Курс, семестр и виды занятий
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи»
Обязательная
Для подготовки дипломированного специалиста по направлению
Специальности:
Машины и оборудование лесного комплекса | |
Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс) |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Курс, семестр и виды занятий
Очная форма обучения
Специальность | Курс | Семестр | Всего часов | Аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практика | ||||||
1. МиОЛК | |||||||
2. ЭиУАПК |
Заочная форма обучения
Специальность | Курс | Семестр | Всего часов | Аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практика | ||||||
3. МиОЛК | |||||||
4. ЭиУАПК |
Сыктывкар 2006
Программа по самостоятельной работе студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Специальности 150405 Машины и оборудование лесного комплекса
80502Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс)
Программу составили: кпсхн _____________________________ Н. Н. Мачурова
Программа по самостоятельной работе обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины»
Протокол № _______от «____» «_______________» 200___ г.
Заведующий кафедрой, кпсхн_____________________________ Н. Н. Мачурова
Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссиейлесотранспортного факультета.
Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.
Председатель комиссии: к.т.н., доцент ____________________ З. И. Кормщикова
Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета экономики и управления.
Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.
Председатель комиссии: к.ю.н., доцент ___________________ Л. А. Гурьева
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | ||
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе……… | ||
1.1. Цель преподавания дисциплины……………………………… | ||
1.2. Задачи изучения дисциплины……………………………… | ||
1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины | ||
1.4. Нормы Государственного стандарта 2000 года……………… | ||
2. Содержание дисциплины………………………………… | ||
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий... | ||
2.2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости по формам обучения. | ||
2.3. Распределение часов по темам и видам занятий | ||
3. Рекомендации по самостоятельной работе студентов………… | ||
3.1. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке теоретического материала…..………………… | ||
3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к практическим занятиям……………………… | ||
3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения………………… | ||
4. Контроль знаний студентов…………………………… | ||
4.1. Рубежный контроль ………………………… | ||
4.2. Вопросы к зачету…………………………………………… | ||
Библиографический список…………………… |
Введение
Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на студентов негуманитарных факультетов вуза в соответствии с принятым и утвержденным Госстандартом предметом. Курс предназначен для студентов разных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной). Общий объем курса в аудитории – 36 (34) часов: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 (16) часов. Однако он может корректироваться в сторону уменьшения (увеличения) в зависимости от формы обучения и факультетской нагрузки.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
Необходимость изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» вызвана тем, что современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, в том числе владеющих русским литературным языком и культурой речи. Цель дисциплины состоит в получении будущими управленцами знаний по русскому литературному языку и культуре речи. Программой курса предусмотрено чтение лекций и проведение практики. Курс завершается зачетом. Обязательным условием допуска к зачету является: посещение лекций и практических занятий, написание реферата и выступление перед аудиторией, выполнение тренировочного и контрольного тестов. Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курс, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при написании реферата. Выступление перед аудиторией студентов по правилам ораторского искусства позволяет студентам наработать навык публичного выступления, и отработать особенности публицистического стиля на практике. Домашние задания по изучаемым темам позволяют закрепить материал.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:
- по основным понятиям языка и речи и их отличия;
- определенных понятий и основных терминов;
- по специфике речи в межличностных и общественных отношениях;
- о разновидностях речи;
- по функционально-смысловым типам речи и ее функциональным стилям;
- по деловому общению;
Должен иметь навыки:
- составления документов для внутреннего и внешнего пользования;
- публичного выступления;
- проведения групповой дискуссии;
- целостного анализа ораторского выступления
1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения русского языка и культуры речи
Курс «Русский язык и культура речи» может изучаться как самостоятельная дисциплина, а так же является основой для других дисциплин при написании рефератов и контрольных работ.
1.4. Нормы Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования русского языка и культуры речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
2. Содержание дисциплины
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии | Определение русского литературного языка. Его особенности (нормативность, кодифицированность, стилистическое многообразие). Речь как средство коммуникации. Особенности речи в межличностном общении. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи. |
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей | Стили языка. Связь русского литературного языка с народной речью. Стили современного литературного русского языка и их разновидности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Характеристика различных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-обиходный стиль. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. | |
Тема 3. Особенности научного и публицистического стилей | Научный стиль. Специфика использования различных языковых уровней в научной речи. Лексический состав научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. | |
Тема 4. Особенности публичного выступления. Ораторская речь | Понятие ораторской речи. Особенности устной публичной речи (выразительность, информативность, понятливость). Правила построения ораторской речи. Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. | |
Тема 5. Особенности полемики | Общая характеристика спора. Понятие дискуссии, полемики. | |
Тема 6. Официально – деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровой многообразие. Язык документа. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Языки стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Свойства управленческой информации. Требования к управленческой информации. Основные черты официально-делового стиля. Требования к текстам документов (употребление специфической лексики. Употребление устаревшей лексики, неологизмов, заимствованных слов. Употребление сокращений. Употребление языковых формул. Построение предложений). Документы для внутреннего пользования. Документы для внешнего пользования. | |
Тема 7. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | Особенности проведения деловых бесед и совещаний. Особенности телефонной коммуникации. | |
Тема 8. Использование технических средств в коммуникации | Технические средства информирования. Телефакс, факс-модем, сканер, электронная почта, пейджер. Технические средства обслуживания. Телефон, сотовый телефон, средства коллективной работы в компьютерных сетях. | |
Тема 9. Культура речевого общения | Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Фонетические нормы. Произношение. Дикция и выразительное чтение. Грамматические нормы. |
Самостоятельная работа и контроль успеваемости
МиОЛК(очная форма обучения)
Вид самостоятельных работ | Число часов | Вид контроля успеваемости |
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе | Зачет | |
2. Подготовка к практическим занятиям | Выступления перед аудиторией | |
4. Подготовка к зачету | Зачет | |
Всего |
МиОЛК(очная форма обучения)
Вид самостоятельных работ | Число часов | Вид контроля успеваемости |
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе | Зачет | |
2. Подготовка к практическим занятиям | Выступления перед аудиторией | |
3. Изучение тем, не рассматриваемых на лекциях | Зачет | |
4 Подготовка контрольной работы | Выступление перед аудиторией | |
5. Подготовка к зачету | Зачет | |
Всего |
ЭиУ АПК(очная форма обучения)
Вид самостоятельных работ | Число часов | Вид контроля успеваемости |
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе | Зачет | |
2. Подготовка к практическим занятиям | Выступления перед аудиторией | |
3. Подготовка домашних индивидуальных заданий | КР | |
4. Подготовка к зачету | Зачет | |
Всего |
ЭиУ АПК(очная форма обучения)
Вид самостоятельных работ | Число часов | Вид контроля успеваемости |
1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе | Зачет | |
2. Подготовка к практическим занятиям | Выступления перед аудиторией | |
3. Изучение тем, не рассматриваемых на лекциях | Зачет | |
4 Подготовка контрольной работы | Выступление перед аудиторией | |
5. Подготовка к зачету | Зачет | |
Всего |
Теоретического материала
Наименование темы | Контрольные вопросы |
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии | · Назовите характерные особенности речи. · Какова структура речевой коммуникации? Дайте определение понятий «сообщение, референция, код, контекст». · Назовите отличия речи в межличностном общении и в социальном взаимодействии. · Что является общим в речи при межличностном общении и в социальном взаимодействии? · Покажите, что для взаимопонимания в речевом общении играют роль особенности языка в речи. |
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей | · Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи? · Назовите все подстили каждого функционального стиля языка. · Что общего в научном и официально-деловом стилях? · Что общего в разговорном и публицистическом стилях? |
Тема 3. Особенности публицистического стиля | · В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? · Назовите морфологические, синтаксические и лексические особенности научного стиля. · Какой жанр научной прозы является одним из важнейших и почему? |
Тема 4. Особенности публичного выступления. Ораторская речь | · Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются? · Что изучает риторика? Дайте определение понятий «риторика», «публичная речь». · Назовите самые важные моменты для публичного выступления. · Опишите приемы завоевания внимания аудитории. · Опишите приемы начала и концовок выступления. · Дайте описание четырех общепринятых вариантов подготовки речи и ее произнесения. |
Тема 5. Особенности полемики | · Что такое эристика? · Опишите основные признаки спора: доказательность и убедительность. · Дайте определение видов спора, таких, как дискуссия, полемика. · Отразите логические аспекты спора. · Покажите логические уловки в споре. · Опишите различные виды вопросов. |
Тема 6. Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация | · Назовите жанры официально-делового стиля и форму реализации каждого. · Назовите морфологические, синтаксические и лексические особенности официально-делового стиля. · Что относится к служебной документации? · Назовите, какие документы относятся к документам внутреннего и внешнего пользования. |
Тема 7. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор | · Какова роль вопросов в деловой беседе? · Назовите виды деловых бесед. · Отразите структурную организацию беседы. · Что является целью инструктивных совещаний, оперативных, проблемных совещаний? · Назовите деловые формы взаимодействия по телефону. |
Тема 8. Использование технических средств в коммуникации | · Дайте определение технических средств коммуникации. · Что к ним относится? · Опишите принцип их функционирования в деловом общении. |
Тема 9. Культура речевого общения | · Покажите, что для культуры речевого общения необходимо соблюдать фонетические нормы, вежливые формы речи, правильное ударение и правильную дикцию. |
3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к
Практическим занятиям
Тема семинарского занятия | План семинарского занятия | Доклады |
Тема 1. Язык документа (2 часа) | 1. Язык и стиль распорядительных документов 2. Язык и стиль инструктивно-методических документов 3. Устная речь и письменная речь 4. Специфика письменной речи 5. Специфика устной речи перед публикой | 1. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи 2. Основные виды документов 3. Речевой этикет в документах |
Тема 2. Особенности проведения деловых бесед, дискуссий. (2 часа) | 1. Цели и задачи каждого этапа деловой беседы 2. Цели и задачи руководителя дискуссии | 1. Особенности проведения деловых бесед 2. Факторы успеха в проведении делового совещания 3. Особенности проведения деловых переговоров |
Тема 3. Основные виды аргументов (2 часа) | 1. Риторические и спекулятивные методы аргументации 2. Контрприемы против спекулятивных методов аргументации 3. Техники аргументации | 1. Особенности проведения спора и полемики 2. Основные виды аргументов |
Тема 4. Получение информация высокого уровня точности (1 час) | 1. Классификацию информации (по содержанию, по назначению, по возможности закрепления и хранения, по степени готовности для использования, по степени важности, по полноте, по степени надежности и т. д.) 2. Пути получения точной информации | 1. Информация высокого уровня точности |
Тема 5. Тренинг публичного выступления (5 часов) | 1. Особенности телефонного этикета 2. Деловые формы взаимодействия по телефону 3. | 1. Особенности устной публичной речи 2. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи 3. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи 4. Особенности речи перед микрофоном и телекамерой 5. Этикет при выступлении на собрании 6. Как правильно подготовить публичную речь |
Тема 6. Особенности телефонных разговоров (1 час) | 1. Особенности речевого этикета при телефонном разговоре | |
Тема 7. Документы для внутреннего пользования (2 часа) | Написать по образцу следующие документы 1. Заявление о приеме на работу 2. Приказ о приеме на работу 3. Приказ об увольнении по собственному желанию 4. Акт о появлении сотрудника организации в состоянии алкогольного опьянения 5. Приказ об очередном трудовом отпуске троих сотрудников | 1. Правила оформления документов 2. Языковые формулы официальных документов |
Тема 8. Документы для внешнего пользования (2 часа (1 час) | 1. Написать доверенность для предъявления в сторонней организации 2. Значение понятия «реквизит», реквизиты документов существуют | 1. Правила оформления документов 2. Правила унификации языка служебных документов 3. Искусство делового письма |
Итого | 18 (16) часов |
3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации даны в пособии: Мачурова, Н. Н. Русский язык и культура речи [Текст] : метод. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / Н. Н. Мачурова. – Сыктывкар : СЛИ, 2004. – 67 с.
4. Контроль знаний студентов
4.1. Рубежный контроль
Тесты для рубежных контрольных работ
1. Язык – это …
1) Система знаков и символов
2) Это процесс и реализация знаков и символов
2. Речь – это …
1) Процесс и реализация знаков и символов
2) Система знаков и символов
Библиографический список
1. Берд, П. Как использовать власть телефона [Текст] / П. Берд // ЭКО. – 2001. – № 2. – С. 15–23.
2. Быкова, Н. Г. Русский язык [Текст] : пособие для поступающих в вузы / Н. Г. Быкова. – М. : Эксмо, 2003. – 479 с.
3. Введенская, Л. А. Деловая риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : МарТ, 2001. – 512 с.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 544 с.
5. Введенская, Л. А. Русский язык. Практикум [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Ю. Семенова. – М. : КНОРУС ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. – 352 с.
6. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно [Текст] : пособие по русскому языку / Л. А. Вербицкая. – М. : Высш. шк., 2001. – 239 с.
7. Водина, Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст] : справочник : практикум / Н. С. Водина [и др.]. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 315 с.
8. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина – М. : ИНФРА-М, 2006. – 272 с.
9. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2001. – 432 с.
10. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать [Текст] : учеб. пособие /А. А. Ивин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304 с.
11. Основы научной речи [Текст] : учеб. пособие для студентов нефилол. высш. учеб. заведений / под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – М. : Академия, 2003. – 272 с.
12. Русский язык и культура речи [Текст] : практикум / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 312 с.
13. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 413 с.
14. Сидорова, М. Ю. Русский язык. Культура речи [Текст] : конспект лекций / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 208 с.
15. Чуковенков, А. Ю. Правила оформления документов [Текст] : комментарий к ГОСТ Р 6.30– 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» / А. Ю. Чуковенков, В. Ф. Янковая. – М. : Проспект, 2004. – 216 с.
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи»
Обязательная
Для подготовки дипломированного специалиста по направлению
Специальности:
Машины и оборудование лесного комплекса | |
Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс) |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Курс, семестр и виды занятий
Очная форма обучения
Специальность | Курс | Семестр | Всего часов | Аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практика | ||||||
1. МиОЛК | |||||||
2. ЭиУАПК |
Заочная форма обучения
Специальность | Курс | Семестр | Всего часов | Аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практика | ||||||
3. МиОЛК | |||||||
4. ЭиУАПК |
Сыктывкар 2006
Программа по самостоятельной работе студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Специальности 150405 Машины и оборудование лесного комплекса
80502Экономика и управление на предприятии (агропромышленный комплекс)
Программу составили: кпсхн _____________________________ Н. Н. Мачурова
Программа по самостоятельной работе обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины»
Протокол № _______от «____» «_______________» 200___ г.
Заведующий кафедрой, кпсхн_____________________________ Н. Н. Мачурова
Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссиейлесотранспортного факультета.
Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.
Председатель комиссии: к.т.н., доцент ____________________ З. И. Кормщикова
Учебная программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета экономики и управления.
Протокол № _____ от «____» ___________ 200__ г.
Председатель комиссии: к.ю.н., доцент ___________________ Л. А. Гурьева
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | ||
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе……… | ||
1.1. Цель преподавания дисциплины……………………………… | ||
1.2. Задачи изучения дисциплины……………………………… | ||
1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины | ||
1.4. Нормы Государственного стандарта 2000 года……………… | ||
2. Содержание дисциплины………………………………… | ||
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий... | ||
2.2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости по формам обучения. | ||
2.3. Распределение часов по темам и видам занятий | ||
3. Рекомендации по самостоятельной работе студентов………… | ||
3.1. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке теоретического материала…..………………… | ||
3.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к практическим занятиям……………………… | ||
3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения………………… | ||
4. Контроль знаний студентов…………………………… | ||
4.1. Рубежный контроль ………………………… | ||
4.2. Вопросы к зачету…………………………………………… | ||
Библиографический список…………………… |
Введение
Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на студентов негуманитарных факультетов вуза в соответствии с принятым и утвержденным Госстандартом предметом. Курс предназначен для студентов разных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной). Общий объем курса в аудитории – 36 (34) часов: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 (16) часов. Однако он может корректироваться в сторону уменьшения (увеличения) в зависимости от формы обучения и факультетской нагрузки.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
Необходимость изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» вызвана тем, что современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, в том числе владеющих русским литературным языком и культурой речи. Цель дисциплины состоит в получении будущими управленцами знаний по русскому литературному языку и культуре речи. Программой курса предусмотрено чтение лекций и проведение практики. Курс завершается зачетом. Обязательным условием допуска к зачету является: посещение лекций и практических занятий, написание реферата и выступление перед аудиторией, выполнение тренировочного и контрольного тестов. Особое место в структуре данной дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курс, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при написании реферата. Выступление перед аудиторией студентов по правилам ораторского искусства позволяет студентам наработать навык публичного выступления, и отработать особенности публицистического стиля на практике. Домашние задания по изучаемым темам позволяют закрепить материал.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:
- по основным понятиям языка и речи и их отличия;
- определенных понятий и основных терминов;
- по специфике речи в межличностных и общественных отношениях;
- о разновидностях речи;
- по функционально-смысловым типам речи и ее функциональным стилям;
- по деловому общению;
Должен иметь навыки:
- составления документов для внутреннего и внешнего пользования;
- публичного выступления;
- проведения групповой дискуссии;
- целостного анализа ораторского выступления
1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения русского языка и культуры речи
Курс «Русский язык и культура речи» может изучаться как самостоятельная дисциплина, а так же является основой для других дисциплин при написании рефератов и контрольных работ.
1.4. Нормы Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования русского языка и культуры речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
2. Содержание дисциплины
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии | Определение русского литературного языка. Его особенности (нормативность, кодифицированность, стилистическое многообразие). Речь как средство коммуникации. Особенности речи в межличностном общении. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи. |
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей | Стили языка. Связь русского литературного языка с народной речью. Стили современного литературного русского языка и их разновидности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Характеристика различных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-обиходный стиль. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. | |
Тема 3. Особенности научного и публицистического стилей | Научный стиль. Специфика использования различных языковых уровней в научной речи. Лексический состав научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. | |
Тема 4. Особенности публичного высту |