Курс, семестр и виды занятий

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи»

Обязательная

Для подготовки дипломированного специалиста по направлению

Специальности:

Машины и оборудование лесного комплекса
Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Курс, семестр и виды занятий

Очная форма обучения

Специальность Курс Семестр Всего часов Аудиторных часов Самостоятельная работа
Лекции Практика
1. МиОЛК
2. ЭиУАПК

Заочная форма обучения

Специальность Курс Семестр Всего часов Аудиторных часов Самостоятельная работа
Лекции Практика
3. МиОЛК
4. ЭиУАПК

Сыктывкар 2006

Программа по самостоятельной работе студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Специальности 150405 Машины и оборудование лесного комплекса

80502Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс)

Программу составили: кпсхн _____________________________ Н. Н. Мачурова

Программа по самостоятельной работе обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Протокол № _______от «____» «_______________» 200___ г.

Заведующий кафедрой, кпсхн_____________________________ Н. Н. Мачурова

Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссиейлесотранспортного факультета.

Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.

Председатель комиссии: к.т.н., доцент ____________________ З. И. Кормщикова

Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета экономики и управления.

Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.

Председатель комиссии: к.ю.н., доцент ___________________ Л. А. Гурьева

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………  
  1.1. Цель преподавания дисциплины………………………………
  1.2. Задачи изучения дисциплины………………………………
  1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
  1.4. Нормы Государственного стандарта 2000 года………………
2. Содержание дисциплины…………………………………  
  2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий...
  2.2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости по формам обучения.
  2.3. Распределение часов по темам и видам занятий
3. Рекомендации по самостоятельной работе студентов…………  
  3.1. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке теоретического материала…..…………………
  3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к практическим занятиям………………………
  3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения…………………
4. Контроль знаний студентов……………………………  
  4.1. Рубежный контроль …………………………
  4.2. Вопросы к зачету……………………………………………
Библиографический список……………………


Введение

Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на студентов негуманитарных факультетов вуза в соответствии с принятым и утвержденным Госстандартом предметом. Курс предназначен для студентов разных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной). Общий объем курса в аудитории – 36 (34) часов: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 (16) часов. Однако он может корректироваться в сторону уменьшения (увеличения) в зависимости от формы обучения и факультетской нагрузки.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины

Необходимость изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» вызвана тем, что современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, в том числе владеющих русским литературным языком и культурой речи. Цель дисциплины состоит в получении будущими управленцами знаний по русскому литературному языку и культуре речи. Программой курса предусмотрено чтение лекций и проведение практики. Курс завершается зачетом. Обязательным условием допуска к зачету является: посещение лекций и практических занятий, написание реферата и выступление перед аудиторией, выполнение тренировочного и контрольного тестов. Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курс, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при написании реферата. Выступление перед аудиторией студентов по правилам ораторского искусства позволяет студентам наработать навык публичного выступления, и отработать особенности публицистического стиля на практике. Домашние задания по изучаемым темам позволяют закрепить материал.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:

- по основным понятиям языка и речи и их отличия;

- определенных понятий и основных терминов;

- по специфике речи в межличностных и общественных отношениях;

- о разновидностях речи;

- по функционально-смысловым типам речи и ее функциональным стилям;

- по деловому общению;

Должен иметь навыки:

- составления документов для внутреннего и внешнего пользования;

- публичного выступления;

- проведения групповой дискуссии;

- целостного анализа ораторского выступления

1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения русского языка и культуры речи

Курс «Русский язык и культура речи» может изучаться как самостоятельная дисциплина, а так же является основой для других дисциплин при написании рефератов и контрольных работ.

1.4. Нормы Государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования русского языка и культуры речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

2. Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Тема занятия Краткое содержание занятия Кол-во часов
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии   Определение русского литературного языка. Его особенности (нормативность, кодифицированность, стилистическое многообразие). Речь как средство коммуникации. Особенности речи в межличностном общении. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи.    
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей   Стили языка. Связь русского литературного языка с народной речью. Стили современного литературного русского языка и их разновидности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Характеристика различных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-обиходный стиль. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.    
Тема 3. Особенности научного и публицистического стилей   Научный стиль. Специфика использования различных языковых уровней в научной речи. Лексический состав научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.  
Тема 4. Особенности публичного выступления. Ораторская речь   Понятие ораторской речи. Особенности устной публичной речи (выразительность, информативность, понятливость). Правила построения ораторской речи. Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления.    
Тема 5. Особенности полемики   Общая характеристика спора. Понятие дискуссии, полемики.    
Тема 6. Официально – деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация   Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровой многообразие. Язык документа. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Языки стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Свойства управленческой информации. Требования к управленческой информации. Основные черты официально-делового стиля. Требования к текстам документов (употребление специфической лексики. Употребление устаревшей лексики, неологизмов, заимствованных слов. Употребление сокращений. Употребление языковых формул. Построение предложений). Документы для внутреннего пользования. Документы для внешнего пользования.    
Тема 7. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор   Особенности проведения деловых бесед и совещаний. Особенности телефонной коммуникации.    
Тема 8. Использование технических средств в коммуникации   Технические средства информирования. Телефакс, факс-модем, сканер, электронная почта, пейджер. Технические средства обслуживания. Телефон, сотовый телефон, средства коллективной работы в компьютерных сетях.    
Тема 9. Культура речевого общения   Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Фонетические нормы. Произношение. Дикция и выразительное чтение. Грамматические нормы.    

Самостоятельная работа и контроль успеваемости

МиОЛК(очная форма обучения)

Вид самостоятельных работ Число часов Вид контроля успеваемости
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе   Зачет
2. Подготовка к практическим занятиям Выступления перед аудиторией
4. Подготовка к зачету Зачет
Всего  

МиОЛК(очная форма обучения)

Вид самостоятельных работ Число часов Вид контроля успеваемости
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе   Зачет
2. Подготовка к практическим занятиям Выступления перед аудиторией
3. Изучение тем, не рассматриваемых на лекциях Зачет
4 Подготовка контрольной работы Выступление перед аудиторией
5. Подготовка к зачету Зачет
Всего  

ЭиУ АПК(очная форма обучения)

Вид самостоятельных работ Число часов Вид контроля успеваемости
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе   Зачет
2. Подготовка к практическим занятиям Выступления перед аудиторией
3. Подготовка домашних индивидуальных заданий КР
4. Подготовка к зачету Зачет
Всего  

ЭиУ АПК(очная форма обучения)

Вид самостоятельных работ Число часов Вид контроля успеваемости
  1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе   Зачет
2. Подготовка к практическим занятиям Выступления перед аудиторией
3. Изучение тем, не рассматриваемых на лекциях Зачет
4 Подготовка контрольной работы Выступление перед аудиторией
5. Подготовка к зачету Зачет
Всего  

Теоретического материала

Наименование темы Контрольные вопросы
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии · Назовите характерные особенности речи. · Какова структура речевой коммуникации? Дайте определение понятий «сообщение, референция, код, контекст». · Назовите отличия речи в межличностном общении и в социальном взаимодействии. · Что является общим в речи при межличностном общении и в социальном взаимодействии? · Покажите, что для взаимопонимания в речевом общении играют роль особенности языка в речи.  
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей · Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи? · Назовите все подстили каждого функционального стиля языка. · Что общего в научном и официально-деловом стилях? · Что общего в разговорном и публицистическом стилях?
Тема 3. Особенности публицистического стиля · В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? · Назовите морфологические, синтаксические и лексические особенности научного стиля. · Какой жанр научной прозы является одним из важнейших и почему?  
Тема 4. Особенности публичного выступления. Ораторская речь · Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются? · Что изучает риторика? Дайте определение понятий «риторика», «публичная речь». · Назовите самые важные моменты для публичного выступления. · Опишите приемы завоевания внимания аудитории. · Опишите приемы начала и концовок выступления. · Дайте описание четырех общепринятых вариантов подготовки речи и ее произнесения.  
Тема 5. Особенности полемики · Что такое эристика? · Опишите основные признаки спора: доказательность и убедительность. · Дайте определение видов спора, таких, как дискуссия, полемика. · Отразите логические аспекты спора. · Покажите логические уловки в споре. · Опишите различные виды вопросов.  
Тема 6. Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация · Назовите жанры официально-делового стиля и форму реализации каждого. · Назовите морфологические, синтаксические и лексические особенности официально-делового стиля. · Что относится к служебной документации? · Назовите, какие документы относятся к документам внутреннего и внешнего пользования.  
Тема 7. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор · Какова роль вопросов в деловой беседе? · Назовите виды деловых бесед. · Отразите структурную организацию беседы. · Что является целью инструктивных совещаний, оперативных, проблемных совещаний? · Назовите деловые формы взаимодействия по телефону.  
Тема 8. Использование технических средств в коммуникации · Дайте определение технических средств коммуникации. · Что к ним относится? · Опишите принцип их функционирования в деловом общении.  
Тема 9. Культура речевого общения · Покажите, что для культуры речевого общения необходимо соблюдать фонетические нормы, вежливые формы речи, правильное ударение и правильную дикцию.  

3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к

Практическим занятиям

Тема семинарского занятия План семинарского занятия Доклады
Тема 1. Язык документа (2 часа) 1. Язык и стиль распорядительных документов 2. Язык и стиль инструктивно-методических документов 3. Устная речь и письменная речь 4. Специфика письменной речи 5. Специфика устной речи перед публикой   1. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи 2. Основные виды документов 3. Речевой этикет в документах
Тема 2. Особенности проведения деловых бесед, дискуссий. (2 часа) 1. Цели и задачи каждого этапа деловой беседы 2. Цели и задачи руководителя дискуссии   1. Особенности проведения деловых бесед 2. Факторы успеха в проведении делового совещания 3. Особенности проведения деловых переговоров
Тема 3. Основные виды аргументов (2 часа) 1. Риторические и спекулятивные методы аргументации 2. Контрприемы против спекулятивных методов аргументации 3. Техники аргументации   1. Особенности проведения спора и полемики 2. Основные виды аргументов
Тема 4. Получение информация высокого уровня точности (1 час) 1. Классификацию информации (по содержанию, по назначению, по возможности закрепления и хранения, по степени готовности для использования, по степени важности, по полноте, по степени надежности и т. д.) 2. Пути получения точной информации   1. Информация высокого уровня точности
Тема 5. Тренинг публичного выступления (5 часов) 1. Особенности телефонного этикета 2. Деловые формы взаимодействия по телефону 3.   1. Особенности устной публичной речи 2. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи 3. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи 4. Особенности речи перед микрофоном и телекамерой 5. Этикет при выступлении на собрании 6. Как правильно подготовить публичную речь
Тема 6. Особенности телефонных разговоров (1 час)   1. Особенности речевого этикета при телефонном разговоре
Тема 7. Документы для внутреннего пользования (2 часа) Написать по образцу следующие документы 1. Заявление о приеме на работу 2. Приказ о приеме на работу 3. Приказ об увольнении по собственному желанию 4. Акт о появлении сотрудника организации в состоянии алкогольного опьянения 5. Приказ об очередном трудовом отпуске троих сотрудников   1. Правила оформления документов 2. Языковые формулы официальных документов  
Тема 8. Документы для внешнего пользования (2 часа (1 час) 1. Написать доверенность для предъявления в сторонней организации 2. Значение понятия «реквизит», реквизиты документов существуют   1. Правила оформления документов 2. Правила унификации языка служебных документов 3. Искусство делового письма
  Итого 18 (16) часов

3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

Методические рекомендации даны в пособии: Мачурова, Н. Н. Русский язык и культура речи [Текст] : метод. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / Н. Н. Мачурова. – Сыктывкар : СЛИ, 2004. – 67 с.

4. Контроль знаний студентов

4.1. Рубежный контроль

Тесты для рубежных контрольных работ

1. Язык – это …

1) Система знаков и символов

2) Это процесс и реализация знаков и символов

2. Речь – это …

1) Процесс и реализация знаков и символов

2) Система знаков и символов

Библиографический список

1. Берд, П. Как использовать власть телефона [Текст] / П. Берд // ЭКО. – 2001. – № 2. – С. 15–23.

2. Быкова, Н. Г. Русский язык [Текст] : пособие для поступающих в вузы / Н. Г. Быкова. – М. : Эксмо, 2003. – 479 с.

3. Введенская, Л. А. Деловая риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : МарТ, 2001. – 512 с.

4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 544 с.

5. Введенская, Л. А. Русский язык. Практикум [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Ю. Семенова. – М. : КНОРУС ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. – 352 с.

6. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно [Текст] : пособие по русскому языку / Л. А. Вербицкая. – М. : Высш. шк., 2001. – 239 с.

7. Водина, Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст] : справочник : практикум / Н. С. Водина [и др.]. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 315 с.

8. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина – М. : ИНФРА-М, 2006. – 272 с.

9. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2001. – 432 с.

10. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать [Текст] : учеб. пособие /А. А. Ивин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304 с.

11. Основы научной речи [Текст] : учеб. пособие для студентов нефилол. высш. учеб. заведений / под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – М. : Академия, 2003. – 272 с.

12. Русский язык и культура речи [Текст] : практикум / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 312 с.

13. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 413 с.

14. Сидорова, М. Ю. Русский язык. Культура речи [Текст] : конспект лекций / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 208 с.

15. Чуковенков, А. Ю. Правила оформления документов [Текст] : комментарий к ГОСТ Р 6.30– 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» / А. Ю. Чуковенков, В. Ф. Янковая. – М. : Проспект, 2004. – 216 с.

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи»

Обязательная

Для подготовки дипломированного специалиста по направлению

Специальности:

Машины и оборудование лесного комплекса
Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Курс, семестр и виды занятий

Очная форма обучения

Специальность Курс Семестр Всего часов Аудиторных часов Самостоятельная работа
Лекции Практика
1. МиОЛК
2. ЭиУАПК

Заочная форма обучения

Специальность Курс Семестр Всего часов Аудиторных часов Самостоятельная работа
Лекции Практика
3. МиОЛК
4. ЭиУАПК

Сыктывкар 2006

Программа по самостоятельной работе студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Специальности 150405 Машины и оборудование лесного комплекса

80502Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс)

Программу составили: кпсхн _____________________________ Н. Н. Мачурова

Программа по самостоятельной работе обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Протокол № _______от «____» «_______________» 200___ г.

Заведующий кафедрой, кпсхн_____________________________ Н. Н. Мачурова

Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссиейлесотранспортного факультета.

Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.

Председатель комиссии: к.т.н., доцент ____________________ З. И. Кормщикова

Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета экономики и управления.

Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.

Председатель комиссии: к.ю.н., доцент ___________________ Л. А. Гурьева

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………  
  1.1. Цель преподавания дисциплины………………………………
  1.2. Задачи изучения дисциплины………………………………
  1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
  1.4. Нормы Государственного стандарта 2000 года………………
2. Содержание дисциплины…………………………………  
  2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий...
  2.2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости по формам обучения.
  2.3. Распределение часов по темам и видам занятий
3. Рекомендации по самостоятельной работе студентов…………  
  3.1. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке теоретического материала…..…………………
  3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к практическим занятиям………………………
  3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения…………………
4. Контроль знаний студентов……………………………  
  4.1. Рубежный контроль …………………………
  4.2. Вопросы к зачету……………………………………………
Библиографический список……………………

Введение

Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на студентов негуманитарных факультетов вуза в соответствии с принятым и утвержденным Госстандартом предметом. Курс предназначен для студентов разных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной). Общий объем курса в аудитории – 36 (34) часов: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 (16) часов. Однако он может корректироваться в сторону уменьшения (увеличения) в зависимости от формы обучения и факультетской нагрузки.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины

Необходимость изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» вызвана тем, что современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, в том числе владеющих русским литературным языком и культурой речи. Цель дисциплины состоит в получении будущими управленцами знаний по русскому литературному языку и культуре речи. Программой курса предусмотрено чтение лекций и проведение практики. Курс завершается зачетом. Обязательным условием допуска к зачету является: посещение лекций и практических занятий, написание реферата и выступление перед аудиторией, выполнение тренировочного и контрольного тестов. Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курс, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при написании реферата. Выступление перед аудиторией студентов по правилам ораторского искусства позволяет студентам наработать навык публичного выступления, и отработать особенности публицистического стиля на практике. Домашние задания по изучаемым темам позволяют закрепить материал.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:

- по основным понятиям языка и речи и их отличия;

- определенных понятий и основных терминов;

- по специфике речи в межличностных и общественных отношениях;

- о разновидностях речи;

- по функционально-смысловым типам речи и ее функциональным стилям;

- по деловому общению;

Должен иметь навыки:

- составления документов для внутреннего и внешнего пользования;

- публичного выступления;

- проведения групповой дискуссии;

- целостного анализа ораторского выступления

1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения русского языка и культуры речи

Курс «Русский язык и культура речи» может изучаться как самостоятельная дисциплина, а так же является основой для других дисциплин при написании рефератов и контрольных работ.

1.4. Нормы Государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования русского языка и культуры речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

2. Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Тема занятия Краткое содержание занятия Кол-во часов
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии   Определение русского литературного языка. Его особенности (нормативность, кодифицированность, стилистическое многообразие). Речь как средство коммуникации. Особенности речи в межличностном общении. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи.    
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей   Стили языка. Связь русского литературного языка с народной речью. Стили современного литературного русского языка и их разновидности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Характеристика различных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-обиходный стиль. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.    
Тема 3. Особенности научного и публицистического стилей   Научный стиль. Специфика использования различных языковых уровней в научной речи. Лексический состав научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.  
Тема 4. Особенности публичного высту

Наши рекомендации