Тема 3. Основные виды аргументов (2 часа) | 1. Риторические и спекулятивные методы аргументации 2. Контрприемы против спекулятивных методов аргументации 3. Техники аргументации | 1. Особенности проведения спора и полемики 2. Основные виды аргументов |
Тема 4. Получение информация высокого уровня точности (1 час) | 1. Классификацию информации (по содержанию, по назначению, по возможности закрепления и хранения, по степени готовности для использования, по степени важности, по полноте, по степени надежности и т. д.) 2. Пути получения точной информации | 1. Информация высокого уровня точности |
Тема 5. Тренинг публичного выступления (5 часов) | 1. Особенности телефонного этикета 2. Деловые формы взаимодействия по телефону 3. | 1. Особенности устной публичной речи 2. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи 3. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи 4. Особенности речи перед микрофоном и телекамерой 5. Этикет при выступлении на собрании 6. Как правильно подготовить публичную речь |
Тема 6. Особенности телефонных разговоров (1 час) | 1. Особенности речевого этикета при телефонном разговоре | |
Тема 7. Документы для внутреннего пользования (2 часа) | Написать по образцу следующие документы 1. Заявление о приеме на работу 2. Приказ о приеме на работу 3. Приказ об увольнении по собственному желанию 4. Акт о появлении сотрудника организации в состоянии алкогольного опьянения 5. Приказ об очередном трудовом отпуске троих сотрудников | 1. Правила оформления документов 2. Языковые формулы официальных документов |
Тема 8. Документы для внешнего пользования (2 часа (1 час) | 1. Написать доверенность для предъявления в сторонней организации 2. Значение понятия «реквизит», реквизиты документов существуют | 1. Правила оформления документов 2. Правила унификации языка служебных документов 3. Искусство делового письма |
Итого | 18 (16) часов |
3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации даны в пособии: Мачурова, Н. Н. Русский язык и культура речи [Текст] : метод. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / Н. Н. Мачурова. – Сыктывкар : СЛИ, 2004. – 67 с.
4. Контроль знаний студентов
4.1. Рубежный контроль
Тесты для рубежных контрольных работ
1. Язык – это …
1) Система знаков и символов
2) Это процесс и реализация знаков и символов
2. Речь – это …
1) Процесс и реализация знаков и символов
2) Система знаков и символов