Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.
Основные научные подходы к понятию «культура» (Н.К. Рерих, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, М. Мид, Э.А. Орлова, Э.В. Соколов, Л.С. Сысоева и др.): философский аспект (система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности; антропологический (система артефактов, знаний и верований); социологический (система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей); «интегралистистский» (метасистема деятельности).
Феномен идентификации в психологии. Типы идентификации (по З. Фрейду): первичная - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери, вторичная - играющая роль защитного механизма. Зарубежные теории идентификации (Дж. Мида, Ч.Кули, И. Гофмана, Н. Лумана и др.) Феномен идентификации в отечественной психологии, социологии и педагогики (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Л.Леонтьев, И.С. Кон, Л.И. Божович, Т. Ярошевский, Н.Н. Трубников, В.А. Рахматшаева, Н.И. Алексеева, B.C. Мухина, В.С. Собкин, Б.Ф. Поршнев, Н.З. Чавчавадзе, Л.А. Козлова, Е.Н. Эриксон, Р. Берн, В.А. Петровский и др.). Уровни идентификации (Л.В.Попова и Г.В.Дьяконов): на первом наблюдается желание субъекта в чем-то следовать объекту (значимому другому), на втором происходит некоторое уподобление в поведении, в изменениях характерологического плана и, наконец, на третьем - значимый другой выступает для субъекта идентификации в качестве своеобразного регулятора его поведения, некоего эталона.
Понятие «самоактуализация» (А. Маслоу, В. Франкл и др.). Понятие «культурная идентификация». Образование, как процесс культурной идентификации, включает: воспитание гражданина России; сохранение и возрождение родного языка, его способности передавать словом духовные понятия; национальное самоопределение через изучение истории своего родного края и раскрытие национальных особенностей русских людей; развитие личностно-ориентированного педагогического мышления; обретение идеала красоты как жизненного начала через переживание и ощущение; формирование целостного восприятия мира национальной культуры; диалог с другими культурами (В.С. Библер, Л. Ионин, М.Е. Попов, Е.В. Бондаревская, О.В. Степанов и др.).
Компоненты культурной идентификации:эмоциональный, аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный (по Е.В. Бондаревской). Параметры идентификации (по Е.З. Басиной): мера устойчивости, длительности и целостности.
2.4. Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.
Современные концепции детства, основные идеи:пространство-время развития, воспитания, обучения, социализации и самореализации личности;сензитивный период в психическом развитии;диалог культур, образов, стилей поведения и средств общения взрослых и детей;мир детства как событие жизни;детство как ценность общества, государства, нации, образования.
Приоритетные направления развития системы дошкольного образования:сохранение национальной культуры как ценности познания, переживания, преобразования, достоинства, уверенности и др.;развитие творчества как высшей цели образования, проявление свободы личности;индивидуализация образования и развитие вариативных моделей образования;информатизация образования и системы управления качеством образования.
Основные задачи, решаемые педагогами и родителями в детстве:обеспечить переход ребенка из мира детства во взрослый мир; из мира собственной природы в мир социальности и культуры; поддерживать триединство в развитии природного, социального и культурного; создание культурное среды развития личности и оказание ей помощи в нахождении своего места в культуре (выбор цели, жизнедеятельности, способов культурной реализации); использование сензитивного периода в развитии способностей, оказании помощи ребенку и поддержке в преодолении кризисов и развитии детского творчества; обеспечить опережающую функцию образования: знания о закономерностях, законах, категориальное видение, смысловое взаимопроникновение знаний о мире и человеке; обеспечить условия для освоения законов поддержания собственного здоровья и понимания его как личной и государственной ценности; освоить способы профилактики, сохранения и восстановления здоровья; приобщение ребенка к национальным культурным ценностям, смыслам жизни (освоение полярных понятий терпимость – агрессия, долг – свобода, общность – индивидуальность, достоинство – ответственность); развитие индивидуального творческого созидательного потенциала личности, как его личной свободы и национальной ценности; развитие духовности, интеллекта и социальности (В.С.Соловьев – душа, разум, государство); школа должна нести образцы жизни – создавать их, демонстрировать.
Педагогические условия поддержки детства и ребенка:культурная идентификация;социализация; индивидуализация; ценностная ориентация;смыслообразование;социокультурный опыт.
Среда дошкольного образовательного учреждения с позиции современного образования строится как:образ мира, стиль поведения;средства совместного общения; знаково-символическое пространство;способы жизнедеятельности;творческое саморазвитие;ситуация жизни;ключевые смыслы. Деятельность дошкольников как:модель мира; способ познания и отношений;система взаимодействий;накопление ценностного потенциала;открытие личностных смыслов;потребность в самореализации; проект развития «Я – концепции».
Современное образование понимается как:средство позитивного развития;наука в управлении миром;путь выживания;путь развития планеты;непрерывное образование;мир информатизации и компетенций;подготовка к жизни в меняющемся обществе;воспитание человека мира.
Роль глобального образования в реформировании образования в России:обучение действовать;новый образ мышления;стиль жизни;поиск нестандартных решений;индивидуальный стиль деятельности;творчество, самостоятельность, ответственность;обучение мыслить;потребность изучения мировой опыт.
Глобальное образование понимается как:направления содержания образования: (изучение систем (экономической, политической, образовательной, семейной); изучение гуманных ценностей (общих и различных); изучение универсальных проблем (война, право, среда); изучение глобальной истории;уровни образования: (глобальной мегасистемы (планетарный), взаимодополнения, взаимообогащения образовательной системы (школа, вуз); интернациональное образование; мегасистемы – совокупность национальных образовательных пространств и систем);мегатенденции в обучении (массовость и непрерывность – как качества, значимость для индивида и общества, ориентация на освоение способов познавательной деятельности; адаптация образовательной программы к запросам и потребностям общества и личности; ориентация на личность и обеспечение условий самореализации).
Проблема преемственности в образовании:культурная идентификация;самореализация;индивидуализация;духовно-нравственное развитие;регионализация образования.
Качество непрерывного дошкольного и начального образования – качество жизни ребенка:совершенствование структуры и содержания образования – решение проблемы «расслоения» детей в плане подготовки к школе; предшкольное образование, предшкольное обучение, предшкольная подготовка: овладение началами языковой, языковой и компьютерной грамотности или обеспечение равных стартовых возможностей; понимание детства как закономерной последовательности развития личности; консолидация образовательных сообществ по разработке базовых, целевых ориентиров (личность, общение, действие, ритмика развития, здоровье); обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми в разных организационных формах; преемственность дошкольного и школьного образования в плане общего развития ребенка, психической, физической, психофизиологической, социальной, языковой, математической, компьютерной, культурной и компетентностной готовности; разработка «рамочного» документа как критерия готовности к школьному образованию.
Обеспечение преемственности в организации педагогического процесса между дошкольной и школьной ступенями образования:взаимодействие педагогов: (взаимопосещение занятий; лекции для педагогов ДОУ и начальной школы; семинары для педагогов ДОУ и начальной школы; совместные педсоветы;тренинги для педагогов, конференции и др.); педагогическое наблюдение (направления диагностической работы; формы организации диагностической работы; методические рекомендации по диагностике;обработка результатов диагностического наблюдения и др.); психологическое сопровождение: (адаптационный период;психологически безопасные и комфортные условия;сохранение детского сообщества;введение групповых правил;использование техники; личностно-ориентированного взаимодействия;организация коммуникаций и др.); педагогическое наблюдение (направления диагностической работы;формы организации диагностической работы;методические рекомендации по диагностике; обработка результатов диагностического наблюдения и др.).
Направления развития дошкольного образования:сохранение, развитие и распространение национальной культуры; обеспечение ребенку свободы выбора способов творческого самопроявления своего «Я»; создание условий для индивидуальной образовательной траектории развития;интеграция и преемственность дошкольного и начального образования;управление качеством образования и личностным развитием.
В качестве ожидаемых результатов развития современного дошкольного образования выступают:стимулирование негосударственных инвестиций; сохранение бесплатного дошкольного образования и развитие вариативного; качество дошкольного образования; сознательное отношение к образованию как высшей ценности;воспитание в духе высокой нравственности и уважения к закону; воспитание толерантной личности в условиях поликультурного дошкольного образования.
2.5. Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.
Образовательное пространство как субкультура детства:отношение к ребенку как к субъекту жизни и культуры, способного к саморазвитию; отношение к воспитанию как к культурному процессу; сензитивный период с ведущим видом деятельности; пространство образования как среда воссоздания образа мира, стиля поведения, деятельности, среды, жизненной ситуации.
Развитие личности в субкультуре детства:культурная идентификация; развитие способностей и потребностей; освоение компетенций;толерантная личность; социализация и вхождение в социум; становление индивидуального и личностного образа; духовно-нравственное развитие; ценностно-смысловое развитие.
Развитие дошкольников в культурно-игровом пространстве:ценность правил: взаимодействие и состязательность;развивают сюжет игры;нормативное поведение;справедливые отношения;выступают предписанием к действию;определяют условия выигрыша;стремление к успеху;развивают способность к договору;упорядочивают реакции ребенка на фрустрирующие ситуации;ценность смыслов: выживание;познание;сосуществование; толерантность;безопасность;согласование;диалог;коммуникации;достижение целей;соподчинение.
Поликультурное образовательное пространство ДОУ:региональный контекст содержания; национальные этнические ценности, традиции; интеграция образования, социума, культуры, истории; познание – отношение – ценность – смысл; многообразие культур, языков, личностей, свойств, явлений; диалог – общение – сотрудничество – сопричастность – идентификация – толерантность.
Развитие личности ребенка в поликультурном образовательном пространстве:культурная идентичность; познание многообразие мира; развитие творчества, свободы, достоинства;воспитание уважения и толерантного отношения к иной культуре; формирование социального опыта, социальных свойств и межличностных отношений; осознание сопричастности к культуре, роду, этнической группе; гражданское и патриотическое воспитание.
Модернизация содержания дошкольного образования на компетентностном подходе:видение ориентиров обучения; культуротворческая компетентность; владение методами получения информации; учебно-познавательная компетенция; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; ценностно-ориентированная компетентность; здоровье сберегающая компетентность;личностно-смысловая компетентность.
Ключевые компетенции Совета Европы:политические и социальные; межкультурные; информационные; определяющие владение устным и письменным общением; реализующие способность и желание учиться в течение всей жизни; изучать, думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать адаптироваться.
Освоение дошкольниками компетенций в сферах: познавательной - способы познания; языковой - способы говорения, чтение, письма, слушания; литературной - способы познания литературных образов; художественной - способы познания и описания образов и состояний; социально-коммуникативной -способы социального взаимодействия; математической - способы познания сенсорных свойств; психомоторной - способы определения своего тела в пространстве; физической культуры - способы двигательной активности.
Развивающие технологии,используемые в работе с детьми дошкольного возраста: игровые; коммуникативно-диалоговые; проективные; проблемно-поисковые; информационные; ситуативно-смысловые; эмоционально-стимулирующие; психологические; поддерживающие; методы сопровождения.
Категория смысла:единица сознания; внутренняя сторона слова; обобщенное отражение действительности; система значений; значимые переживания; личностное знание; знаки культуры и социума; индивидуализированное значение; отношение к чему-либо; надпредметное значение; скрытые смыслы; индивидуальная траектория; «актуализация» и т.д.
Личностные смыслы:тайны своего собственного «Я»; обучения и познания; идентификации; свободы; выбора; целевые ориентации; действия и поведения; мотивы и установки; отношение к другому; образ «Я»; личностные качества; ценностные ориентации; ситуации жизни; смысл «в себе и для себя»; место в жизни.
Развитие личности в предшкольный период:активность;развитие социальных способностей и навыков; интеллектуально-математическое развитие;развитие речи;интеллектуально-художественное развитие;психомоторное развитие;музыкальное развитие;физическое развитие;оздоровительно-коррекционная работа.
Безопасность детства: оптимальный уровень безопасности жизнедеятельности; сохранение субкультуры детства; обеспечение правовой защиты ребенка и детства;поддержка уверенности ребенка в своих силах; социальная защита детства и ребенка;стабильность детско-взрослых отношений;безопасное функционирование социальной системы;оптимальные социокультурные условия развития ребенка;поддержка взрослых в социальном становлении;соблюдение правовых, экономических, организационных, социально-психологических и др. нормативов;оказание коррекционной и реабилитационной помощи детям;система практических мер по защите прав и интересов детей и подростков;создание нормальных условий для их развития и воспитания.
Личность педагога в глобальном образовании:применяющий в работе педагогику сотрудничества;носитель культуры;владеющий ИКТ;интеллектуальные способности;ценностные отношения;создатель опыта;творческая индивидуальность;компетентность;критическое мышление;саморазвитие;сотрудничество.
Проектные задания ко второму модулю «Ценностно-смысловые аспекты современного образования».
1.Учебно-исследовательские задания:
1.1.Заполните сравнительную таблицу «Основные подходы к классификации ценностей».
Научные подходы | Авторы: | Виды ценностей: |
Философский | ||
Педагогический | ||
Психологический |
1.2. Заполните сравнительную таблицу«Основные научные подходы, посвященные смыслу и смыслообразованию».
Научные подходы: | Авторы | Основные идеи |
Психологический | ||
Культурологический | ||
Герменевтический (греч. hermeneutike — объяснение, истолкование) - учение о понимании скрытых смыслов текстов. | ||
Семиотический (греч. semeion - знак, признак) - теория знаков. | ||
Аксиологический (греч. axiologie - ценность) - теория ценностей | ||
Экзистенциальный (экзистенция - лат. existentia – существование) наука о человеческой жизни, ее неповторимости, уникальности | ||
Феноменологический(греч. phainomenon — являться, быть видимым) обращен к феноменам сознания | ||
Синергетический(греч. synergeia - совместное действие) наука о способах, закономерностях самоорганизации сложных систем |
1.3.Заполните сравнительную таблицу«Анализ концепций Детства».
Авторы | Основные понятия: | Идеи |
Ж.Ж.Руссо | ||
М.Монтессори | ||
Р. Штайнер | ||
Г.Гегель | ||
З. Фрейд | ||
Э.Эриксон | ||
Л.Демоз | ||
М. Мид. | ||
А.Геззел | ||
Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М.Хайдегер | ||
Я.Корчак | ||
Н.И.Новиков | ||
В.Ф.Одоевский | ||
Н.А.Добролюбов | ||
К.Д.Ушинский | ||
Н.И.Пирогов | ||
П.Ф.Лесгафт | ||
К.Н.Венцель | ||
В.М.Бехтерев | ||
С.Т.Шацкий | ||
А.С.Макаренко | ||
В.В.Зеньковский | ||
П.П.Блонский | ||
Л.С.Выготский | ||
Д.Б.Эльконин | ||
В.А.Сухомлинский | ||
Е.В.Бондаревская | ||
М.С.Каган | ||
И.С.Кон | ||
В.И.Слободчиков | ||
Д.И.Фельдштейн | ||
А.Г.Асмолов | ||
М.В.Осорина | ||
В.С.Мухина | ||
В.Т. Кудрявцев | ||
Р.М. Чумичева |
2. Проективное задание.
2.1.Разработайте содержание инновационного проекта по проблеме «Ценностно-смысловое развитие детей дошкольного (младшего школьного) возраста», согласно следующей структуры (актуальность проекта, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства реализации, новизна разработки, продолжительность реализации проекта, перспективы развития проекта и т.п.)
Тестовое задание ко второму модулю:
Задание: выбери правильный вариант (варианты) ответа
1. Культурная идентификация – это:
А) приобщение человека к миру культуры,
Б) путь развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка в процессе отождествления себя с культурой своего народа,
В) построение взаимодействия на основе сотрудничества.
2. Классификация ценностей (по Р.М. Чумичевой):
А). Политические,
Б). Культурно-познавательные,
В). Гуманистические,
Г). Нравственные,
Д).Эстетические.
3. Основные функции культуры:
А) человекотворческая,
Б) гносеологическая (познавательная),
В) информационная,
Г) коммуникативная,
Д) ценностно-ориентационная,
Е) нормативно-регулирующая,
Ж) искусствоведческая.
4.Типы идентификации (по З. Фрейду):
А) первичная,
Б) вторичная,
В) главная
Г) второстепенная
5. Компоненты культурной идентификации (по Е.В. Бондаревской).
А) нормативный,
Б) эмоциональный,
В) аксиологический,
Г) когнитивный,
Д) деятельностно-творческий
Е) личностный
6.Параметры идентификации (по Е.З. Басиной):
А) устойчивость,
Б) длительность,
В) целостность,
Г) глобальность,
Д) значимость
7.Идея –
А) задачи, требующие решения
Б) цитаты научных источников
В)мысль, получившая концептуальное оформление.
8.Отношения –
А) мотивы поведения человека
Б) система связи личности с различными сторонами объективной действительности.
В) целевая установка личности
9. Смысл-
А) внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления
Б) отличительная характеристика личности
В) структура личности
10. Субкультура –
А) научное единство знаний
Б) специфическое состояние личности
В) система ценностей, традиций, обычаев, присущих соц. группе
11. Функция ценностей (поН.А.Асташковой, А.Г.Здравомыслову и др.)
А) смыслообразующая
Б) оценивающая
В) ориентации
Г) нормативная
Д) регулирующая
Е) контролирующая
Ж) гуманизации
12.Детство –
А) важнейшая часть человеческой жизни
Б) этап развития человека, предшествующий взрослости
В) состояние личности
Задание: допишите понятие, раскрывающее следующее определение:
13. Система взглядов, определенный способ понимания, трактовки явлений, процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения; ведущий замысел в структуре теории - _____________________________________________________________________________
14. Процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания - ________________________________________________________
15.Уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности - ____________________________________________________________________________
16. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях- ____________________________________________________________________________
17.Научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий -____________________________________________________________________________
18.Совокупность целенаправленного учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом - ____________________
19.Научное единство знаний в области воспитания обучения и образования, в котором педагогические факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими - _______________________________________________
20.Отражение объективных, внутренних, существенных и относительно стойких связей педагогических явлений, способствующее научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного педагогического решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов образовательно-воспитательной деятельности - _________________________________________________
Основная литература к модулю:
1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед. наук. Ростов-н/Д, 1989,-180 с.
2. .Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе.(Психолого –дидактический подход). –Ростов-на-Дону,2003.-480с.
3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - М: МГИК, 1992.
4. Артюхова И.С. Ценности и воспитание.// Педагогика, 1999., №4, с. 117-121.
5. Афанасьева И.Г. Социальные ценности и ценностные ориентации. - М.: МГУ, 1986.-150 с.
6. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века.// Педагогика, 1996, № 3, с. 72-75.
7. Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания./ Ростов-н/Д.: творческий центр "Учитель", 1999.-560 с.
8. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.- 339 с.
9. Леонтьев Д.А. Ценность как дисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции.// Вопросы философии, 1996, с. 15-25.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
11. Ребенок в мире культуры/ Под редакцией Чумичевой Р.М.,Ставрополь, 1998.-558с.
12. Таранова Т.Н.Дошкольное образование в системе культуры: Монография. - М.:Илекса; Ставрополь, 2004.-360с.
13. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края).- Ростов-н/Д, 2005.- 311с.
14. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона».- Ростов-н/Д, 2005.- 234с.
Дополнительная литература к модулю:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
2. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. ...д-ра пед. наук. Челябинск, 1995.
3. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореферат дисс… доктора псих. наук. Новосибирск, 2000.- 41 с.
4. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореферат дисс… доктора псих. наук., Новосибирск, 2000.- 40 с.
5. Федеральная программа развития Российского образования // Россия-2010. 1993. № 2. с. 6-81.